Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:38, реферат
1)Понятие, определение и виды государственно-правового режима.
Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.
Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Понятие, определение и виды государственно-правового режима.
Соотношение государственно-правового и политико-правового режима
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
``Гродненский
государственный
университет имени
Янки Купалы``
Кафедра
теории государства
и права
Специальность
1-24 01 02 – Правоведение
Государственно-правовой
режим.
Реферат
студентки
1 курса 2 группы заочной
формы обучения
Змитревич
Виктории Игоревны
Гродно,2011
1)Понятие, определение и виды государственно-правового режима.
Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.
Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Авторитарный
политический режим характеризуется следующими
отличительными особенностями:
В свою очередь авторитарный
государственно-правовой режим подразделяется
на следующие виды:
• деспотический
режим — хотя деспот и приходит
к власти законными способами, но
власть носит поработительный
• тиранический режим
— тиран приходит к государственной
власти захватническим методом, и жестокость
тирана обрушивается на все население
страны;
• конституционно-авторитарный
режим — ограничения
• тоталитарный режим
— в государстве существует одна-единственная
официальная идеология, сформированная
правящей партией. При этом правящая
партия является практически единственной
и сращивается с
Демократический политический
режим характеризуется
1) народ, будучи
источником государственной
2) в системе государственного
механизма реализуется принцип
разделения властей, действует
концепция «сдержек и
3) государство полностью
подчиняется праву, т. е. все
решения государственных
4) государство не
только провозглашает, но и
гарантирует, обеспечивает
Демократический государственно-правовой режим в свою очередь подразделяется на следующие виды:
• по форме правления: президентский и парламентский;
• по уровню развития
демократии: либерально-демократический
и гуманистический.
Помимо двух основных
разновидностей политического режима
—авторитарного и демократического,
существуют также и такие государственно-
1) переходный политический
режим — как правило,
2)чрезвычайный политический
режим — устанавливается решением государственных
органов в случае попытки государственного
переворота, при массовых беспорядках,
стихийных бедствиях, катастрофах, которые
угрожают жизни и безопасности населения,
нормальному функционированию государственного
аппарата. Такой режим может распространяться
как на всю территорию государства, так
и на его отдельные регионы.
2) Соотношение
государственно-правового
и политико-правового
режима
Говоря о разграничении
политического и государственного режима,
необходимо затронуть и проблему их соотношения
с социальным режимом. Термин «социальный
режим» встречается в научной литературе
гораздо реже терминов «политический
режим» и «государственный режим», однако
выделяется отдельными авторами в качестве
особого режима, существующего в обществе.
Под социальным режимом понимают все правила
и регуляции, которые более или менее соблюдаются
людьми в их взаимодействиях, т. е. все
средства, методы, способы и формы социального
взаимодействия между отдельными индивидуумами,
их общностями и структурами. Анализируя
соотношения этих режимов, мы должны констатировать,
что социальный режим полностью включает
в себя и политический, и государственный
режимы, поскольку последние есть ни что
иное, как методы, способы и средства политической
и государственной регуляции общества.
Совпадение объемов политического и государственного режима в современных государствах практически не встречается. Наличие институтов местного самоуправления, прямой демократии, элементов политической сферы гражданского общества позволяет говорить о несовпадении методов, используемых в рамках государственного и политического управления. Наибольшее приближение к слиянию двух этих режимов существует в тоталитарных государствах с жесткой системой подчинения в рамках государственного аппарата, пронизывающей все уровни политической деятельности от общегосударственного управления до управления на местах. Наличие монополии на политическую деятельность единственной правящей партии (редким исключением является тоталитарный режим, допускающий существование кроме правящей партии и партий сателлитов) и фактическое срастание этой партии с государственным аппаратом значительно снижают сферу негосударственной политической деятельности, однако не исключают возможности осуществления таковой в различных, зачастую экстраординарных формах.Таким образом, отождествление политического и государственного режима невозможно даже при условии функционирования тоталитарного политического режима.
Между тем в науке кроме государственного режима выделяются и иные сходные с ним явления. Так, известный французский исследователь М. Ориу указывал на существование «административного» и «конституционного» режимов. Конституционный режим имеет основную задачу «организовать государство в виде морального лица путем выработки формальных статутов и путем децентрализации суверенитета» с целью «обеспечения политической свободы». Административный же режим характеризуется тем, что «доводит до наибольшего развития гражданскую жизнь, побуждая государственную власть заняться ее полицейским регулированием» . Такой поход является достаточно специфичным и определяет в первую очередь характер централизации власти и ее реализации. На наш взгляд, выделение административного режима вполне оправданно. Но под ним необходимо понимать совокупность методов, средств и способов, которые используются органами исполнительной власти и их должностными лицами для осуществления своих управленческих функций. В этом случае мы обосновано можем сделать вывод о том, что административный режим можно считать обязательным элементом государственного режима, а в большинстве случаев и политического режима.
Более сложным является соотношение политического и государственно-правового режима. С одной стороны, любая деятельность в сфере государственного (политического) управления зависит от действующего в стране права. Осуществление политико-властной деятельности, предстающее перед нами в виде процесса, в рамках которого субъекты – носители политической власти осуществляют воздействие на общество или отдельные структуры, функционирующие в нем посредством некоторого набора средств и методов, либо подчиняется действующему праву (находясь в правовом поле), либо не нарушают правовые предписания (в данном случае даже деятельность в отсутствии правового предписания будет рассматриваться как правомерная), либо противоречат действующим правовым нормам. С другой стороны, такое утверждение позволило бы нам говорить о том, что практически любой общественный процесс является правовым, что само по себе вряд ли соответствует истине. На наш взгляд, необходимо четко отграничивать сферу действия права и роль права в рамках политического режима. Право, представляется лишь одним из средств политического управления, хотя в условиях современных государств, безусловно, играющим принципиальную роль.
По мнению В. С. Нерсесянца, «государственный (политический) режим – это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок формирования государства, те или иные формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти». Конечно, нельзя не согласиться с тем, что политически властная и тем более государственно-властная деятельность в значительной степени детерминируется существующими в стране правыми нормами. В большинстве стран мира именно правом определяется порядок получения государственной власти, базовые принципы ее осуществления, налагаются запреты на использование некоторых методов политического управления (проведение террора, осуществление цензуры, препятствование свободному распространению информации, перемещению граждан и т. д.). Но то, что справедливо для государственного режима, далеко не всегда подходит для политического режима. Так, например, если учесть, что даже на территориях, не подпадающих под суверенитет какого-либо государства, существует определенный политический режим, мы должны констатировать факт отсутствия не только государственного режима, как элемента политического режима, но и объективного права. При этом важно подчеркнуть, что под правом в данном случае мы понимаем право позитивное, т. е. определенные правила поведения принятые или санкционированные государством.