Уголовно-правовая характеристика контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

С переходом России к новым политическим и экономическим отношениям увеличилось количество уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Одним из них является контрабанда, общественная опасность которой проявляется: в причинении экономического ущерба государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности; в создании угрозы жизни и здоровью населения; а также способствует дальнейшему развитию противоправной деятельности контрабандистов от полученных им доходов. Так, актуальность данной темы обусловлена тем, что такое преступление как контрабанда приобрело в настоящее время размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу экономической безопасности государства, и принимает всё более организованные формы.

Файлы: 1 файл

Контрабанда является центральным звеном в сфере экономических преступлений и имеет далекие исторические корни.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

контрабанды»12. На наш взгляд, данное утверждение противоречит диспозиции ст. 188 УК РФ, т.к из неё следует, что это преступление с формальным составом.

     Подводя итог, необходимо сказать, что субъективная сторона контрабанды является одной из наиболее острых и актуальных проблем правоприменительной практики, поэтому обращает на себя внимание ученых правоведов и специалистов. Она имеет важное юридическое значение. Четкое установление ее признаков является необходимым условием правильной квалификации, отграничения контрабанды от правонарушения, разграничения со смежными преступлениями. Именно сложность формирования её доказательственной базы служит одной из причин прекращения уголовных дел о контрабанде.  Многие виновные лица уходят от ответственности, поскольку практические работники не могут доказать субъективную сторону преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ. 

 
 
 
 
 
 
 

§ 3. Объект  и объективная сторона контрабанды 

      В современной правоприменительной деятельности правоохранительных органов России существует ряд дискуссионных проблем возникающих при квалификации преступного деяния, содержащего в себе признаки контрабанды, т. е. при уяснении признаков состава настоящего преступления, где наиболее проблематичным остается вопрос о содержании непосредственного объекта этого преступления. Анализ изученной юридической литературы позволяет нам сделать безусловный вывод о том, что общепринятого определения непосредственного объекта этого уголовно наказуемого деяния в доктрине уголовного права в настоящий момент нет. Так, В. Е. Мельникова считает что, «непосредственный объект контрабанды – общественные отношения, регулирующие товарооборот через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных платежей и сборов»13. С ней полностью солидарен Н. И. Ветров и К. В. Михайлов. В свою очередь Л. А. Прохоров указывает, что «непосредственным объектом деяния выступает совокупность общественных отношений, регулирующих нормальное осуществление внешнеэкономической деятельности»14. С. В. Максимов предлагает считать что, «непосредственный объект деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ —  общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы РФ в части формирования его посредством таможенных платежей»15. Также необходимо отметить, что ряд авторов, такие как Н. Н. Афанасьев, Б. М. Леонтьев, В. П. Ревин, Б. В. Яцеленко и другие считают, что данное преступление обладает и дополнительным объектом. В качестве него все они признают общественную безопасность и здоровье населения. На наш взгляд, позицию вышеперечисленных авторов следует в целом поддержать, так как действительно при контрабанде оружия дополнительно страдает общественная безопасность, а при контрабанде некачественного, а порой и прямо фальсифицированного товара – здоровье населения.

          Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них. В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др. В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства; психотропные, сильнодействующие, ядовитые отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; вооружение; взрывные устройства; огнестрельное оружие или боеприпасы; ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности). Исходя из положений ч. 1 ст. 15    Федерального закона  "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды, наряду  с другим имуществом, является наличная   иностранная валюта, валюта   Российской Федерации, дорожные чеки,   внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме16
Необходимо отметить, что предметом контрабанды не может выступать информация. Однако незаконное перемещение за рубеж технологий и научно-технической информации, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, при отсутствии признаков преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275, 276 УК РФ), образует состав преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ.

          По нашему мнению, наибольший интерес представляет объективная сторона контрабанды, т. е. перемещение указанных в ч. 1 или ч. 2 ст. 188 предметов (товаров и др.) через таможенную границу РФ.   Под перемещением принято понимать совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров (предметов, транспортных средств) любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Незаконный характер перемещению товаров (предметов) через таможенную границу придает один из указанных в законе способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларирование, недостоверное декларирование.    Под перемещением предметов контрабанды помимо таможенного контроля понимается их транспортировка вне определенных таможенными органами РФ мест — таможен, таможенных постов или вне установленного времени производства таможенного оформления должностными лицами российских таможенных органов.  Сокрытие от таможенного контроля товаров (предметов), перемещаемых через таможенную границу РФ, предполагает любой способ их утаивания, затрудняющий обнаружение, а также камуфлирование подлинности (например, использование всякого рода тайников, придание одним товарам вида других). Обманное использование документов или средств таможенной идентификации — это предъявление заведомо подложных (поддельных), недействительных документов либо полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам (предметам), использование фальсифицированных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий. Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей. С точки зрения особенностей законодательной конструкции объективной стороны можно сказать, что контрабанда является преступлением с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния. Судебная практика признает контрабанду оконченным преступлением с момента фактического пересечения товаром таможенной границы России. При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК РФ, поскольку согласно п. 2 ст. 30 УК РФ оно уголовно не наказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц   к   совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления17. Каждое из действий, составляющих контрабанду      являются   самостоятельными и совершаются   в разное время, то есть   на разных   этапах   таможенного   контроля. Следует, однако, отметить, что в силу большой латентности приготовительных действий и значительных трудностей их    доказывания    уголовные         дела  на данной стадии возбуждаются крайне редко. 
          Итак, подводя итог, мы отмечаем,  что объективная сторона контрабанды имеет большое значение при  квалификации  и  определении стадии совершения данного преступления. Огромную роль играет и сам предмет, необходимо выделить то, что контрабанда имеет свою особенность: при всем многообразии контрабандных товаров уголовная ответственность установлена и за перемещение через таможенную границу Российской Федерации определенных предметов, которые предусмотрены специальным перечнем. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III Проблемы  уголовно-правовой  борьбы  с  контрабандой 

         Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве, что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов. Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой. Прежде чем говорить о конкретных способах борьбы мы считаем необходимым выделить основные проблемы и недостатки в данной сфере. Так, ввоз и вывоз грузов через таможенную границу Российской Федерации регламентируется таможенным законодательством РФ. За нарушение норм этого законодательства предусмотрены серьезные штрафы и лишение свободы. Однако сложности при оформлении разрешительных документов на грузы, низкая квалификация участников внешнеэкономической  деятельности и сам механизм регулирования отношений в сфере таможенного права по-прежнему являются причинами, по которым контрабанду не удается искоренить18. Желание избежать высоких ставок таможенных пошлин подталкивает все большее количество граждан к тому, чтобы преступить закон. Более низкий уровень налогообложения, который существует в России, практически вынуждает предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на применение различных нелегальных способов перемещения товара через таможенную границу. Чтобы выдерживать конкуренцию, в условиях масштабного ввоза в РФ контрабандных товаров либо необходимо прибегать к так называемым «серым, черным» схемам таможенного оформления, либо прекращать внешнеэкономическую деятельность19. Статистика по делам, заведенным на основании нарушения таможенного законодательства, печальна. Мировой экономический кризис еще более усугубил положение: количество таких дел за последние полтора года резко возросло. Однако специалисты утверждают, что настоящая причина статистических данных кроется не в росте преступности, а в обострившейся с приходом кризиса проблеме пополнения госбюджета. Штрафы за нарушение таможенного законодательства – это дополнительный источник дохода для государства, а потому во многих случаях таможенные службы возбуждают безосновательные административные дела. Товар, который завозится на территорию РФ, оценивается по завышенной шкале, и административные дела переквалифицируются в уголовные. Эта ситуация не могла не привести к тому, что даже самые добросовестные предприниматели начали искать возможность удешевить процедуру перемещения грузов через границу и их таможенного оформления. Продолжая данную тему, нельзя не согласиться с И.А. Герасимовым, который выделяет следующие тенденции контрабандной деятельности на современном этапе. Во-первых, активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов. Во-вторых, тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур. И наконец, появление нового вида контрабандного товара – людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию РФ20. От сюда вытекает другая проблема, заключающаяся в том, что незаконная иммиграция в основном связана с нелегальным импортом и, как следствие, подпольным производством, что в свою очередь является серьезным препятствием для развития цивилизованного предпринимательства на территории РФ.

           В настоящее время и на протяжении всей истории существования государственных и таможенных границ  деятельность контрабандистов являлась наиболее прибыльной. Пока не устранены негативные условия и преграды для перемещения товаров через таможенную границу контрабанда будет иметь свое развитие. Даже в странах, которые нам привычно называть «развитыми» существует контрабанда. Искоренить такое явление как контрабандное перемещение товаров через границу вероятно действительно невозможно. Можно лишь сократить ее до определенных пределов, когда доля контрабандного перемещения товаров и доля так называемого «белого» импорта - экспорта будет находиться в более-менее адекватных пропорциях. . Важнейшей причиной роста контрабанды в России является коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов. Вопрос коррупции часто обсуждается в прессе, но воз и ныне там. Нет ни одного предпринимателя осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, который не сталкивался бы с вымоганием взяток, с так называемым «наездом» таможни, ОБЭП, ФСБ и других правоохранительных органов. Осуществлять импортные, экспортные поставки в современных условиях становиться все труднее и труднее. Несмотря на достаточно жесткие выступления руководителей Российской Федерации, на ужесточение контроля, ситуация кардинально не меняется21.

          Прежде чем говорить о способах борьбы с контрабандой, необходимо указать орган, осуществляющий противодействие в данной сфере. Таким органом является Главное управление по борьбе с контрабандой. Среди основных задач Управления можно выделить: обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, осуществление общего и методического руководства оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств и иные. Так, к основным полномочиям Главного Управления относятся: борьба с экономическими преступлениями, относящимися к компетенции таможенных органов; борьба с особо опасными видами контрабанды;  взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также международными правоохранительными организациями;  
организация контроля и инспектирования осуществления оперативно- розыскной деятельности таможенными органами; оперативно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности; оперативно-информационное направление; ведение оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов;  содействие другим правоохранительным органам в проведении мероприятий по борьбе с организованной преступностью, легализации доходов от преступной деятельности, а также мероприятий антитеррористического характера; выявление и пресечение административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов и другие22.

           Подводя итог, можно сказать, что как бы стремительно ни развивалась преступность в данной сфере, её показатели всё ещё остаются на достаточно высоком уровне. Мы постоянно  слышим о раскрытии  так называемого канала контрабандных поставок товаров. Постоянно раздаются громкие заявления о задержания астрономических объемов незаконно ввезенных в Россию одежды, обуви, бытовой техники, различных запрещенных к гражданскому обороту товаров. Создано большое множество  подразделений  органов  правопорядка которые призваны бороться с нарушениями таможенного законодательства. А положительных результатов так и не видно. Так вот прежде чем бороться с уже совершенными преступлениями, необходимо искоренять их предпосылки.

                                                  

                                                      Заключение 

       Итак,  мы  достигли цели, которую ставили перед собой.  Мы  раскрыли понятие и провели юридический анализ такого вида преступления, как контрабанда, проанализировали проблемы, связанные с предупреждением и предотвращением данного преступления. В начале работы мы отметили, что контрабанда имеет довольно далекие исторические корни. С течением времени менялось не только понятие, но и общественная опасность и ответственность за указанное преступление. Стоит также отметить, что и в настоящее время законодательство об ответственности за контрабанду стремительно меняется, на что влияет социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Что касается объективной стороны, она представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий и причинно-следственной связи между ними. Так, контрабанда совершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием. Предметом же контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ.  Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды. В ч.3 ст.188 УК РФ предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение. Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации. Данный вопрос очень важен при квалификации контрабанды, а также при разграничении смежных составов преступлений ( например, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций и граждан). Состав контрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде). Необходимо также отметить, что в ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы. На наш взгляд, стоит сказать и о специфике данного преступления, которая заключается: в  нарушении установленного порядка внешнеэкономической деятельности, а также в способствовании совершению других преступлений (например, незаконному обороту оружия, наркотиков).  Нельзя не указать и на основные недостатки уголовно-правовой нормы об ответственности за контрабанду, которыми  являются:  перегруженность ч. 2 ст. 188 УК  РФ повторяющимися терминами; отсутствие ряда квалифицирующих признаков; неточность сформулированного квалифицирующего признака «должностным лицом с использованием своего служебного положения»; неотнесение понятия крупного размера к иным предметам контрабанды. Учитывая все выше изложенное, конструкция нормы об ответственности за контрабанду не может быть признана оптимальной и требует дальнейшего совершенствования.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика контрабанды