Правовая характеристика государственных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях
§ 1.2 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 2.1 Государственная измена
§ 2.2 Шпионаж
§ 2.3 Диверсия
§ 2.4 Посягательства на государственную тайну
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
§ 3.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
§ 3.3 Вооруженный мятеж
§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ук курс..docx

— 133.40 Кб (Скачать)

Тема: Правовая характеристика государственных преступлений

 

 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ  И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

§ 1.1 Развитие законодательства о государственных  преступлениях

§ 1.2 Понятие, система и классификация  составов преступлений против основ  конституционного строя и безопасности государства

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

§ 2.1 Государственная измена

§ 2.2 Шпионаж

§ 2.3 Диверсия

§ 2.4 Посягательства на государственную  тайну

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

§ 3.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

§ 3.2 Насильственный захват власти или  насильственное удержание власти

§ 3.3 Вооруженный мятеж

§ 3.4 Преступления экстремисткой направленности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства,устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.

Новые подходы законодателя к регламентации  ответственности за преступления против государства и отсутствие по этим вопросам достаточного количества публикаций,системного изложения проблемы, неполное исследование общего понятия и признаков преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства привели к необходимости разработки названных положений в целях устранения пробелов в этой области, несогласованности отдельных предписаний уголовного и иных отраслей права.

Современное законодательство не формулирует  общего понятия преступлений против основ конституционного строя и  безопасности государства. Отсутствует  оно и в теории уголовного права. Указанное определение необходимо, во-первых, для правильного понимания  и уяснения отдельных видов таких  преступлений. Во-вторых, для отграничения по видовым признакам деяний, входящих в главу 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и  безопасности государства», от преступлений, имеющих внешне схожие признаки составов, с целью исключения ошибок при  квалификации.

Принятие  и введение в действие с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса Российской Федерации требует научного анализа  системы составов «преступлений  против основ конституционного строя  и безопасности государства». В ходе кодификации уголовного законодательства произошли существенные изменения, вследствие чего материал о государственных  преступлениях, изложенный ранее в  коллективной монографии, устарел[1].

Во-первых,направленность указанной категории преступления на родовой объект —государственную безопасность — осталась прежней. Во-вторых, криминологическая характеристика государственной преступности дается ретроспективно в силу того,что новых криминологических данных еще не накоплено. В-третьих, с учетом преемственности законодательства и известной инерционности общественного сознания глава 29 нового УК еще долго будет ассоциироваться с названием«государственные преступления». Что же касается термина, то и в учебно-научном,и практическом плане он более удобен для применения в силу своей краткости.

Спецслужбы  различных стран объединяют свои усилия, но при одном непременном  условии —совпадении их интересов. Такое совпадение интересов есть в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, различных видов оружия, включая ядерное и т.п. Если же такого совпадения нет, то конкурентные отношения между государствами, борьба за рынки сбыта, опережение в разработке и внедрении передовых технологий ставят спецслужбы в условия противодействия. И тогда понятие«противник» в профессиональном звучании приобретает ту реальность, с которой имеют дело органы ФСБ. Более того, тяжелый кризис в России стал побудительным фактором активизации разведывательно-подрывной деятельности многих иностранных спецслужб, о чем свидетельствуют участившиеся факты разоблачения шпионской деятельности против России. «Становление многополярного мира будет продолжительным. На его нынешнем этапе еще сильны рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики»[2].

Составы государственных преступлений становятся предметом интереса в научно-исследовательской  и педагогической деятельности многих ученых[3],практических работников[4].

Наличие в Особенной части Уголовного кодекса такого понятия предопределит  признаки,которым должны соответствовать  надлежащие преступления против государственной  власти, не позволит произвольно дополнять  и видоизменять содержание главы, создаст  базу для надежной защиты конституционного строя и безопасности государства.Вышеприведенные причины и предопределили выбор темы исследования.

Степень научной разработанности  проблемы. Проблема уголовно-правовой охраны государственной власти изучалась в разное время такими известными учеными, как: Г.З. Анашкин, А.Е.Беляев, Д.И. Богатиков, И.А. Бушуев, В.А. Владимиров, А.С. Горелик, П.И.Гришаев, П.Ф. Гришанин, СВ. Дьяков, Л. Д. Ермакова, А.Э. Жалинский, Н.И.Загородников, Б.В. Здравомыслов, А.Н. Игнатов, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин,В.Ф. Кириченко, B.C. Клягин, Т.А. Костарева, В.И. Курляндский, В.М. Лебедев,В.В. Лунеев, М.П. Михайлов, А.В. Наумов, В.В. Сверчков, Н.Н. Смирнова, Е.А.Смирнов, Ю.В. Солопанов, Н.С. Таганцев, Г.Г. Тельберг, М.В. Турецкий, Д.О.Хан-Магомедов, А.В. Шведко, М.И. Якубович[5].. Вместе с тем, в работах этих ученых освещены не все аспекты проблемы уголовной ответственности за подобные преступления, большинство же из них написаны задолго до последних изменений уголовного законодательства, касающихся исследуемых составов. Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства(государственных преступлений, особо опасных государственных преступлений,преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. При этом единственным крупным изданием с комплексным уголовно-правовым и криминологическим анализом преступлений против государства является труд С. В.Дьякова «Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность», изданный в 1999году.

Объектом исследованияявляются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.

Предмет исследования -современное и ранее действовавшее отечественное уголовное законодательство об ответственности за преступления против государства и практика применения норм,затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства.

Цель исследования -выработать на основе теоретико-прикладного изучения преступлений, содержащихся в главе 29 УК РФ, общее понятие таких преступлений при учете положений действующего законодательства.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-исследование исторического опыта  регламентации уголовной ответственности  за преступления против государства  в России;

-изучение и оценка уголовно-правовой  политики в области борьбы  с преступлениями против основ  конституционного строя и безопасности  государства;

- анализ норм Конституции Российской  Федерации и различных отраслей  законодательства,соприкасающихся с проблемами уголовно-правовой охраны государственной власти;

- юридический анализ признаков  составов преступлений, предусмотренных  главой 29 УК РФ;

-выявление роли и значения  преступлений против государства,  их места в системе норм  Особенной части Уголовного кодекса;

-внесение научно обоснованных  предложений и рекомендаций по  совершенствованию норм, устанавливающих  уголовную ответственность за  преступления против государства;

-формулирование законодательных  инициатив по созданию дополнительных  уголовно-правовых запретов в  области охраны государственной  власти от преступных посягательств.

Методы исследования.Методологической основой исследования является диалектический метод как всеобщий метод научного познания. В процессе работы используются также формально - логический,исторический, системный, сравнительно-правовой, статистический и иные научные методы.

Нормативную базу исследованиясоставляют Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство и иные отрасли российского права, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно после принятия УК РФ 1996 года является первым в современном уголовном праве исследованием преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, охватывающим их исторический и сравнительно-правовой аспекты, анализирующим в комплексе действующее законодательство по данной проблеме; предлагающим общее понятие преступлений, содержащихся в главе 29 УК РФ. Новизна работы определяется также и результатами проведенного исследования,наиболее существенные из которых выносятся на защиту.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в  
нем обосновывается необходимость включения в действующее уголовное законодательство общего понятия преступлений против основ государственной власти. Содержащиеся в работе положения развивают учение о данной группе преступлений и могут служить отправной точкой для дальнейших теоретических разработок в ходе научно-исследовательской работы по совершенствованию уголовно-правовой базы, используемой для борьбы с преступлениями против государства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложения, содержащиеся в настоящей работе, окажут помощь практическому работнику в правильной и четкой квалификации деяний,посягающих на основы государственной власти. Предлагаемые новеллы могут быть учтены при совершенствовании уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за особо тяжкие деяния, направленные против основ государственной власти.

Структура работы определяется целями и задачами исследования, спецификой рассматриваемой проблемы и внутренней логикой подхода к изучению. Работа состоит из введения, трех глав,объединяющих десять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ  КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

§ 1.1 Развитие законодательства о государственных преступлениях

 

Если проследить основные тенденции  развития законодательства о преступлениях  против государства в России с  октября 1917 г., т.е. со смены общественно-экономической  формации, то общая картина представляется в следующем виде.

На первом этапе после революции  временные законы отражали накал  классовой борьбы,стремление всеми  силами, включая правовые, подавить политического противника.Суровая ответственность за контрреволюционные преступления предусматривалась Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г, Обращением СНК ко всему населению от26 ноября 1917 г. «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Дутова,поддерживаемым Центральной Радой», Постановлением кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов» (1918 г) и т.п.

Первый кодифицированный уголовный  закон РСФСР - Уголовный кодекс - был принят в 1922г. В нем были сформулированы общее понятие контрреволюционного  преступления(ст. 57), конкретные составы преступлений (измена Родине, шпионаж, диверсия и др.). С момента образования Союза ССР (1922 г.) и после гражданской войны процесс законотворчества пошел более активно, и уже в 1927 г. ЦИК СССР принял общесоюзное Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления). Его нормы полностью вошли в УК РСФСР 1926 г.

В УК давалось развернутое определение  контрреволюционного преступления (ст. 581).«Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению,подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик,рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

В силу международной солидарности интересов  всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и  тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР»[6].

Круг составов контрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г, оказался в историческом аспекте  достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершение террористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, а также проведение контрреволюционной организационной  деятельности;контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряд других). Закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г.

Информация о работе Правовая характеристика государственных преступлений