Уголовно-правовая характеристика контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

С переходом России к новым политическим и экономическим отношениям увеличилось количество уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Одним из них является контрабанда, общественная опасность которой проявляется: в причинении экономического ущерба государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности; в создании угрозы жизни и здоровью населения; а также способствует дальнейшему развитию противоправной деятельности контрабандистов от полученных им доходов. Так, актуальность данной темы обусловлена тем, что такое преступление как контрабанда приобрело в настоящее время размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу экономической безопасности государства, и принимает всё более организованные формы.

Файлы: 1 файл

Контрабанда является центральным звеном в сфере экономических преступлений и имеет далекие исторические корни.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

                                                      Введение 

       

         С переходом России к новым политическим и экономическим отношениям увеличилось количество уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Одним из них является контрабанда, общественная опасность которой проявляется: в причинении экономического ущерба государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности; в создании угрозы жизни и здоровью населения; а также способствует дальнейшему развитию противоправной деятельности контрабандистов от полученных им доходов. Так, актуальность данной темы обусловлена тем, что такое преступление как контрабанда приобрело в настоящее время размеры  массового  негативного  явления, представляющего реальную угрозу экономической безопасности государства, и принимает всё более организованные формы.

         В юридической литературе вопрос  уголовно-правовой характеристики  контрабанды исследовался на  различных этапах развития уголовного  законодательства видными учеными. Необходимо отметить, что данный вопрос был достаточно проработан во все исторические периоды.  Указанной проблемой занимались такие ученые-теоретики, как Голяков И. Т., Коземаслов В. Д., Кисловский Ю. Г., Вакуленко А. В., Витвицкий А. А.,  Герасимов И. А., Диканова Т. А., Гаухман Л. Д., Сучков Ю. И., Мельникова В. Е., Ветров Н. И. и др. Из конкретных работ нам хотелось бы выделить исследование Бойко А. И. и Родиной Л. Ю. «Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность» и монографию Волженкина Б. В. « Преступления в сфере экономической деятельности». Необходимо также подчеркнуть, что в последние годы научный интерес к указанной проблеме заметно усилился, появилось большое количество научных публикаций на эту тему.

         Объект данной работы составляют общественные отношения складывающиеся при совершении контрабанды, т. е. выполнении всех действий объективной стороны, а также отношения, возникающие по поводу предупреждения и предотвращения данного преступления.

         Предметом исследования являются: исторические аспекты развития законодательства об ответственности за контрабанду, сущность и признаки состава преступления, а также конкретные способы и методы борьбы с ней.

         В настоящей работе мы ставим  перед собой цель – комплексно и всесторонне изучить сущность контрабанды как одного из важнейших преступлений в экономической сфере, и её уголовно-правовую характеристику, опираясь на законодательство и научный опыт выдающихся теоретиков и практиков. При исследовании ставятся  следующие задачи:

- проанализировать  нормативную базу, регулирующую  вопросы, связанные с контрабандой, а также иную литературу по  данному вопросу;

- рассмотреть  ответственность за контрабанду  в историческом развитии;

- дать  общую характеристику данному преступлению;

- изучить  отдельные элементы состава контрабанды  и выделить их особенности;

- выявить  проблемы, возникающие при борьбе  с контрабандой.

        Методологическую основу данной  работы составляют как общенаучные,  так и специально юридические методы исследования. В качестве общенаучных методов применяются: диалектический, формально-логический, системный методы научного познания, а также описание, сравнение, анализ и синтез. А среди частно-научных присутствуют такие методы, как сравнительно-исторический, формально-юридический, системно-структурный и др.

      Данная курсовая работа имеет  следующую структуру: введение, три   главы, включающие в себя параграфы,  заключение и список литературы.

         
 

I. История развития ответственности за контрабанду

         Во многих странах современного мира контрабанда по праву признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Это не случайно, так как контрабанда наносит наибольший ущерб экономическим интересам любой страны, в том числе и Российской Федерации. Практически во всех странах существует перечень предметов, перемещение которых через границу запрещено или ограничено. Соответственно необходимость их перемещения проецирует появление такого явления как контрабанда. Контрабанда является центральным звеном в сфере экономических преступлений и имеет далекие исторические корни.    Слово «контрабанда» заимствовано из итальянского языка  (contra -  против,  bando  -  правительственный  указ)  и  вошло  во  многие современные  языки1.  Оно  включает  понятие  нарушения   закона государства или правительственного распоряжения. «Контрабанда» означает также товар или какой-либо запрещенный законом к ввозу  или вывозу  предмет, тайно  провезенный  или пронесенный  через  границу государства2.  Контрабанда как  правонарушение  появилась  в  XIV-XVI  вв.   с зарождением капитализма, в период бурного развития  товарно-денежных отношений,  когда  беспрепятственный   ввоз  и  вывоз  товаров   для экономики страны  стал  невыгодным. Для контроля  в данной сфере были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Само слово «таможня» произошло  от тюркского  «тамга», означавшего  у кочевых народов  Средней Азии  клеймо, которое  обычно ставилось  на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси, в эпоху монголо-татарского  ига, тамгой  именовалась торговая  пошлина33. Следует отметить, что в нормативных актах более раннего периода также встречаются  нормы,  содержащие признаки   существования различных правил перемещения товаров и  ответственность за  их  нарушение.  Но эти  правила  регулировали провоз  товаров в  пределах  территории  одной  страны, а  не  между суверенными государствами.       Возникновение контрабанды   в   России  относится   к   периоду образования единого рынка и установления на государственной  границе таможенных барьеров.  В 1649  г. было принято  Соборное Уложение,  в котором   можно  найти   свидетельства   того,  что   правительством принимались  меры  защиты  внутреннего рынка,  направленные  на  его укрепление  и   развитие,  в   том  числе   и  методы   уголовного преследования. Вслед за Соборным Уложением, в 1653 г., принимается  Таможенный устав,  а  в  1667  г.  -  Новоторговый  устав.  В  этих  документах провозглашается строгий  контроль  за соблюдением  законодательства, определяющего порядок  перемещения  товаров через  границу, а  также подтверждается ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров,  на которые  существовал  запрет потреблять  их  (например, табак)  либо  устанавливалась  государственная  монополия  (спиртные напитки). Вполне систематизированное  законодательство  о  контрабанде  в России появилось  с принятием  Таможенного устава 1819  г., а  затем Уложения о наказаниях 1845  г. Под контрабандой стали  подразумевать  перемещение товаров и предметов мимо таможни или хотя через таможню, но  с сокрытием  от  таможенного контроля.  С  течением времени  эта формулировка то расширялась, то  наполнялась иным содержанием. Из законов  досоветского  периода следует  отметить  Таможенный устав 1906 г., по которому контрабандой признавались: а) ввоз  из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но  с сокрытием от таможенного  контроля товаров иностранных, пошлинных  и запрещенных;  б) вывоз  за   границу  или  попытка  вывоза   помимо таможенных учреждений или  хотя и через таковые,  но с сокрытием  от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу; в) выпуск  на   внутренний   рынок  поступивших   в  таможню   товаров, запрещенных к ввозу и допущенных  к обратному вывозу за границу,  но не вывезенных из пределов России. Особенностью норм,    предусматривавших   ответственность    за контрабанду,   являлся   их   казуистический   характер.   Действия, составлявшие  рассматриваемое  преступление, выражались  в  ввозе  и вывозе определенных товаров, а также, как, например, по  Таможенному уставу 1906 г., в выпуске на внутренний рынок товаров, не подлежащих ввозу в Россию. Менялась  категория товаров. Так, если по  Соборному Уложению 1649 г. к предмету контрабанды относились спиртные  напитки и другие товары, составлявшие государственную монополию, то  позднее это   были  товары   различного   назначения  (например,   пушнина), иностранные товары, запрещенные товары и т. п.      Отличительной чертой законодательства, направленного на  борьбу с контрабандой в период после октября 1917 г., являлось то, что  оно было  призвано  защищать  и  охранять  монополию  внешней  торговли, провозглашенную  и  осуществляемую вновь  созданным  государством  в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 22.04.18 г. Понятие контрабанды в Декрете не раскрывалось. Не было точного определения контрабанды и по Декрету  от 17.10.21  г., лишь  в ст.  15 указывалось,  что конфискации   таможенными   учреждениями  подлежат:   а)   предметы, проносимые через  границу мимо таможенных  учреждений; б)  предметы, воспрещенные к вывозу и ввозу, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения или путем неправильной декларации при почтовых отправлениях;  в)  предметы,  разрешенные к  вывозу  или  ввозу,  но скрытые от таможенного контроля с целью избежания оплаты сборов;  г) предметы, не разрешенные к  обращению в Республике (оружие,  военное снаряжение  и т.  п.),  задержанные при  ввозе  их без  необходимого разрешения;  д)  документы,  вредные  для  РСФСР  в  политическом  и экономическом отношениях; е) предметы старины и искусства, вывозимые за границу без разрешения4. В ст.  97 УК РСФСР 1922 г., помещенной  в главу  «Преступления  против  порядка  управления»,  о   контрабанде говорилось в общих чертах, как о нарушении законов и постановлений о провозе товаров через границу.    Таким образом, в первые годы после революции нормы с достаточно широкой диспозицией  отсутствовали.   Характер  преступного   деяния определялся   путем  перечисления   ряда   действий:  «сокрытие   от таможенного  контроля»,  «вывоз   без  разрешения».  При   отнесении предметов   к   «контрабандным»   руководствовались    соображениями идеологического  характера:  «документы, вредные  в  политическом  и экономическом отношении».  Впервые определение контрабанды, близкое по форме и по существу действующему, было сформулировано в Декрете СНК РСФСР от 24.04.23 г. Контрабандой   признавалось   перемещение  или   покушение   на перемещение какого-либо имущества через государственную  пограничную черту  с  сокрытием  от  таможенного  контроля5.  Сами  эти   понятия раскрывались  в  Инструкции  НКВТ,  утвержденной  17.10.23  г..   Под перемещением понимались всевозможные способы передвижения имущества: пронос, перебрасывание,  провоз  на лошадях,  вьючных животных,  при помощи механических средств транспортирования, летательных аппаратов и т. д.  Покушением на  перемещение имущества через  государственную пограничную черту помимо таможенных учреждений следовало  признавать действия, направленные на  совершение указанного перемещения,  когда совершитель  не  выполнил  всего  того,  что  было  необходимо   для приведения  его  намерения  в исполнение,  или  когда,  несмотря  на выполнение им  всего  того, что  он  считал необходимым,  преступный результат  не был  достигнут  по  причинам,  от него  не  зависящим. Сокрытием  считался  факт перемещения  имущества  помимо  таможенных учреждений, а также через них,  но с применением особых ухищрений  с целью  избежания   таможенного   досмотра  перемещаемого   имущества (например, сокрытие его в  особо устроенных помещениях, зашивка  под подкладку платья и т. п.).      Что же  касается  имущества,  то  по  Инструкции  НКВТ  к  нему относились не только товары и ценности, но вообще всякое  имущество, как предназначенное для личного  употребления, так и обращающееся  в торгово-промышленном обороте,  причем его  ветхость, малоценность  и непригодность для использования по прямому назначению не освобождали виновного от ответственности за контрабанду.   Принятый в  1924 г.  Таможенный  устав каких-либо  изменений  в понятие контрабанды не внес. Изменения в ст. 97 УК РСФСР были внесены Декретом СНК РСФСР  от 1.03.26   г.   Контрабанда  определялась   как   перемещение   через пограничную  черту  товаров,  ценностей, имущества  и  всякого  рода предметов  помимо таможенных  учреждений  или  через таковые,  но  с сокрытием от таможенного контроля.      Уголовный кодекс  РСФСР  1926  г.  полностью  воспринял  данное определение.      В 1927   г.    было   принято    Положение   о    преступлениях государственных,  в   соответствии   с  которым   контрабанда относилась  к группе  государственных,  т. е.  особо   для СССР опасных деликтов   против порядка управления6. Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой, сложившееся к 1928 г., оставалось почти неизменным на протяжении 30-ти лет  до принятия Закона СССР от 25.12.58 г. об уголовной ответственности  за государственные  преступления.  В  ст.  15  названного  Закона указывалось, что «контрабанда, т. е. незаконное перемещение  товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенная с сокрытием  предметов  в  специальных  хранилищах,  либо  с  обманным использованием  таможенных  и   иных  документов,  либо  в   крупных размерах,   либо   группой   лиц,   организовавшихся   для   занятия контрабандой,  либо должностным  лицом  с использованием  служебного положения,   а   равно   контрабанда   взрывчатых,    наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского  снаряжения - наказывается  лишением свободы  на срок от  трех до  десяти лет  с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет  или без ссылки»7. Данное определение контрабанды было включено в  УК РСФСР 1960 г. Однако при принятии Уголовного кодекса 1996 г. данная позиция законодателя претерпела изменение, и теперь в УК РФ имеет место одна статья – 188, в части первой которой предусматривается ответственность за незаконное перемещение товаров и иных предметов, а по части второй уголовная ответственность наступает в случае незаконного перемещения общеопасных предметов, перечень которых исчерпывающий.    

        Подводя итог, прежде всего, нужно сказать, что контрабанда как преступление экономическое имеет давнюю историю и с течением времени и изменением законодательства менялось определение данного преступления, также как и менялись размер вреда и ответственность за указанное деяние. Но несмотря на это, значимость и общественная опасность контрабанды остаются неизменными.  
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Юридический анализ контрабанды

§ 1. Понятие, причины и факторы возникновения контрабанды

     Как социальное явление, контрабанда  выражается в значительном ввозе, вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Данное преступление закреплено в ст.188 УК РФ и включает в себя следующие положения: во-первых, перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, и, во-вторых, перемещение через таможенную границу Российской Федерации особых средств и веществ, список которых является исключительным, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

      Активность контрабандной деятельности  зависит от внешних и внутренних  факторов. К внешним факторам, представляющим  угрозу экономической безопасности  РФ и способствующим контрабанде,  относятся:

  • преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
  • зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
  • недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;
  • неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической  безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

  • унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
  • вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
  • несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
  • криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу8.

        В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей.  Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Из 83 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью. Вторая особенность - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур9.

        В связи с этим актуальными и по сей день становятся слова, сказанные знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым: «Россия - это особая, непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнуться с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства».

          
 
 
 
 

§ 2. Субъект и субъективная сторона контрабанды

       Прежде чем раскрывать понятие субъекта контрабанды, необходимо дать его теоретическое определение. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, незаконно переместившее товар или иной предмет через таможенную границу РФ. Так и субъект контрабанды характеризуется общими чертами, присущими большинству преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации. Указанный возрастной ценз объясняется тем, что по достижении 16 лет психически здоровый человек способен полностью оценивать свое поведение и в том числе общественную опасность такого сложного преступления как контрабанда10. Однако как следственная, так и судебная практика за все время действия законов об уголовной ответственности за контрабанду практически не имеет прецедентов привлечения за нее граждан в возрасте от 16 до 18 лет. Причина такого положения, на наш взгляд, заключается в том, что количество несовершеннолетних, выезжающих за границу или въезжающих в РФ, по отношению к лицам более старшего возраста сравнительно невелико. Кроме того, лица в возрасте от 16 до 18 лет обычно пересекают таможенную границу в сопровождении взрослых и сокрытие ими предметов от таможенного контроля либо иное соучастие в контрабанде совершается, как правило, под влиянием первых, что не может не учитываться органами следствия и судами при решении вопроса об ответственности несовершеннолетних за содеянное.

          С переходом экономики Российской Федерации к рыночным отношениям контингент субъекта контрабанды претерпел значительные изменения. В качестве субъекта контрабанды стали выступать категории граждан, ранее не встречавшиеся в таможенной и следственной практике. Ими становятся должностные лица государственных предприятий, коммерсанты, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, чиновники правительственного аппарата и администраций на местах, профессиональные преступники, действующие под прикрытием внешнеторговых организаций. Под должностным лицом в п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ следует понимать должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации11. Контрабанда, совершенная указанными лицами с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ. Действия организаторов, подстрекателей и пособников   контрабанды     квалифицируются  по   соответствующей части ст. 33 УК РФ и п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ. По п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды,  сопряженное с  любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его  не препятствовать   незаконному перемещению товаров или  иных предметов   через таможенную   границу Российской Федерации. В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4   ст. 188 УК РФ   квалифицируются действия  всех участников организованной   группы, а не  только тех, кто непосредственно перемещал  товары или   иные предметы   контрабанды через таможенную границу РФ 
            Субъективная сторона контрабанды представляет собой психическую оценку субъектом своей деятельности, направленной на незаконное перемещение грузов (товаров или иных предметов) через таможенную границу Российской Федерации. По своей структуре этот элемент состава преступления состоит из трех самостоятельных, но взаимосвязанных и зависимых друг от друга признаков: мотива, цели и вины.
Диалектическая связь этих признаков заключается в том, что они возникают и получают развитие в определенной последовательности и лишь в совокупности образуют субъективную сторону состава преступления. Рассматриваемое преступление может  быть совершено умышленно  и  только с прямым умыслом. Такие понятия, как мотив и цель совершения преступления значения для  квалификации не  имеют, но  могут  учитываться  судом при  назначении  наказания. Однако в юридической литературе встречается и другое мнение. Так, Ю.И. Сучков считает,  что «контрабанде  присуща строго определенная  и ярко  выраженная   цель,  направленная  не   только  на   незаконное перемещение  товаров или  иных  предметов через  таможенную  границу Российской  Федерации, но  и  обязательный  их вывоз  на  территорию иностранного государства для  реализации на внешнем рынке  (продажи, обмена,  передачи   другим   лицам  или  организациям   безвозмездно,    использования для удовлетворения личных  потребностей и т. д.)  либо такой  же  ввоз  с территории      иностранного   государства на   таможенную   территорию    России    для  реализации  на  ее  внутреннем     рынке.  При    отсутствии  такой  цели    как  промежуточного      звена    между     моментом    перемещения     предметов  через  таможенную  границу и  достижением конечного  преступного    результата,   например,  извлечения   личной выгоды,  названное деяние  не  подпадает под  признаки  субъективной стороны состава

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика контрабанды