Правовая характеристика государственных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ук курс..docx

— 133.40 Кб (Скачать)

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях  передачи иностранному государству, иностранной  организации или их представителям сведений, составляющих государственную  тайну, а также передачу или собирание  по заданию иностранной разведки иных сведений для использования  их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации иностранный  гражданин подлежит ответственности  по ст. 276 УК РФ ("Шпионаж"). Однако возможны случаи,когда иностранец в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную или военную тайну России на законных основаниях. Например: иностранец, поступивший на службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, фактически обладая указанными сведениями, занимается шпионской деятельностью в пользу другого государства. В этом случае ответственность военнослужащих - иностранных граждан имеет особенности в применении к ним норм уголовного законодательства Российской Федерации.

В силу возложенных на них обязанностей военнослужащие - иностранные граждане должны хранить государственную  и военную тайну Российской Федерации. Занимаясь шпионской деятельностью, такие военнослужащие одновременно выполняют объективную сторону  двух составов преступлений, предусмотренных  ст. ст. 275 и276 УК РФ. Вместе с тем за государственную измену их можно  привлечь к уголовной ответственности  только в качестве организаторов, подстрекателей и пособников и действия их квалифицировать  по совокупности ст. 276 и ст. 275 УК РФ (со ссылкой на соответствующую часть  ст. 33 УК РФ).

Существует  точка зрения, согласно которой "лица с двойным гражданством — Российской Федерации и иностранного государства. должны отвечать за шпионаж по совокупности преступлений —ст. 275 и 276"[27].

По нашему мнению, данная позиция  неубедительна по ряду соображений.

Во-первых,налицо как бы двойное наказание за одно и то же преступное деяние, что противоречит положению Конституции РФ (ст. 50).

Во-вторых,согласно ст. 6 Федеральный закон РФ "О  гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. "Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом.Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации."[28].

Гражданину России согласно Конституции  РФ (ст. 62) и названному выше Закону (п. 2 ст. 3)может быть разрешено иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.

Пункт3 ст. 3 Закона о гражданстве  Российской Федерации гласит: "Граждане Российской Федерации, имеющие также  иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации".

Изложенное свидетельствует, что  законодатель в решении вопроса  об ответственности лиц с двойным  гражданством отдает приоритет национальному  закону. Об этом свидетельствует и  оценка санкций ст. 275 и 276 УК: наказание  за шпионаж как форму государственной  измены — более строгое (по нижнему  пределу срока лишения свободы), чем за шпионаж, где субъектом  выступает иностранный гражданин  либо лицо без гражданства.

В-третьих,нелогичность одновременного наказания человека за совершение одних и тех же деяний по ст. 275 и 276 особенно наглядно просматривается при решении вопроса о назначении наказания. Ведь при назначении наказания по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы достигает 25 лет (ч. 3 ст. 69УК).

На норму о шпионаже распространяет свое действие примечание к ст. 275, где  сформулирована поощрительная норма  об освобождении от уголовной ответственности  лица, совершившего шпионские действия, но выполнившего условия, призванные предотвратить  дальнейший ущерб интересам Российской Федерации.

Добровольность  сообщения лицом в органы власти о совершении им шпионских акций  означает, что факт сообщения последовал субъектом, сознающим возможность  продолжения преступления. Односторонней  представляется рекомендация признавать добровольным сообщение в органы власти, если лицу «...стало известно о производстве следственных или  оперативных действий ...или сообщение  сделано после консультации с  кем-либо из должностных лиц, близких, с адвокатом и т. д.»[29].

Здесь налицо объективизация вывода о добровольности отказа. Ведь знание лицом того,что против него возбуждено уголовное дело либо ведется работа контрразведкой,не говоря уже о заинтересованных "консультациях", в том числе с зарубежной спецслужбой, могут повлечь за собой не добровольный, а вынужденный отказ, т. е. вывод субъекта о невозможности продолжения преступления в этих условиях. Указанная же рекомендация дает основания представить вынужденный отказ в виде добровольного и безнаказанно прекратить продолжаемое преступление,состоящее, как правило, из серии шпионских акций.

По смыслу и букве закона своевременность  сообщения означает, что оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба Российской Федерации. Именно дальнейшего, а не того, который шпион уже  нанес совершенными действиями.

По  мнению же А.А. Игнатьева, "своевременность  означает, что сообщение сделано  до тогда, как изменнические действия стали систематическими и причинили значительный и невосполнимый вред безопасности страны"[30].С точки зрения интересов государства — так и должно быть. Но, к сожалению, из текста закона этого не следует.

Еще более оригинально по данному  вопросу высказывается А.Е. Беляев. По его мнению, "оценка дальнейшего  ущерба во многом зависит от характера  реального посягательства:1) однократное; 2) продолжаемое в относительно определенных пределах (например,предусмотренное ст. 278); 3) продолжаемое в неопределенных пределах (например,шпионаж при наличии агентурных отношений). Тяжесть предотвращенного дальнейшего ущерба должна быть больше, чем нанесенного"[31].Здесь уже введены в оборот известные признаки института крайней необходимости.Вопрос остается тот же: указанные условия не нашли отражения в самом законе, а,следовательно, их трактовка во многом определяется хорошей фантазией авторов.Понятно, что эти фантазии обусловлены заботой о должном. Но кардинально решить вопрос можно лишь одним законным способом: изменить трактовку самого закона.Тогда должное и сущее не будут в противоречии между собой, а закон эффективно защитит интересы личности, общества и государства.

Шпионаж нередко совершается лицами, имеющими дипломатическую неприкосновенность. И хотя это позволяет им уходить  от реальной уголовной ответственности, преступные действия от этого не превращаются в правомерные. Такие лица выдворяются из России за действия, несовместимые с дипломатическим статусом.

Так,за действия, несовместимые с дипломатическим статусом (шпионаж), был выдворен из России сотрудник посольства Южной Кореи Чо Сон У. Представитель же МИД РФ Валентин Моисеев, находившийся с корейцем в преступной связи, привлечен к уголовной ответственности за государственную измену в форме шпионажа.

При преступном посягательстве на государственную  безопасность России к лицам,пользующимся дипломатическим иммунитетом, может быть применена необходимая оборона (ст. 37 УК). Ее применение не зависит от наличия дипломатического иммунитета, возраста посягающего и его психического состояния.

В Москве при проведении тайниковой операции была задержана атташе посольства США Петерсон. При задержании у  нее была обнаружена портативная  радиоаппаратура.

Во время официального разбирательства, проведенного в присутствии советника  посольства США, контейнер, заложенный Петерсон, был вскрыт, и в нем  оказались шпионские инструкции, миниатюрная радиоаппаратура, крупная  сумма денег, два резервуара со смертоносным ядом и специальная инструкция по его применению.

В связи с тем, что на Петерсон распространялся дипломатический  иммунитет, МИД заявил посольству США  решительный протест и объявил  ее персоной нон-грата.

§ 2.3 Диверсия

 

Непосредственным объектом диверсии являются экономическая безопасность и обороноспособность Российской Федерации.

Безопасность  определена в ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 №2446-1 "О безопасности" как "состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз"[32]. Из этого следует, что под экономической безопасностью понимается состояние защищенности важнейших экономических интересов Российской Федерации.

Обороноспособность  Российской Федерации означает состояние  ее защищенности от возможного нападения  внешнего агрессора и включает такие  элементы, как экономический и  военный потенциал России, боевая подготовка и профессионализм личного  состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационная  готовность гражданского населения  и т.п[33].

Объективная сторона диверсии характеризуется  совершением взрыва, поджога или  иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Это преступление обычно совершается в  отношении экономически важных и  уязвимых в диверсионном отношении  энергетических узлов, предприятий  оборонной промышленности и военных  объектов, предприятий и средств  железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, средств  связи и сигнализации, объектов обеспечения  жизнедеятельности населения(электростанций, источников водоснабжения и т.п.)[34].

Способами диверсии являются не только взрывы и поджоги, прямо выделенные законодателем, но и иные действия, которые, подобно взрывам и поджогам, также являются общеопасными и тоже направлены на разрушение или повреждение  объектов, перечисленных в диспозиции ст. 281 УК. К иным действиям относятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов, затоплений,радиоактивных и иных подобных заражений или загрязнений и т.д.

Разрушение перечисленных в  диспозиции объектов означает их физическое уничтожение, утрату народнохозяйственного  значения, невозможность или экономическую  нецелесообразность восстановления. Под  повреждением понимается причинение такого вреда объектам диверсионных действий, который значительно снижает  их народнохозяйственную значимость и  экономическую ценность, но может  быть устранен путем ремонта или  восстановления.

Состав диверсии - формальный, она  является оконченным преступлением  с момента совершения общеопасных  действий, направленных на разрушение или повреждение названных в  законе объектов, даже если они фактически не были ни разрушены, ни повреждены.

Гибель людей в результате диверсионного  акта не охватывается составом диверсии и образует совокупность этого преступления с убийством при отягчающих обстоятельствах (п. "е", а возможно и другие пункты ч. 2ст. 105 УК).

Субъективная сторона диверсия характеризуется прямым умыслом  и специальной целью - подорвать  экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации.

Субъект диверсии - лицо, достигшее  возраста 16 лет. Если диверсионный акт  совершается гражданином Российской Федерации по заданию иностранных  спецслужб, деяние должно дополнительно  квалифицироваться как государственная  измена в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней  безопасности Российской Федерации.

В УК предусмотрен не только основной, но и квалифицированный состав диверсии: ее совершение организованной группой (ч. 2 ст. 281 УК).

 

§ 2.4 Посягательства на государственную тайну

 

Принципы  построения и функционирования системы  защиты государственной тайны,политические, военные и экономические цели, правовые основы и организационные формы, пропорции между затратами на обеспечение сохранности государственной тайны и ее позитивными результатами не подвергались объективному критическому анализу и длительное время публично не поднимались. Все это явилось следствием отчужденности института секретности от интересов общества. Как отмечают ученые,когда в период перестройки в советском обществе ускорилось развитие информационных процессов, проблемы правового регулирования вопросов, связанных с защитой государственной тайны, обозначились достаточно остро. Их нерешенность, отсутствие в обществе достаточной правовой культуры повлекли болезненные реакции общественного сознания и как следствие - неадекватное эмоционально-психологическое реагирование общества на усилия государства по обеспечению сохранности государственных тайн, рецидивы которого проявляются и сегодня[35].

Общественная опасность разглашения  заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю безопасность и другие интересы России.

Предметом преступления выступает  государственная тайна.

Под разглашением понимается такое  противоправное придание огласке сведений,составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения,составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: в доверительном разговоре; публичном выступлении; переписке, показе документов,демонстрации чертежей, схем, изделий; утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т. п.

Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений