Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-доминирование эмоциональных
-создание харизматического
Все эти признаки не только имеют место, но и в большинстве случаев тесно взаимодействуют между собой, вытекают один из другого, имеют неразрывную внутреннюю связь. Большинство из них присущи любому экстремистскому движению:от религиозных сект до профашистских организаций.
В отечественной
научно-исследовательской
Подобное
разделение экстремистских проявлений
по политическому, национальному и
религиозному признакам, которое присутствует
в большинстве научных работ,
Национальный
экстремизм почти всегда несет в
себе элементы экстремизма политического
и достаточно часто - религиозного.
В свою очередь политический экстремизм,
как правило, имеет в своей
основе если не чисто религиозную
идею, то псевдо-религиозную. Такая
идеология в подавляющем
Например,религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели. Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные - ее противниками[56].
Представители экстремистских движений часто приравнивают национальность человека к его религиозным убеждениям.
Таким образом, можно сделать вывод, что любое экстремистское движение не только включает в себя различные элементы. Эти элементы взаимно влияют друг на друга,а в каждой конкретной ситуации проявляются сильнее или слабее.
В связи с тем что преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, направлено против политической системы страны, нормального функционирования органов государственной власти, ее законных представителей и безопасности государства в целом, законодатель отнес его к категории преступлений против государственной власти. Законодатель также указал на общественную опасность и отнес к категории уголовно наказуемых призывы к осуществлению экстремистской деятельности, потому что содержанием экстремистской деятельности охватываются деяния, уже обозначенные в Уголовном кодексе как преступные и совершение одних только призывов к такой деятельности подлежит уголовной ответственности[57].
Объектом указанного преступления является большая группа общественных отношений в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также обеспечения основ конституционного строя и безопасности государства.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, составляют действия,заключающиеся в проведении публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Согласно Закону № 114 под данной деятельностью понимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций,либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию,организации, подготовке и совершению действий, направленных:
-на насильственное изменение
основ конституционного строя
и нарушение целостности
-подрыв безопасности
-захват или присвоение
-создание незаконных
-осуществление
-возбуждение расовой,
-унижение национального
-осуществление
массовых беспорядков,
К экстремистской деятельности также относится:
-пропаганда исключительности, превосходства
либо неполноценности граждан
по признаку их отношения к
религии, социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой
- воспрепятствование законной
деятельности органов
-публичная клевета в
-применение насилия в
-посягательство на жизнь
-нарушение прав и свобод
-создание и (или)
-пропаганда и публичное
-публичные призывы к
-финансирование указанной
К определению
экстремистской деятельности, данному
в законе с учетом новых изменений,
со стороны многих юристов и правоведов
имеется ряд претензий.Во-
Во-вторых,отнесение к экстремизму "применения насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу его применения в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей", т.е. деяния, предусмотренного ст. 318 УК РФ,представляется слишком неопределенным, способным неоправданно расширить круг лиц, причисляемых к экстремистам, за счет лиц, совершивших такие противоправные деяния не по политическим, а по иным, например бытовым, мотивам. Также необходимо уточнить статус потерпевшего представителя государственной власти.
В-третьих,представляется юридически неоднозначной возможность включения в перечень экстремистских действий публичной клеветы в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенной с обвинением указанного лица в совершении деяний,содержащих признаки экстремистской деятельности. По сути, это одна из форм клеветы, являющейся преступлением против личности. Как следует из ст. 129 УК РФ, под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. При совершении указанного деяния виновный публично выказывает свое неприятие экстремизма, хотя бы и ложно приписанного другому лицу. Перевод одной из форм клеветы в разряд экстремистской деятельности может привести к ее расширительному применению в отношении критикующих власть представителей оппозиции[60].
При проведении расследования данного преступления необходимо особое внимание обращать на обстоятельства, образующие событие преступления (время, место и способ совершения преступления), так как законодатель связывает общественную опасность призывов к осуществлению экстремистской деятельности с их публичным характером.
Публичность как обязательное условие
наступления уголовной
Не имеет ни малейшего значения, насколько и какая часть данной аудитории как реальный адресат восприняли или разделяют предлагаемую позицию. "Арифметический"[61] подход к оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного, как воспринимала призывы присутствующая при этом публика. Публичный характер призывов не вызывает сомнений, если лицо выступает с ними на митинге,собрании, перед возбужденной толпой или используя иное скопление людей.
При совершении преступления, подпадающего под ст. 280 УК РФ, сразу же возникает вопрос относительно понятия уголовно наказуемого призыва.
Призыв означает обращение к
гражданам в устной, письменной или
изобразительной(наглядно-
Формы призывов бывают разными (устными и письменными, с применением технических средств и с использованием средств массовой информации и т.п.). Наиболее опасными законодатель считает призывы с использованием средств массовой информации,выделяя такие призывы в качестве квалифицированного состава преступления (ч. 2ст. 280 УК РФ)[62].
Составом преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, охватываются все формы призывов,поэтому противоправность и наказуемость деяния в данном случае определяется не формой. Закон связывает наступление ответственности за призывы с их содержанием и публичным характером.
Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента реализации публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности независимо от того, достигли или нет эти призывы своей цели - воздействия на граждан.
Ранее приготовление к преступлению (например, изготовление листовок, плакатов,подготовка произведений соответствующего содержания) не являлось уголовно наказуемым, так как законодатель относил преступление, предусмотренное ст. 280УК РФ, в соответствии со ст. 15 УК РФ к числу преступлений средней тяжести. Но в связи с внесением 14 июля 2006 г. изменений в Закон N 114 данное положение уже не действует. Теперь указанные действия (изготовление листовок, плакатов,различных произведений соответствующего содержания), т.е. подготовка к проведению публичных призывов признается экстремистской деятельностью. Статья15 данного закона гласит: "Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке".
Призывы к осуществлению всех этих действий по существу являются подстрекательством к совершению преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 208, 212, 213, 214, 278, 279, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ. Отличие в данном случае состоит в том, что призывы к осуществлению экстремистской деятельности обращены не к кому-либо конкретно, а к неопределенному кругу лиц.
Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений