Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа
Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию.
Введение 3
1.Правовая культура 4
1.1.Право и правовая культура 4
1.2.Понятие и общая характеристика правовой культуры 6
1.3.Структура и функции правовой культуры 8
2.Соотношение правовой культуры и правосознания 10
3.Современная правовая культура 11
3.1.Правовой нигилизм 12
3.2.Правовой идеализм 15
4.Правовая культура и правовое воспитание 17
Заключение 20
Список литературы
Высокий уровень правовой
Уровень правовой культуры
Если конкретное состояние
Одной из действенных мер по
обеспечению государством
Проследив работы многих
Чтобы обеспечить успех
Правовое воспитание тесно
Именно поэтому Венгеров А.Б. сказал, что “идеалом правового воспитания является юридический всеобуч” [4, с.575]. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом.
Сочетание знания правовых
Заключение
Поддержание и повышение
Это важно, поскольку правовая культура относится к числу мощных факторов, воздействующих на функционирование общества.
В деле повышения правовой
культуры общества упор должен быть
сделан на правовое обучение, информирование
населения о существующих юридических
предписаниях. Правовая культура, выступая
социально-позитивным явлениям правовой
жизни общества, отражает уровень правовой
активности личности, степень ее защищенности,
качественный уровень правовой жизни
всего общества, а также определяет степень
законности и права порядка, усовершенствования
правотворчества и правоприменения. Очень
важно ознакомление населения с образами
и идеалами, правовым опытом и традициями
тех стран, где уровень правовой культуры
более высокий.
Список литературы
1.Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995 – 320с.
2.Алексеев
С.С., Перевалов В.Д. Теория
3.Бабенко
А.Н. Правовая социализация
4.Венгеров
А.Б. Теория государства и
5.Вишневский
А.Ф.Общая теория государства
и права: Учебное пособие /А.Ф.
6.Дамин А.В. Особенности этического правосознания в генезисе традиционной правовой культуры. //История государства и права. 2005.№9.
7.Дмитрук
В.М. Теория государства и
8.Каминский Ю.И. Республика Беларусь – правовая культура. //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2004. №9.
9.Комаров С.А. общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 1998. – 416с.
10.Мартымин О.В. Национальная политика и правовая культура в контексте глобализации //Государство и право.2005.№4.
11.Масюкевич
О.П. Теория государства и
12.Матузов
М.И. Правовой нигилизм и
13.Мжельский
А.Е. Формирование
14.Нерсесянц
В.С. общая теория права и
государства. Учебник для
15.Смоленский
М.Б. Право и правовая
16.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник – 3-е издания, перераб. и доп. – М.: “Юридический Дом” Юстицинформ”, 2004. – 704с.
17.Темнов
Е.И. Теория государства и
18.Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе //Право и образование. 2005. №3.
Приложение 1.
Правовая культура | Правосознание |
По объему | |
Более широкое понятие | Более узкое понятие |
| |
Внешне объективирована в действиях человека, может быть материализирована, например, в безупречном законодательстве | Существует во внутреннем сознании человека, представляет собой духовную ценность |
По своей полярности | |
Существует только с положительным знаком, только позитивная | Случается искривленная деформированное правосознание |
По динамике изменений | |
Медленный плавный рост или снижение до низких отметок (не до нуля) | Более быстрое изменение, опасность отрицательных значений - перерождение правосознания |
§
3. Соотношение правосознания
и правовой культуры
Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.
Правовая
культура характеризует уровень
правосознания, включает степень сознания
права, на которую опираются
Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.
Правовая
культура складывается синергетически,
отражая, впрочем, уровень, условия
существования различных
Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения2.
Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.
Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества3.
Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.
При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а, следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».