Правовая культура: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию.

Оглавление

Введение 3
1.Правовая культура 4
1.1.Право и правовая культура 4
1.2.Понятие и общая характеристика правовой культуры 6
1.3.Структура и функции правовой культуры 8
2.Соотношение правовой культуры и правосознания 10
3.Современная правовая культура 11
3.1.Правовой нигилизм 12
3.2.Правовой идеализм 15
4.Правовая культура и правовое воспитание 17
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая  работа 

по общей теории права на тему

“Правовая культура: общая характеристика” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      
 
 
 

   Содержание 

Введение 3
1.Правовая  культура                              4
1.1.Право  и правовая культура 4
1.2.Понятие  и общая характеристика правовой  культуры 6
1.3.Структура  и функции правовой культуры 8
2.Соотношение  правовой культуры и правосознания 10
3.Современная  правовая культура 11
3.1.Правовой  нигилизм 12
3.2.Правовой  идеализм 15
4.Правовая  культура и правовое воспитание 17
Заключение 20
Список  литературы 21
Приложение 1 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

      Правовая культура представляет  собой важную составную часть  общей культуры. Сегодня налицо  низкая правовая культура, как  должностных лиц, так и граждан, их негативное отношение к Конституции как некому фасаду, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым.

      Актуальность данной темы вызвана  тем, что правовая культура  составляет внутреннюю, ментально-духовную  сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведения людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.

      Общество с высоким уровнем  правовой культуры отличается  совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его  органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию.

      До тех пор, пока правовая  культура наших граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвинуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека.

     

 

1.Правовая  культура 

1.1.Право и  правовая культура 

         Право относится к числу фундаментальных  ценностей мировой культуры выработанных  человечеством в ходе его развития. “Ценностные свойства права, обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества”, – говорил М.Б. Смоленский [15,с.73].

        Концептуальный подход к праву  как элементу культуры и цивилизации позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане.

        Алексеев С.С. говорил: “Право есть явление культуры как сферы творчества, его аккумуляции, самовозрастания” [1,с. 66].

        Что он имел в виду? В чем  это выражается?

        Прежде всего, в том, что  право в специфическом виде  отражает жизнь во всех ее  сложных проявлениях, причем в  проявлениях чрезвычайно широко  диапазона – от главных и  глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов.

        При этом юридические нормы  ориентируются на основы качественного  состояния общества, говорят о  том, каковы должны быть поступки людей. Они призваны наперед регламентировать поведения  людей, определять, что можно, а что нельзя плюс к тому с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновения интересов. В этом и состоит удивительное своеобразие законодательных положений как явления культуры.

        Недаром законы прошлых эпох, скажем, Закон XII таблицу, законы Ману, Русская Правда, Кодекс Наполеона, является своего рода окошками в прошедшие времена, позволяют увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты – словом, наглядно и зримо увидеть прошлое.

        Именно потому, что в юридических  нормах отражается жизнь людей,  да притом под углом зрения  возможных конфликтов, юридическая  наука – юриспруденция всегда была тесно связана с искусством, с литературой, с театром. В Древней Греции Юридические проблемы, конфликты между свободой и деспотизмом прямо воплощались в трагедиях  Эсхила и Софокла  и выносились на сцену древнегреческого театра, столь авторитетного и широко посещаемого в то время.

        Таким образом, поскольку реализация права юридическая  практика выявляет и концентрирует острые жизненные конфликты и проблемы, она, как и право, имеет культурную ценность.

        Но дело не только в этом.

        “Быть может, именно через право воплощается главное, в чем выражается предназначение культуры, - потенциал накопленных духовных богатств творчества, призванных и способных оградить и защитить человека от непреклонных демонических сил природы и общества”, – писал Алексеев С.С. [1, с. 67].

        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что история общечеловеческой правовой культуры – это прогрессирующее развитие права от первоначальных примитивных форм до современных форм утверждения и господства. 
 

 

      1.2.Понятие и общая характеристика правовой культуры 

        Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории “правовая культура”, так и ее структурных компонентов, содержание, функции, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается более 250 определений.

        Например, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой должности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также, в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека [2, с.213]. Нерсесянц В.С. определил правовую культуру просто, как “достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) организации жизни людей” [14, с. 272].

        Комаров С.А. считает, что правовую  культуру можно рассматривать  в широком и узком смысле  слова [9, с. 332].

        Правовая  культура (в широком  смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представляющий той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

        Правовая культура (в узком смысле  слова) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

        Общепризнано, что правовая культура  отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколениях людей.

        Правовая культура во многом  выступает связующим звеном между  социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.).

        Многие авторы, как и Масюкевич  О.П., выделяют следующие признаки  правовой культуры [11, с.264]:

        - определяется как творческая  деятельность, с одной стороны,  и как образ мышления, знания, идеалы, с другой;

        - отражает позитивную сторону правовой жизни;

        - связана с человеческой деятельностью;

        - определяется лишь социально  полезными действиями;

        - имеет определенные цели и  задачи, выполняет свойственные  ей функции;

        - выступает гарантией свободы  личности, ее прав и свобод;

        - обеспечивает правовую активность  личности, социальной группы, общества в целом;

        - характеризует уровень правосознания,  законности и правопорядка;

        - непосредственно связана с совершенствованием  правотворческой и правоприменительной практики.

        Признаки правовой культуры дают  возможность определить, насколько  высоко оценивается в общества  ее уровень, уровень ее цивилизованности.  
 

 

      1.3.Структура и функции правовой культуры 

        Вопрос о структуре правовой культуры в юридической литературе является дискуссионным. Некоторые считают, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения. Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В качестве элемента правовой культуры выделяют также уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).

        Масюкевич О.П. предлагает следующую  структуру правовой культуры  [11, с.265]:

        - правосознание;

        - правовая деятельность (образовательная,  научная, профессиональная);

        - правовые отношения;

        - правомерное поведение субъектов правовой жизни;

        - законность и правопорядок;

        - правотворчество и правоприменение;

        - юридическая техника.

        Правовую культуру, по субъектам,  можно подразделить на: 

        - индивидуальную, т.е. правовую культуру  отдельной личности;

        - групповую, т.е. правовую культуру, присущую отдельной социальной  группе;

        - общественную, т.е. правовую культуру  общества в целом. 

        Применительно к оценке уровня  правовой культуры личности можно  выделить ее обыденный уровень [5, с.403], который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется в правопослушании, активном поддержании правопорядка.

Информация о работе Правовая культура: общая характеристика