Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
С субъективной
стороны преступление совершается
только с прямым умыслом. Виновный осознает,
что призывает граждан к
Законодатель не указывает цели таких призывов, однако они вытекают из самой направленности действий и содержания умысла. Цель в данном случае заключается в возбуждении у граждан желания осуществлять экстремистскую деятельность. Таким образом, цель является обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, является любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.
Под квалифицированным составом преступления
(совершение публичных призывов с
использованием СМИ (ч.2)), понимаются призывы,
распространенные с помощью периодического
печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы,
Выводы по 3 главе
Одно из ключевых слов, используемых в тексте закона и определяющих направленность данного общественно опасного деяния, - власть.Изучение норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами. Однако стоит подчеркнуть, что диспозиция статьи в отличие от ее названия упоминает и о конституционном строе как объекте посягательства. Несомненно, насильственный захват власти или ее насильственное удержание не повлечет таких радикальных изменений в государственно-политическом устройстве, а вот насильственное изменение конституционного строя меняет весь прежний уклад экономических, политических, социальных отношений. Поэтому необходимо градировать ст. 278 УК РФ в зависимости от посягательств на объекты уголовно-правовой охраны и форм объективной стороны на две части.
«1. Действия, направленные на насильственный захват власти и на насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, -
наказываются …
2. Действия, направленные на
наказываются…»
Следует также изменить название ст. 278 УК РФ на"Насильственный захват власти, насильственное удержание власти,насильственное изменение конституционного строя", так как прежнее название статьи уже ее фактического содержания.
Не меньше теоретических дискуссий и трудностей в правоприменении вызывает уголовно-правовая новелла, предусмотренная ст. 282.1УК РФ. В ней экстремистское сообщество определяется как "организованная группа лиц для подготовки или совершения... преступлений экстремистской направленности... его часть или входящие в такое сообщество структурные подразделения... а также объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества".Преломление экстремистского сообщества через несколько различных форм соучастия представляется неприемлемым. По нашему мнению, нельзя утверждать, что такой прием целиком копирует законодательную конструкцию преступного сообщества в ч.4 ст. 35 УК РФ. Ведь знак равенства между организованной группой и преступным сообществом как групповыми объединениями Общей части законодатель не ставит, раскрывая преступное сообщество (преступную организацию) именно через сплоченную организованную группу или объединение организованных групп. Выход из сложившейся нормативной эклектики видится следующим. В текст диспозиции ст.282.1 УК РФ необходимо либо включить слово "сплоченная" применительно к организованной группе, либо убрать это словосочетание вовсе, заменив его на используемый и в ч. 4 ст. 35 УК РФ и в ст. 205.1 УК РФ термин"организация". В такой новой редакции экстремистское сообщество у правоприменителей будет однозначно восприниматься как разновидность преступной организации. Отличие этих двух объединений можно проводить только по целям:преступное сообщество (преступная организация) преследует цели совершения общеуголовных преступлений, а экстремистская организация - лишь преступлений экстремистской направленности. На практике вполне возможна ситуация, когда преступное сообщество наряду с общеуголовными преступлениями станет планировать и совершение преступлений, содержащих признаки экстремизма, что должно повлечь уголовно-правовую оценку содеянного по совокупности ст. 210 и ст. 282.1 УК РФ.
Необходимо внести также законодательные
изменения и в текст уголовно-
Среди факторов правовой энтропии различных проявлений экстремизма исследователи чаще всего указывают на абстрактность диспозиции ст.282 УК РФ и нечеткость ее формулировок.
Использование законодателем формулировки "унижение достоинства человека по признакам национальности" по смысловому содержанию неверно. Унизить, попрать, изменить с позитивного на негативное можно честь человека, т.е. представление о личности в глазах других людей, его окружающих;достоинством же по сложившейся в литературе точке зрения является представление индивида о каких-то собственных социально значимых качествах.
Поэтому попрать достоинство вряд ли возможно действиями извне. Самооценка в конечном итоге может быть снижена лишь в результате каких-либо внутренних психических процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом Х УК,следует считать совокупность (систему) общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства,нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Наиболее опасными из преступлений, образующих этот раздел,являются посягательства на основы конституционного строя и безопасность государства, поскольку они затрагивают фундамент общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность. Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Предлагается новое
2.Дается общее понятие
3.Предлагается закрепление
4.В главу 29 Кодекса рекомендуется ввести статью 2823: «Экстремистская деятельность против основ государственной власти», предусмотрев в ней ответственность за действия, направленные на создание экстремистской организации с целью совершения преступлений против основ государственной власти, а равно участие в деятельности такой организации или публичные призывы к совершению преступлений против основ государственной власти.
5. Несомненно, насильственный захват
власти или ее насильственное
удержание не повлечет таких
радикальных изменений в
«1. Действия, направленные на насильственный захват власти и на насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, -
наказываются …
2. Действия, направленные на
наказываются…»
5.Предлагается упразднение в действующей редакции статьи 2821 УК«Организация экстремистского сообщества» с предложением о внесении в нормы глав19 УК «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»,24 УК «Преступления против общественной безопасности» и 25 УК «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнений,предусматривающих ответственность за организацию экстремистского сообщества для подготовки или совершения соответствующих преступлений, содержащихся в этих главах, а равно за участие в таком сообществе. Исходя из особенностей непосредственного объекта статью 280 УК «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и статью 2822 УК «Организация деятельности экстремистской организации» предлагается перенести в главу 24Кодекса «Преступления против общественной безопасности».
6.Предлагается перенос из
7.Предлагается перенести из
главы 29 УК РФ статей 283 «Разглашение
государственной тайны» и 284 «Утрата
документов, содержащих государственную
тайну» в главу 32 УК «Преступления
против порядка управления»
8.Рекомендуется исключение из
статьи 275 УК «Государственная измена»
такой формы измены, как «выдача
государственной тайны», поскольку
последняя полностью
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный
4. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
5. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред.от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
6. Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 24.07.2007) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
7. Федеральный закон от 01.07.1994 г.
№ 10-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в Уголовный
8. Закон РФ от21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Стр. 8220-8235.
9. Закон РФ от05.03.1992 г. № 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 02.03.2007) //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
10. Закон РФ от09.10.1992 г. № 3618-1 "О защите конституционных органов власти в Российской Федерации" (в ред. от 13.06.1996) // Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 44. Ст. 2470.
11. Указ Президента РФ от 10.01.2000
г. № 24 "О концепции национальной
безопасности Российской
12. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в ред. от 24.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.
13. Постановление Правительства
РФ от 21.07.1998 г. № 814 "О мерах
по регулированию оборота
14. Постановление Правительства
РФ от 04.09.1995 г. № 870 "Об утверждении
правил отнесения сведений, составляющих
государственную тайну, к
Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений