Правовая характеристика государственных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ук курс..docx

— 133.40 Кб (Скачать)

Разглашение может быть совершено  как действием, так и бездействием (например,бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий,таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Порядок сохранности государственной тайны  регулируется Законом РФ "О государственной  тайне" от 21 июля 1993 г, Правилами отнесения  сведений,составляющих государственную  тайну, к различным степеням секретности[36],Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.[37], а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т. п.Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежит точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующим перечнем, а при необходимости — проведением экспертизы.

Преступление окончено с момента  восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, достаточно общего понимания  смысла предаваемой огласке информации.Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т. п.

Субъективная сторона разглашения  сведений характеризуется только умышленной формой вины,поскольку в УК оговаривается, что по неосторожности совершаются преступления,если об этом прямо указано в диспозиции конкретной нормы (ст. 24 УК).

При прямом умысле лицо, сознавая общественно  опасный характер действий, связанных  с разглашением государственной  тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и  желает этого (например, в доверительном  разговоре с родственниками и  близкими людьми) Так, работая на строительстве  специального объекта, техник. Он разгласил  в частной беседе своей знакомой К. сведения о дислокации и назначении режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».

Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно  опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать  достоянием посторонних лиц, и допускает  факт восприятия сведений посторонними людьми. Так оценивается ведение  разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает  возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых  вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных  схем, таблиц,графиков и т. п.

Мотивами совершения разглашения  чаще всего выступает бахвальство, а целью — показать постороннему (в юридическом смысле слова) свою осведомленность, компетентность,подчеркнуть 'важность" и "значимость" своей персоны при решении практических вопросов В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы "помочь" близкому человеку в выполнении научной работы,выступлении с лекцией и т д.

Субъект при разглашении - специальный, т е лицо вменяемое, достигшее  шестнадцатилетнего возраста, которому указанные сведения были доверены или  стали известны по службе или работе.

В период с 9 по 14августа 2002 года С., имея допуск к сведениям, составляющим государственную  тайну и не подлежащим разглашению, без умысла на государственную измену привлек подчиненных военнослужащих рядовых С-ова и Ш. к изготовлению на категорированной ПЭВМ личного плана  работы командира командного пункта на период его перевода с мирного  на военное время (далее по тексту - "Личный план работы командира части"). В результате этого указанные военнослужащие узнали сведения, подпадающие под п. 5 "Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", с последующими изменениями и дополнениями, а также под п. 154 графы 11 (сведения, раскрывающие мобилизационное развертывание войск(сил)) "Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны РФ N 015 от25 марта 2002 года "Об утверждении перечней сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации", составляющие государственную тайну с грифом секретности "секретно".

В кассационных жалобах защитник Т. и осужденный С., не оспаривая обоснованность осуждения последнего за превышение должностных полномочий и правильность квалификации этих преступных действий по соответствующей статье УК РФ, приводя  аналогичные доводы, настаивают на оправдании С. по ч. 1 ст. 283 УК РФ за отсутствием  в его действиях состава преступления и снижении ему наказания по п. "а" ч.3 ст. 286 УК РФ.

В обоснование этого адвокат  Т. указывает, что, признав С. виновным в разглашении секретных сведений, которые содержатся в п. п. 17, 21, 22, 25 и 27 "Личного плана работы командира  части", суд вышел за пределы  предъявленного ему обвинения и  ухудшил положение осужденного, что в соответствии со ст. 252 УПК  РФ недопустимо.

Необоснованным, по мнению заявителей, является и вывод суда о разглашении  С. сведений,составляющих государственную тайну, которые стали известны посторонним лицам,поскольку, помимо повторяющегося доклада об отмобилизовании роты охраны и разведки при объявлении различных степеней боевой готовности, никаких секретных сведений в "Личном плане работы командира части" не содержится.

Более того, само по себе эпизодическое  привлечение С-ова и Ш. к работе над составлением этого документа, который имеет большой объем и изобилует специальными терминами, по мнению заявителей, не позволяло указанным лицам понять его содержание и усвоить материал, с которым они работали. Следовательно, эти сведения не стали достоянием гласности, поэтому в действиях С. отсутствует состав преступления,предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ.

Однако из материалов дела видно, что  С. не только не принимал действенных  мер к соблюдению режима секретности  среди подчиненных военнослужащих во вверенной ему части, но и сам  создал предпосылки к разглашению  сведений, составляющих государственную  тайну,в результате чего эти сведения стали известны посторонним лицам.

Так, по делу установлено, что именно С. своим распоряжением привлек  подчиненных ему военнослужащих по призыву рядовых С-ова и  Ш., не имеющих соответствующего допуска, для обработки с помощью категорированной ПЭВМ и распечатывания на бумаге "Личного  плана работы командира части", в результате чего сведения, составляющие государственную тайну с грифом секретности"секретно", стали известны указанным военнослужащим.

Учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной  тайны, понимал,что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с "Личным планом работы командира части", имеющим гриф "секретно", но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков измены Родине[38].

От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного.

Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно  предметов,сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого наступили тяжкие последствия.

К документам относятся текстовые  и графические материалы, исполненные  типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы,топографические карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т п), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну Документ - это акт,имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы

Предметы,сведения о которых образуют государственную тайну, — это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся, закрыты?образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т. п.

Объективно преступление складывается из совокупности трех признаков:

а)деяния, связанные с нарушением установленных правил обращения с документами(предметами),

б)выход документов из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия,

в)причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Правила обращения с документами  регламентируются законами и подзаконными актами(инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушение правил выражается: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т. д.

Документ считается вышедшим из владения, если его нет ни в месте  постоянного хранения,ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.

Между фактом нарушения правил обращения  с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его  выходом из владения и наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий  не находятся в причинной связи  с имевшим место нарушением правил обращения с ним,то состав преступления отсутствует.

Субъективная сторона характеризуется  двойной (смешанной) формой вины (см. ст. 27 УК). По отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть как в форме умысла, так и неосторожности. По отношению же к наступлению последствий вина может быть только в форме неосторожности (но легкомыслию или небрежности).

Если документ утратил кто-либо из подчиненных должностного лица, но утрата явилась следствием небрежного или недобросовестного выполнения должностным лицом своих обязанностей по организации и контролю за режимом  работы с документами,содержащими государственную тайну, и это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, то это должностное лицо несет ответственность за халатность (ст. 293 УК).

Субъектом данного преступления может  быть только лицо, имеющее допуск к  государственной тайне (ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993г.).

С одной стороны, наличие допуска  свидетельствует, что ответственность  несет человек, знающий все особенности  работы с документами подобного  рода, давший подписку о неразглашении сведений, соблюдении правил обращения с подобными документами (предметами).

С другой стороны, существует целая  категория граждан, которые могут  иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, при отсутствии у них допуска(депутаты, адвокаты и т. д.).

Выводы по 2 главе

 

Выделение двух и даже трех групп  в системе преступлений против основ  конституционного строя и безопасности государства представляется неполным, так как направленность некоторых  преступлений на тот или иной объект зависит от фактического содержания деяния, поэтому определение непосредственного  объекта как классификационного критерия не является абсолютным. Например, разглашение государственной тайны  может причинить серьезный вред только внутренней безопасности, не затрагивая внешней безопасности страны. И наоборот,террористические акты, вооруженные мятежи и межнациональные столкновения способны серьезно подорвать именно внешнюю безопасность РФ.

ГЛАВА 3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного  деятеля

 

Посягательство  на жизнь государственного или общественного  деятеля уголовный закон рассматривает  как террористический акт, т. е. деяние, посягающее на политическую систему  России, а также жизнь и здоровье потерпевшего. Террористический акт  выступает составной частью более  общего, массового и опасного явления - терроризма[39].

Потерпевшими  при террористическом акте могут  выступать только государственные  или общественные деятели, т. е. лица, проявившие себя в какой-либо области  общественной или государственной  деятельности[40].

К государственным  деятелям относятся руководители и  ответственные работники высших и местных органов власти и  управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы  администраций республик и областей, ответственные работники администрации  Президента РФ, аппарата правительственных  структур и т.п.,которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции[41].

К общественным деятелям относятся  лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.

Посягательства на близких родственников  и членов семьи указанных лиц  не образуют террористического акта и квалифицируются по соответствующим  статьям УК как преступление против личности.

Посягательство на жизнь означает совершение деяний, непосредственно  направленных на убийство государственного либо общественного деятеля, независимо от наступления фактических последствий. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий террориста, момент окончания преступления как бы перенес  на стадию покушения. Фактическое наступление  смерти или покушение на жизнь  указанных лиц охватываются признаками данного состава преступления и  не требуют дополнительной квалификации по статьям за убийство (ст. 105 УК) либо умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111, 112 УК).

Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений