Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
К концу 50-х гг. в связи со сменой
социально-политического курса
25декабря 1958 г. был принят
Закон Союза ССР «Об уголовной
ответственности за
Новый закон в разделе «Особо
опасные государственные
Вместе с тем ряд
Во-первых,заговор с целью захвата власти был включен в п. «а» ст. 64 УК РСФСР как одна из форм измены Родине, хотя явно не вписывался в непосредственный объект данного преступления (при измене - это внешняя безопасность, при заговоре -внутренняя). В результате измена Родине (ст. 64) стала представлять собой сложный и тяжеловесный состав преступления, включающий семь форм изменнической деятельности вместо четырех, как это было в УК 1926 г.
Во-вторых,была недооценена историческая перспектива ст. 58J УК 1926 г., в которой предусматривалась ответственность за «вооруженное восстание», «вторжение... на советскую территорию вооруженных банд», «захват власти в центре или на местах»,включая «насильственное отторжение от Союза ССР и отдельной союзной республики какой-либо части ее территории». Новая волна кодификации уголовного законодательства в рамках Российской Федерации показала обоснованность многих из указанных признаков состава преступления.
«По воле законодателя ст. 70 УК РСФСР была направлена на защиту политической системы нашего государства и ее основы - Советской власти. На самом же деле данная статья карала за негативные мысли и убеждения, распространяемые лицом письменно или устно, разве что за исключением такой ее формы, как агитация или пропаганда, проводимая в целях совершения отдельных особо опасных государственных преступлений»[7].
В-третьих,вместо нормы о контрреволюционной пропаганде или агитации (ст. 5810)была введена норма об антисоветской агитации и пропаганде (ст. 70) с широкой трактовкой признаков состава преступления. Ради исторической объективности следует сказать, что норма, предусмотренная ст. 5810 УК 1926 г., с технико-юридической точки зрения более четко, конкретно определяла пропаганду и агитацию, сужал ее рамками призывов к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений. По сути, к призывной форме агитации и пропаганды мы возвратились теперь при обеспечении правовой защиты основ конституционного строя России (ст. 260 УК РФ1996 г.).
В1984 г. Закон СССР «Об ответственности
за государственные преступления»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1984 г. была изменена редакция ст. 1, 5, 7 Закона, а также включена новая статья 131 «Об уголовной ответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну». В соответствии с ним Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г. была изменена редакция ст. 64, 68, 70 УК и дополнительно включена ст. 761 УК Внесенные изменения и дополнения проанализированы и достаточно полно освещены в юридической литературе[8].
Реформирование Закона началось с безотлагательной отмены в 1989 г. ст. 7 Закона (ст. 70 УК РСФСР) об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду.Вместо агитации и пропаганды преступлением были объявлены призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70 УК) и к совершению преступлений против государства (ст. 701 УК). Тем самым были резко сужены рамки уголовно-правового запрета, несущего на себе исторически наибольшую политико-идеологическую нагрузку[9].
Происшедшие изменения в политической и общественно-экономической жизни страны нашли отражение в Законе РФ «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации» от 9 октября 1992 г[10]. В соответствии с ним в УК РСФСР внесены отдельный изменения и дополнения. Общая направленность закона соответствует его названию - усилить защиту конституционных органов государственной власти.
Законом РФ от 29 апреля 1993 г. в главу
УК о государственных
Сложность и противоречивость понятия,
системы и классификации
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
Система преступлений, ответственность
за которые предусматривает
Разумеется,с учетом различных точек зрения, концепций и научных позиций во взглядах на сегодняшние реалии.
В условиях тяжелого кризиса в стране,
обострения политической борьбы, сложных
и нередко конфликтных
К актуальным проблемам совершенствования
уголовного законодательства,
В УК родовым объектом государственных
преступлений названы «Основы
По нашему мнению, родовым объектом рассматриваемых преступлений является государственная безопасность как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, которые реально имеются в современных условиях перехода России к новому общественно-экономическому строго.
В зависимости от понимания источников опасности, а следовательно, непосредственных объектов существуют различные взгляды на классификацию преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. А. В. Наумов, с оговоркой об известной условности, предлагает следующую классификацию преступлений:
1)Преступления, посягающие на внешнюю
безопасность Российской
2)Преступления, посягающие на легитимность
государственной власти, то есть
направленные на
3)Преступления, посягающие на конституционный
принцип политического
4)Преступления, посягающие на экономическую
безопасность и
5)Преступления,
посягающие на конституционный
запрет разжигания расовой,
По нашему мнению, представленная классификация носит спорный характер по ряду причин.
Во-первых,не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной строгости и четкости и приобретает характер спонтанности и умозрительности.
Во-вторых,преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278, 279, 280), посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации. Легитимность как «признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия»[12]безусловно страдает при совершении указанных преступлений. Однако не она является объектом рассматриваемых преступлений, а сама внутренняя безопасность как состояние защищенности конституционного строя от внутренних угроз. Вполне правомерно можно ставить вопрос о легитимности существующего конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы.
Выводы по 1 главе
По нашему мнению, в основе классификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства должна лежать направленность источников угроз. В обобщенной форме эти источники угроз могут быть извне,внутри страны, а также иметь место в экономической сфере. Источники угроз в экономике могут быть в принципе и извне, и внутри. Выделение их и отдельное рассмотрение обоснованно и актуально в связи с переходом России к новым общественно-экономическим отношениям. Причем речь идет о тех сферах экономики,где и в условиях рынка сохраняются монопольные права государства (на выпуск официальных денежных знаков, перемещение товаров и предметов через таможенную границу, контроль и преследование за выпуск фальшивых денежных знаков и т. п.).Именно эти сферы экономики, но нашему мнению, должны защищаться средствами составов государственных преступлений[13], т. е. речь идет о государственной экономической безопасности.
Соответственно источникам угроз, родовой объект - государственная безопасность делится на три непосредственных объекта: внешняя безопасность, внутренняя безопасность и экономическая безопасность.
В целом классификация
Преступления,посягающие на внешнюю безопасность:
-государственная измена (ст. 275 УК);
-шпионаж (ст. 276 УК);
-разглашение государственной
-утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).
-преступление, посягающее на экономическую безопасность, — диверсия (ст. 281УК).
Преступления,посягающие на внутреннюю безопасность:
-посягательство на жизнь
-насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК);
-вооруженный мятеж (ст. 279 УК);
-публичные призывы к
-возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК).
Общее понятие преступлений против государства, с учетом источников угроз и направленности на указанные сферы общественных отношений, представляется в следующем виде.
Преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства признаются предусмотренные уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на государственную безопасность Российской федерации.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну,которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, сводят на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработки планов обороны страны в особый период и т п Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к "замораживанию"строительства особо важных объектов вызвать осложнения в межгосударственных отношениях вплоть до разрыва экономических связей.
Необратимый ущерб несут в себе действия изменника в годы войны или военного конфликта. Так,измена Родине, совершенная Власовым в период Великой Отечественной войны,стоила жизни многим тысячам бойцов и командиров Советской Армии Большой ущерб государственной безопасности страны нанесли изменники — агенты иностранных разведок Пеньковский, Филатов, Толкачев, Суслов и др.[14]
Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений