Правовая характеристика государственных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ук курс..docx

— 133.40 Кб (Скачать)

Объективно фактическими последствиями  посягательства могут быть наступление  смерти,причинение вреда здоровью различной тяжести. Возможно и полное отсутствие вреда здоровью, когда покушение не реализовалось в указанных последствиях (например,террорист стрелял, но промахнулся). Не влияя на квалификацию (во всех этих случаях налицо признаки оконченного теракта), наличие или отсутствие вредных последствий учитывается в оценке степени вины субъекта и вынесении ему меры наказания. Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222УК РФ.

Теракт  совершается с прямым умыслом, т.е. субъект осознает общественно опасный  характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и  желает его совершить. Обязательными  признаками субъективной стороны при  этом является наличие либо цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива - мести за такую деятельность. Следовательно,террористический акт выступает "ответной мерой" за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводит потерпевший, либо местью за ее осуществление[42].

Субъектом теракта могут быть гражданин  России, иностранный хражданин либо лицо без гражданства, достигшие  шестнадцати лет.

 

§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание  власти

 

Данное преступление посягает на те основы конституционного строя России, где закреплены принципы, порядок  формирования и функционирования государственной  власти.Конституция гласит, что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою влаетъ непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ) Высшим выражением власти признаются референдум или свободные выборы (ч. 3 ст. 3)

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент  России, Федеральное Собрание, Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации Государственную власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции  РФ).

Любой путь неконституционною прихода  к власти и ее удержания является противоправным"Никто не может присваивать власть в Российской Федерации Захват власти или присвоение властных полномочии преследуется по федеральному закону" (ч.4 ст. 3 Конституции).

При насильственном захвате или  насильственном удержании власти непосредственный ущерб наносится интересам народа как главного источника власти, а  также укачанным выше физическим и юридическим лицам, осуществляющим властные полномочия.

Объективно преступление выражается в трех видах действий, направленных на:

а)насильственный захват власти;

б)насильственное удержание власти;

в)насильственное изменение конституционного строя Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться либо в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Действия  могут носить локальный характер, связанный с захватом позиции  одной из ветвей власти(законодательной, исполнительной или судебной}, либо широкомасштабный,направленный на всех субъектов власти Они могут относиться к деятельности ценхральных органов власти либо к органам власти субъектов Федерации[43].

Насильственные действия по захвату  власти могут выражаться в нанесении  вреда различной тяжести здоровью какого-либо лица, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного  следует, в зависимости от мотивов  и целей, квалифицировать либо как теракт (ст. 277 УК), либо как умышленное убийство (ст. 105 УК).

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляцией  депутатов, недопущением их входа в  рабочие помещения,угрозой физической расправы, предъявлением ультиматумов и т. п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели  они к фактическому ее обладанию.

Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они  явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили  организаторами вооруженного мятежа.

Действия,направленные на насильственное удержание власти, выражаются в недопущении функционирования конституционной системы власти, т. е. власть удерживают либо те лица, срок полномочий которых истек, либо те, кто ее до этого незаконно захватил. Факт насильственного удержания власти означает, что субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно захватил, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен предыдущему виду преступления[44].

Действия,направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти(например, отмене поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления и принятия решений, принятии насильственным путем новой "конституции" с существенными деформациями прав и свобод личности и т. п.

Преступление  совершается с прямым умыслом, т.е. виновный сознает общественную опасность  действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а  равно на насильственное изменение  конституционного строя России, и  желает совершения этих действий. Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном невосприятии либо прямой ненависти к существующему конституционному строю. Если указанные действия, например, по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК)[45].

Цель данного преступления, как  видно из диспозиции статьи, логически  связана с направленностью совершаемых  лицом действий - насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин  или лицо без гражданства, достигшие  шестнадцати лет.

§ 3.3 Вооруженный  мятеж

 

Объектом преступления являются основы конституционного строя, а также  территориальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь  и здоровье граждан.

Объективно преступление выражается в двух видах деяний:

а)организация вооруженного мятежа;

б)активное участие в нем.

Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению  усилий значительного числа вооруженных  лиц к выступлению против конституционных  органов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различными и зависеть от множества факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию  лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому  составу и т. д.).

Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей,создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения(вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т. д.

Вооруженность означает, что значительное число  лиц, совершающих противоправный действия,имеет оружие и реальную возможность его применения. Понятие оружия дается в Федеральном законе "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ[46].

Согласно  ст. 1 названного Закона, под оружием  понимаются устройства и предметы,конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Под огнестрельным оружием понимается оружие, конструктивно предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом,получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда[47].

Действия организатора признаются оконченным преступлением с момента  совершения указанных практических действий, независимо от того, воплотились  они в фактическом вооруженном  выступлении против законных органов  власти или оказались по каким-то причинам сорванными (не удалось объединить людей, деятельность пресекли правоохранительные органы и т. д.).

Активное  участие в вооруженном мятеже выражается в действиях по свержению  или насильственному изменению  конституционного строя либо нарушению  территориальной целостности Российской Федерации. Это может выражаться в самопровозглашении отдельной  территории России независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий к должностным лицам  законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных  властей, вооруженном сопротивлении  федеральным воинским контингентам, призванным восстановить конституционный  порядок, и т. д[48].

Преступление совершается с  прямым умыслом. Организатор и активный участник вооруженного мятежа сознают  общественно опасный характер своих  действий и желают их совершения.Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целей свержения или насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Если вооруженный мятеж явился следствием развития предшествующего  ему насильственного захвата  власти, то налицо реальная совокупность преступлений,предусмотренных ст. 279 и 278 УК.

В вооруженный  мятеж могут перерасти массовые беспорядки (ст. 212). В этом случае также  налицо реальная совокупность двух преступлений. Отличие между ними следует проводить  по всем элементам состава преступления. Объекты вооруженного мятежа - политическая система и территориальная целостность  Российской Федерации. Массовые беспорядки посягают на общественную безопасность.Вооруженный мятеж - это организованное выступление против конституционных органов власти Массовые же беспорядки, как правило, локальны и несут в себе черты стихийности, спонтанного развития событий[49].

Если вооруженному мятежу предшествовало создание незаконного вооруженного формирования, которое затем влилось  в ряды мятежников, действия виновных квалифицируются по совокупности ст. 279 и 208 УК.

Субъектами вооруженного мятежа могут  быть только его организаторы и активные участники в возрасте не менее  шестнадцати лет. Пассивные члены  вооруженного формирования,не принимавшие непосредственного участия в акциях по свержению или насильственному изменению конституционного строя, не являются субъектами данного преступления и могут нести ответственность лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формирования - ст. 208 УК, незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств - ст. 222 УК и т. д.).

 

§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности

 

В последнее время очень много говорится о росте экстремизма, угрозе, которую он представляет для отдельных стран и мирового сообщества в целом. Появилась даже своеобразная мода на экстремизм. Множество работ посвящено рассмотрению причин экстремизма и условий совершения преступлений соответствующего характера, а также их последствий. Однако мало внимания уделяется интеллектуальной работе,проводимой экстремистами, их идеологической деятельности. А ведь именно она обеспечивает приток последователей экстремистской идеологии, благодаря ей экстремизм продолжает развиваться.

Поэтому хотелось бы коснуться такой  специфической стороны экстремизма, как подстрекательская деятельность его представителей.

После ввода в действие Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон № 114) существенным изменениям была подвергнута  ст. 280 УК РФ, предусматривавшая ранее  ответственность за"публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации". В новой редакции данная статья предусматривает уголовную ответственность за "публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности".

В энциклопедическом  словаре экстремизм (от лат. extremus - "крайний")определяется как "приверженность к крайним  взглядам, мерам (обычно в политике)"[50]. Однако данное определение расплывчато и не отражает все особенности этого сложного явления.Не совсем ясно, какие взгляды следует признавать "крайними", а какие- нет, и кто будет это определять. Под "взглядами" с определенным приближением можно понимать идеологию, идейные убеждения, не всегда связанные с какими-либо практическими, тем более противоправными действиями. А меры, в свою очередь, предусматривают совершение каких-либо конкретных действий, в том числе насильственных, направленных на свержение конституционного строя или дестабилизацию ситуации в стране[51].

В современной  научной литературе экстремизм в  его широком значении определяется как идеология, предусматривающая  принудительное распространение ее принципов,нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление[52].

Экстремизм при этом наделяется следующими признаками:

-отрицание инакомыслия и нетерпимость  к сторонникам иных взглядов (политических,экономических, конфессиональных и др.);

-попытки идеологического обоснования  применения насилия по отношению  не только к активным противникам,  но и к любым лицам, не  разделяющим убеждения экстремистов;

-апелляция к каким-либо известным  идеологическим или религиозным  учениям,претензии на их "истинное" толкование или "углубление" и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений;

Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений