Государственно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Краткое описание

1)Понятие, определение и виды государственно-правового режима.
Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.
Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Оглавление

Понятие, определение и виды государственно-правового режима.

Соотношение государственно-правового и политико-правового режима

Файлы: 1 файл

реф по отп.docx

— 26.07 Кб (Скачать)

    Более оправдан, на наш взгляд, иной подход к соотношению политико-правового и политического режима. По мнению Н. И. Матузова и А. В. Малько, «Правовой режим – органическая часть государственного и политического режимов». Действительно, оценивая значение права в функционировании государства и политической системы, можно заметить, что право, несмотря на многозначность данного явления, все-таки остается одним из основных средств осуществления государственного и политического управления обществом. В первую очередь это вызвано базовыми характеристиками права, его универсальностью в регулировании общественных отношений. «Политический и государственный режим, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие параметры правовых режимов. Именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально осуществляются режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в юридическую форму». Такая позиция вполне оправданна и точно определяет соотношение правового и политического режима. Однако, на наш взгляд, более сложным является соотношение между политическим и политико-правовым режимом. Н. И. Матузов и А. В. Малько считают, что оправданно использование как обобщенного понятия «политико-правовой режим», так и раздельное применение «политического режима» и «правового режима» для анализа проблем политического управления. Обоснованием такого подхода, по их мнению, может служить то, что «сегодня, вероятно, можно гораздо шире обозначить правовую политику как совокупность правовых средств, целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим – неотъемлемое свойство власти, ее сущности, устройства, функционирования, социальной направленности, степени демократичности». Такой подход нам кажется несколько оптимистичным. Отождествление политического и политико-правового режима в данном случае основано на осуществлении политической власти в правовом государстве. Но большинство из существующих режимов вряд ли можно рассматривать как демократические. И тем более, их не следует воспринимать как функционирующие в рамках правового государства. Так, по мнению хорватского исследователя Н. Закошека, «Самая большая проблема постсоциализма – это не столько «переход к демократии», сколько переход к правовому государству». Таким образом, попытка отождествить политический и правовой режим представляется либо не оправдавшейся до сих пор надеждой на создание повсеместно правового государства, либо оценкой частного случая политических режимов в отношении тех государств, которые можно, без преувеличения, назвать правовыми.

    На наш взгляд, политико-правовой режим следует характеризовать как совокупность правовых методов, средств и способов осуществления политической власти. В таком случае мы должны признать, что политико-правовой режим является одним из элементов политического режима. В рамках политического режима помимо правовых методов осуществления политического управления существуют и неправовые. Так, зачастую, проведение государственного террора в тоталитарных режимах не оформлено юридически, т. е. не облачено в правовую форму. Более того, с учетом естественно-правовой концепции применение таких методов должно рассматриваться как антиправовое.

   С другой стороны, необходимо признать, что в современном обществе право становится основным инструментом регулирования общественных отношений. Этот элемент присутствует, однако, в политическом режиме только тогда, когда режим реализуется на территории государства. В случае наличия политического режима в негосударственной сфере, в самоуправляющихся социальных общностях или на территориях, не имеющих государственного статуса, мы не можем говорить о наличии «позитивного права», а значит и политико-правового режима. При этом стоит заметить, что современное развитие политических и правовых институтов требует некоторого уточнения, поскольку отсутствие национального права не исключает присутствия права международного, которое хотя и не всегда успешно частично покрывает дефицит права. В таком случае мы должны констатировать факт постоянного наличия «международного политико-правового режима», как элемента политического режима. Стоит заметить, что такое положение стало возможным лишь в последние столетия, отмеченные активным развитием международного права, хотя до момента формирования системы международного права политический режим существовал.

    С точки зрения функций политического и политико-правового (государственно-правового) режима мы должны отметить, что основополагающей функцией последнего является обеспечение процессов принятия политического решения правовыми «инструментами», их донесения до подвластных и реализации последними. Следовательно, мы должны сделать вывод аналогичный сравнению объемов политического и политико-правового режима. Функции политико-правового режима являются органической частью функций политического режима. При этом реализация функций политического режима в настоящее время в большинстве случаев осуществляется посредством реализации функции политико-правового режима.

   Проанализировав соотношение политического режима и иных политико-правовых явлений, на наш взгляд, можно сделать вывод, что исследуемые явления характеризуются устойчивой, многоаспектной связью. Данная связь требует учета иных явлений при анализе политического режима. В некоторых случаях обращение к указанным явлениям позволяет более точно определить содержание самого политического режима (в случае исследования государственного режима), его функциональное назначение, значимость некоторых средств политического управления, таких как право (при рассмотрении политико-правового режима). Стоит заметить, что особая значимость связанности данных явлений проявляется при изучении процессов их трансформации, поскольку при преобразовании одного из них другие также претерпевают значительные изменения. В большей степени это заметно при изучении соотношения политического режима и политической системы, менее отчетливо проявляется при анализе влияния изменений государственного и политико-правового режимов на изменение государственного режима, что, впрочем, объясняется частным характером данных явлений по отношению к более общему – политическому режиму.

    Более того, существование любого из них возможно только в случае присутствия другого. В некоторых случаях это обусловлено устойчивостью функциональной связи между исследуемыми явлениями. В других – характеристикой их как общего и частного (политический и государственный режим). Случаи, когда отсутствует одно из представленных явлений, например, государственный режим, но существуют иные, анализируемые нами явления, конечно, существуют. Но это лишь исключение, встречающееся в современной политической реальности чрезвычайно редко.

    Однако говорить о тождестве политического режима, государственного режима, политико-правового режима, неверно. Данные явления различны по своему функциональному назначению, по формам внешнего выражения в рамках конкретных политических процессов, наконец, по объему включенных в них элементов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Киреев, С.А. Политический  режим как элемент формы государства  (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук/С.А.Киреева.  – Саратов, 1997.

2. Кудрявцев, Ю.А.  Политические режимы: критерии классификации  и основные виды /Ю.А.Кудрявцев// Правоведение. – 2002. – № 4.

3. Ориу, М. Основы  публичного права /М.Ориу. – М., 1929.

4. Петров, В.С. Сущность, содержание и форма государства  /В.С.Петров. – Л., 1971.

5. Форма современного  российского государства: эволюция  и правовая основа. – Смоленск, 1997. 

Информация о работе Государственно-правовой режим