Правовая характеристика государственных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ук курс..docx

— 133.40 Кб (Скачать)

С субъективной стороны преступление совершается  только с прямым умыслом. Виновный осознает, что призывает граждан к осуществлению  экстремистской деятельности,понимает общественно опасный характер этих экстремистских призывов и желает таким  образом склонить людей к осуществлению  экстремистской деятельности.Поэтому когда призывы в ходе индивидуальной беседы слышат посторонние лица без ведома призывающего, его нельзя признать виновным по этой статье[63].

Законодатель не указывает цели таких призывов, однако они вытекают из самой направленности действий и  содержания умысла. Цель в данном случае заключается в возбуждении у  граждан желания осуществлять экстремистскую деятельность. Таким образом, цель является обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, является любое лицо (гражданин  России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего  возраста.

Под квалифицированным составом преступления (совершение публичных призывов с  использованием СМИ (ч.2)), понимаются призывы, распространенные с помощью периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы,кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации(предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-,аудиовизуальных и иных сообщений и материалов). Законом РФ "О средствах массовой информации" в число СМИ не включены книги, брошюры и иные книжные издания (исключая периодические печатные издания).

Выводы по 3 главе

 

Одно из ключевых слов, используемых в тексте закона и определяющих направленность данного общественно опасного деяния, - власть.Изучение норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами. Однако стоит подчеркнуть, что диспозиция статьи в отличие от ее названия упоминает и о конституционном строе как объекте посягательства. Несомненно, насильственный захват власти или ее насильственное удержание не повлечет таких радикальных изменений в государственно-политическом устройстве, а вот насильственное изменение конституционного строя меняет весь прежний уклад экономических, политических, социальных отношений. Поэтому необходимо градировать ст. 278 УК РФ в зависимости от посягательств на объекты уголовно-правовой охраны и форм объективной стороны на две части.

«1. Действия, направленные на насильственный захват власти и на насильственное удержание власти в нарушение  Конституции Российской Федерации, -

наказываются …

2. Действия, направленные на насильственное  изменение конституционного строя  Российской Федерации, -

наказываются…»

Следует также изменить название ст. 278 УК РФ на"Насильственный захват власти, насильственное удержание власти,насильственное изменение конституционного строя", так как прежнее название статьи уже ее фактического содержания.

Не меньше теоретических дискуссий  и трудностей в правоприменении  вызывает уголовно-правовая новелла, предусмотренная  ст. 282.1УК РФ. В ней экстремистское сообщество определяется как "организованная группа лиц для подготовки или  совершения... преступлений экстремистской направленности... его часть или  входящие в такое сообщество структурные  подразделения... а также объединения  организаторов, руководителей или  иных представителей частей или структурных  подразделений такого сообщества".Преломление экстремистского сообщества через несколько различных форм соучастия представляется неприемлемым. По нашему мнению, нельзя утверждать, что такой прием целиком копирует законодательную конструкцию преступного сообщества в ч.4 ст. 35 УК РФ. Ведь знак равенства между организованной группой и преступным сообществом как групповыми объединениями Общей части законодатель не ставит, раскрывая преступное сообщество (преступную организацию) именно через сплоченную организованную группу или объединение организованных групп. Выход из сложившейся нормативной эклектики видится следующим. В текст диспозиции ст.282.1 УК РФ необходимо либо включить слово "сплоченная" применительно к организованной группе, либо убрать это словосочетание вовсе, заменив его на используемый и в ч. 4 ст. 35 УК РФ и в ст. 205.1 УК РФ термин"организация". В такой новой редакции экстремистское сообщество у правоприменителей будет однозначно восприниматься как разновидность преступной организации. Отличие этих двух объединений можно проводить только по целям:преступное сообщество (преступная организация) преследует цели совершения общеуголовных преступлений, а экстремистская организация - лишь преступлений экстремистской направленности. На практике вполне возможна ситуация, когда преступное сообщество наряду с общеуголовными преступлениями станет планировать и совершение преступлений, содержащих признаки экстремизма, что должно повлечь уголовно-правовую оценку содеянного по совокупности ст. 210 и ст. 282.1 УК РФ.

Необходимо внести также законодательные  изменения и в текст уголовно-правовых норм, включенных в ст. 282.2 УК РФ и  в примечание к данной статье. В  них после слов "общественное или религиозное объединение"следует, на наш взгляд, вставить словосочетание "некоммерческая организация" вместо "иная организация". Данная редакция сузит перечень экстремистских организаций и не позволит отнести к ним коммерческие предприятия, основной целью функционирования которых является получение прибыли.

Среди факторов правовой энтропии различных  проявлений экстремизма исследователи  чаще всего указывают на абстрактность  диспозиции ст.282 УК РФ и нечеткость ее формулировок.

Использование законодателем формулировки "унижение достоинства человека по признакам национальности" по смысловому содержанию неверно. Унизить, попрать, изменить с позитивного  на негативное можно честь человека, т.е. представление о личности в  глазах других людей, его окружающих;достоинством же по сложившейся в литературе точке зрения является представление индивида о каких-то собственных социально значимых качествах.

Поэтому попрать достоинство вряд ли возможно действиями извне. Самооценка в конечном итоге может быть снижена  лишь в результате каких-либо внутренних психических процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Родовым объектом преступлений, предусмотренных  разделом Х УК,следует считать совокупность (систему) общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства,нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Наиболее опасными из преступлений, образующих этот раздел,являются посягательства на основы конституционного строя и безопасность государства, поскольку они затрагивают фундамент общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность. Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства.

Основные положения, выносимые  на защиту:

1.Предлагается новое наименование  главы 29 УК РФ: «Преступления против  основ государственной власти»  как точнее отражающее уголовно-правовую направленность содержащихся в ней деяний на объект преступлений.

2.Дается общее понятие преступлений  против основ государственной  власти:преступлениями против основ государственной власти признаются особо тяжкие общественно опасные деяния, непосредственно направленные в ущерб политическим основам конституционного строя, внешней безопасности, территориальной целостности,экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. В статью275 УК РФ, открывающую главу 29 Кодекса, рекомендуется включить примечание,содержащее законодательное понятие данных преступлений.

3.Предлагается закрепление уголовно-правовыми  мерами роли и значения основ  государственной власти для способствования  усилиям законодателя по охране  суверенитета и независимости  России. Обосновывается вариант  повышения статуса охраняемых  главой 29 УК РФ социально значимых  ценностей, интересов и благ  путем переноса раздела X «Преступления  против государственной власти»  на место после разделов VII «Преступления  против личности» и VIII «Преступления  в сфере экономики».

4.В главу 29 Кодекса рекомендуется  ввести статью 2823: «Экстремистская деятельность против основ государственной власти», предусмотрев в ней ответственность за действия, направленные на создание экстремистской организации с целью совершения преступлений против основ государственной власти, а равно участие в деятельности такой организации или публичные призывы к совершению преступлений против основ государственной власти.

5. Несомненно, насильственный захват  власти или ее насильственное  удержание не повлечет таких  радикальных изменений в государственно-политическом  устройстве, а вот насильственное  изменение конституционного строя  меняет весь прежний уклад  экономических, политических,социальных отношений. Поэтому необходимо градировать ст. 278 УК РФ в зависимости от посягательств на объекты уголовно-правовой охраны и форм объективной стороны на две части.

«1. Действия, направленные на насильственный захват власти и на насильственное удержание власти в нарушение  Конституции Российской Федерации, -

наказываются …

2. Действия, направленные на насильственное  изменение конституционного строя  Российской Федерации, -

наказываются…»

5.Предлагается упразднение в  действующей редакции статьи 2821 УК«Организация экстремистского сообщества» с предложением о внесении в нормы глав19 УК «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»,24 УК «Преступления против общественной безопасности» и 25 УК «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнений,предусматривающих ответственность за организацию экстремистского сообщества для подготовки или совершения соответствующих преступлений, содержащихся в этих главах, а равно за участие в таком сообществе. Исходя из особенностей непосредственного объекта статью 280 УК «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и статью 2822 УК «Организация деятельности экстремистской организации» предлагается перенести в главу 24Кодекса «Преступления против общественной безопасности».

6.Предлагается перенос из главы  29 УК РФ статьи 282 «Возбуждение  ненависти либо вражды, а равно  унижение человеческого достоинства»  в главу 34 УК «Преступления  против мира и безопасности  человечества», что учтет характеристику  объекта и объективной стороны  данного состава преступления.

7.Предлагается перенести из  главы 29 УК РФ статей 283 «Разглашение  государственной тайны» и 284 «Утрата  документов, содержащих государственную  тайну» в главу 32 УК «Преступления  против порядка управления» исходя  из особенностей объекта и  степени общественной опасности. 

8.Рекомендуется исключение из  статьи 275 УК «Государственная измена»  такой формы измены, как «выдача  государственной тайны», поскольку  последняя полностью охватывается  формой государственной измены  «шпионаж». Предлагается новое  название статьи 275 УК РФ: «Измена  государству».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

2. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в  ред. от 06.12.2007) //Собрание законодательства  РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации от 18.12.2001 г.  № 174-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) //Собрание  законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

4. Федеральный закон от 06.03.2006 г.  № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от27.07.2006) // Собрание законодательства  РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

5. Федеральный закон от 31.05.2002 г.  № 62-ФЗ "О гражданстве Российской  Федерации" (в ред.от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

6. Федеральный закон от 13.12.1996 г.  № 150-ФЗ "Об оружии" (в ред.  от 24.07.2007) //Собрание законодательства  РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

7. Федеральный закон от 01.07.1994 г.  № 10-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс  РСФСР И Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР" (в ред. от18.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1109.

8. Закон РФ от21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (в  ред. от01.12.2007) // Собрание законодательства  РФ. 1997. № 41. Стр. 8220-8235.

9. Закон РФ от05.03.1992 г. № 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 02.03.2007) //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

10. Закон РФ от09.10.1992 г. № 3618-1 "О защите конституционных  органов власти в Российской  Федерации" (в ред. от 13.06.1996) // Ведомости  СНД и ВС РФ.1992. № 44. Ст. 2470.

11. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 "О концепции национальной  безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

12. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня  сведений, отнесенных к государственной  тайне" (в ред. от 24.12.2007) // Собрание  законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.

13. Постановление Правительства  РФ от 21.07.1998 г. № 814 "О мерах  по регулированию оборота гражданского  и служебного оружия и патронов  к нему на территории Российской  Федерации" (в ред. от 19.05.2007) // Собрание  законодательства РФ. 1998. №32. Ст. 3878.

14. Постановление Правительства  РФ от 04.09.1995 г. № 870 "Об утверждении  правил отнесения сведений, составляющих  государственную тайну, к различным  степеням секретности" (в ред.  от 15.01.2008) // Собрание законодательства  РФ.1995.№ 37. Ст. 3619.

Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений