Государственно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Краткое описание

1)Понятие, определение и виды государственно-правового режима.
Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.
Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Оглавление

Понятие, определение и виды государственно-правового режима.

Соотношение государственно-правового и политико-правового режима

Файлы: 1 файл

реф по отп.docx

— 26.07 Кб (Скачать)

                               Министерство образования Республики Беларусь

                                             Учреждение образования 

``Гродненский  государственный  университет имени  Янки Купалы`` 
 

                                             Юридический факультет 

Кафедра теории государства  и права 

Специальность 1-24 01 02 – Правоведение 

Государственно-правовой режим. 

Реферат 

студентки 1 курса 2 группы заочной формы обучения 

Змитревич Виктории Игоревны 
 

                                                 

                                                        Руководитель –

                                                                           Швед Екатерина Николаевна                                                         
 
 
 

     Гродно,2011 

                                   Содержание: 

  1. Понятие, определение и  виды государственно-правового  режима.
 
  1. Соотношение государственно-правового  и политико-правового  режима
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1)Понятие, определение и виды государственно-правового режима.

   Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.

   Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

    Авторитарный политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями: 

  1. население практически  отстраняется от формирования государственной  власти и контроля за ее деятельностью;
 
  1. вся полнота  государственной власти концентрируется  в руках правящей элиты, которая  не учитывает коренных интересов  населения;
 
 
  1. государственная власть всячески устраняет оппозиционные  силы от участия в политической жизни  страны;
 
  1. решения центральной  власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при помощи сил военно-полицейского аппарата;
 
 
  1. государство полностью  преобладает над правом, т. е. законодательство не играет никакого значения при принятии государственными органами противоправных решений;
 
  1. государственные интересы имеют приоритет над  интересами отдельного гражданина. Личность лишена гарантий безопасности. Человек  не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они провозглашены  в государстве.
 
 

В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие виды: 

• деспотический  режим — хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение; 

• тиранический режим  — тиран приходит к государственной  власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население  страны; 

• конституционно-авторитарный режим — ограничения демократических  прав и свобод получают законодательное  закрепление в Конституции (Основном законе страны). Однако Конституция  формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы  граждан. При этом всячески запрещается  либо ограничивается деятельность оппозиционных, по отношению к правительству  политических партий. Нарушается принцип  разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность; 

• тоталитарный режим  — в государстве существует одна-единственная официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с государственным  аппаратом. Под контролем и при  поддержке государства ведется  активное общественно-политическое движение. В управлении происходит абсолютная централизация власти: и исполнительная, и законодательная ветви власти полностью концентрируются в  руках единоличного органа, который  ведет контроль за всеми сферами  общественной жизни. Исполнительная власть носит бюрократический характер, ущемляет население в демократических  правах и свободах. Происходит милитаризация  экономики. 

Демократический политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями: 

1) народ, будучи  источником государственной власти, прямо и непосредственно формирует  представительные органы государственной  власти. Кроме того, население активно  участвует в управлении обществом,  контролирует через представительный  орган деятельность исполнительного  аппарата; 

2) в системе государственного  механизма реализуется принцип  разделения властей, действует  концепция «сдержек и противовесов».  Устанавливаются демократические  методы властвования; 

3) государство полностью  подчиняется праву, т. е. все  решения государственных органов  должны соответствовать нормам  права; 

4) государство не  только провозглашает, но и  гарантирует, обеспечивает общедемократические  права и свободы человека и  гражданина. Личность является экономически  самостоятельной и идеологически  свободной, в стране относительно  высокий образовательный и культурный  уровень населения. 

Демократический государственно-правовой режим в свою очередь подразделяется на следующие виды:

• по форме правления: президентский и парламентский;

• по уровню развития демократии: либерально-демократический  и гуманистический. 

Помимо двух основных разновидностей политического режима —авторитарного и демократического, существуют также и такие государственно-правовые режимы, которые, как правило, носят  временный характер. К подобным режимам  можно отнести следующие виды:

1) переходный политический  режим — как правило, формируется  в результате победы радикальных  оппозиционных сил; отличается  либо демократической, либо авторитарной  направленностью. К такому режиму, в частности, можно отнести  всевозможные военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов;

2)чрезвычайный политический режим — устанавливается решением государственных органов в случае попытки государственного переворота, при массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах, которые угрожают жизни и безопасности населения, нормальному функционированию государственного аппарата. Такой режим может распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. 

2) Соотношение государственно-правового и политико-правового режима 

   Говоря о разграничении политического и государственного режима, необходимо затронуть и проблему их соотношения с социальным режимом. Термин «социальный режим» встречается в научной литературе гораздо реже терминов «политический режим» и «государственный режим», однако выделяется отдельными авторами в качестве особого режима, существующего в обществе. Под социальным режимом понимают все правила и регуляции, которые более или менее соблюдаются людьми в их взаимодействиях, т. е. все средства, методы, способы и формы социального взаимодействия между отдельными индивидуумами, их общностями и структурами. Анализируя соотношения этих режимов, мы должны констатировать, что социальный режим полностью включает в себя и политический, и государственный режимы, поскольку последние есть ни что иное, как методы, способы и средства политической и государственной регуляции общества.  

    Совпадение объемов политического и государственного режима в современных государствах практически не встречается. Наличие институтов местного самоуправления, прямой демократии, элементов политической сферы гражданского общества позволяет говорить о несовпадении методов, используемых в рамках государственного и политического управления. Наибольшее приближение к слиянию двух этих режимов существует в тоталитарных государствах с жесткой системой подчинения в рамках государственного аппарата, пронизывающей все уровни политической деятельности от общегосударственного управления до управления на местах. Наличие монополии на политическую деятельность единственной правящей партии (редким исключением является тоталитарный режим, допускающий существование кроме правящей партии и партий сателлитов) и фактическое срастание этой партии с государственным аппаратом значительно снижают сферу негосударственной политической деятельности, однако не исключают возможности осуществления таковой в различных, зачастую экстраординарных формах.Таким образом, отождествление политического и государственного режима невозможно даже при условии функционирования тоталитарного политического режима.

     Между тем в науке кроме государственного режима выделяются и иные сходные с ним явления. Так, известный французский исследователь М. Ориу указывал на существование «административного» и «конституционного» режимов. Конституционный режим имеет основную задачу «организовать государство в виде морального лица путем выработки формальных статутов и путем децентрализации суверенитета» с целью «обеспечения политической свободы». Административный же режим характеризуется тем, что «доводит до наибольшего развития гражданскую жизнь, побуждая государственную власть заняться ее полицейским регулированием» . Такой поход является достаточно специфичным и определяет в первую очередь характер централизации власти и ее реализации. На наш взгляд, выделение административного режима вполне оправданно. Но под ним необходимо понимать совокупность методов, средств и способов, которые используются органами исполнительной власти и их должностными лицами для осуществления своих управленческих функций. В этом случае мы обосновано можем сделать вывод о том, что административный режим можно считать обязательным элементом государственного режима, а в большинстве случаев и политического режима.

    Более сложным является соотношение политического и государственно-правового режима. С одной стороны, любая деятельность в сфере государственного (политического) управления зависит от действующего в стране права. Осуществление политико-властной деятельности, предстающее перед нами в виде процесса, в рамках которого субъекты – носители политической власти осуществляют воздействие на общество или отдельные структуры, функционирующие в нем посредством некоторого набора средств и методов, либо подчиняется действующему праву (находясь в правовом поле), либо не нарушают правовые предписания (в данном случае даже деятельность в отсутствии правового предписания будет рассматриваться как правомерная), либо противоречат действующим правовым нормам. С другой стороны, такое утверждение позволило бы нам говорить о том, что практически любой общественный процесс является правовым, что само по себе вряд ли соответствует истине. На наш взгляд, необходимо четко отграничивать сферу действия права и роль права в рамках политического режима. Право, представляется лишь одним из средств политического управления, хотя в условиях современных государств, безусловно, играющим принципиальную роль.

    По мнению В. С. Нерсесянца, «государственный (политический) режим – это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок формирования государства, те или иные формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти». Конечно, нельзя не согласиться с тем, что политически властная и тем более государственно-властная деятельность в значительной степени детерминируется существующими в стране правыми нормами. В большинстве стран мира именно правом определяется порядок получения государственной власти, базовые принципы ее осуществления, налагаются запреты на использование некоторых методов политического управления (проведение террора, осуществление цензуры, препятствование свободному распространению информации, перемещению граждан и т. д.). Но то, что справедливо для государственного режима, далеко не всегда подходит для политического режима. Так, например, если учесть, что даже на территориях, не подпадающих под суверенитет какого-либо государства, существует определенный политический режим, мы должны констатировать факт отсутствия не только государственного режима, как элемента политического режима, но и объективного права. При этом важно подчеркнуть, что под правом в данном случае мы понимаем право позитивное, т. е. определенные правила поведения принятые или санкционированные государством.

Информация о работе Государственно-правовой режим