Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа
Цель исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского муниципального права, комплексное изучение основных образующих его элементов, а именно углубленное исследование муниципально-правовых отношений. Задачи курсовой работы включают в себя:
- раскрыть понятие правовых отношений с позиции общей теории права;
- исследовать специфику муниципально-правовых отношений;
- провести их дифференциацию;
- определить объекты и круг субъектов муниципально-правовых отношений;
- проанализировать их содержание;
- выявить основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений.
Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и виды муниципально-правовых отношений
§ 1. Понятие и сущность правовых отношений....................................................5
§ 2. Муниципально-правовые отношения и их виды...........................................9
Глава 2. Объекты, субъекты и содержание муниципально-правовых отношений
§ 1. Объекты и субъекты муниципально-правовых отношений……………...14
§ 2. Содержание муниципально-правовых отношений……………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени
П.А.СТОЛЫПИНА
Филиал в г. Ульяновске
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
"Муниципальное право"
на
тему: «Характеристика муниципально-правовых
отношений»
Ульяновск 2011
Оглавление
Введение…..…………………………………………………
Глава 1. Понятие, сущность и виды муниципально-правовых отношений
§ 1. Понятие
и сущность правовых отношений.....................
§ 2. Муниципально-правовые
отношения и их виды..........................
Глава 2. Объекты, субъекты и содержание муниципально-правовых отношений
§ 1. Объекты и субъекты муниципально-правовых отношений……………...14
§ 2. Содержание
муниципально-правовых отношений……………………….20
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Формирование местного самоуправления в России оказалось одной из самых трудных задач реформирования российской государственности, поскольку опереться на аналогичный отечественный опыт весьма проблематично. Принимая во внимание особую значимость местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, права граждан, формы народовластия, деятельности населения по самостоятельному решению вопросов местного значения, формы самоорганизации местных жителей, следует учитывать, что поддержание надлежащей юридической взаимосвязи населения и политической публичной власти невозможно без соответствующей правовой регламентации, находящей выражение в нормах муниципального права.
До настоящего времени законодательство о местном самоуправлении и практика его применения опережают теорию муниципального права. Динамика развития федерального, регионального и муниципального законодательства о местном самоуправлении ориентирована преимущественно на решение проблем тех или иных территорий, что при заметном увеличении объема действующего в этой сфере нормативного правового массива не всегда соответствует целостному, системному и непротиворечивому законодательному закреплению правового режима реализации и защиты, самоуправленческих прав местных жителей.
Вот почему обращение к проблемным аспектам теории и практики становления и развития российского муниципального права в рамках темы курсовой работы нам представляется актуальным.
Цель исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского муниципального права, комплексное изучение основных образующих его элементов, а именно углубленное исследование муниципально-правовых отношений. Задачи курсовой работы включают в себя:
- раскрыть понятие правовых отношений с позиции общей теории права;
-
исследовать специфику
- провести их дифференциацию;
- определить объекты и круг субъектов муниципально-правовых отношений;
-
проанализировать их
- выявить основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений.
Использование диалектического, исторического, сравнительно-правового методов позволило показать юридическую природу муниципально-правовых отношений. Применение системного и структурно-функционального методов было положено в основу анализа объектов и круга субъектов муниципально-правовых отношений. Исследованию практически всех аспектов темы курсовой работы способствовало использование логического метода, методов толкования правовых норм.
В процессе подготовки курсовой работы были использованы научные труды в области муниципального права таких ученых, как И.В. Бабичев, А.Н. Буров, А.Н. Кокотов, С.Г. Копысова, А.Н. Костюков, А.С. Саломаткин, А.Н. Нифанов, Т.К. Петрова, Ю.М. Прусаков, Р.О. Халфина.
Теоретические
положения и выводы курсовой работы
опираются на анализ Конституции Российской
Федерации, уставов (конституций) субъектов
Российской Федерации, актов федерального,
регионального и муниципального законодательства.
В процессе разработки вопросов темы курсовой
работы последовательно учитывались выводы,
содержащиеся в специальной литературе,
в трудах по общей теории права и государства,
конституционного права России, муниципального
права.
Глава 1. Понятие, сущность
и виды муниципально-правовых
отношений
§
1. Понятие и сущность
муниципально-правовых
отношений
Термин "отношение" используется различными науками. Поэтому целесообразно определить значение этого понятия, поскольку в отечественной науке можно встретить самые различные его значения. Часто этим термином обозначается позиция человека по поводу какого-то явления окружающей его действительности, в том числе других людей1. Например, у студента сложилось определенное мнение-отношение к своему сокурснику. Это — отношение психологическое, внутреннее. Особенность таких отношений состоит в том, что они часто не субъектно-субъектные, а субъектно-объектные. Другими словами, для таких отношений необязательно наличие двух сторон, достаточно одной и объекта, по поводу которого эта сторона и составляет свое отношение. Существуют математические трактовки отношения, в науке логике2 также встречается понятие отношения и т.д.
Общественные отношения являются отношениями, устанавливаемыми самими людьми в процессе их деятельности. Без общественных отношений человеческая деятельность не может обходиться. Она неизменно включается в систему этих отношений, осуществляется в тесной связи с ними.
Среди признаков общественного отношения можно выделить следующие: а) наличие двух конкретных сторон, на каждой из них может быть несколько субъектов; б) субъектный состав таких отношений не столь широк, как в фактических отношениях, нередко стороной общественного отношения может стать только лицо, обладающее определенными признаками, в том числе занимающее определенную социальную позицию, выполняющее социально значимые функции и др.; например, чтобы стать субъектом юридического отношения, человек, как минимум, должен обладать право- и дееспособностью; в) общественное отношение представляет собой устоявшийся, типичный образец взаимодействия; можно говорить об определенном единообразии поведения в рамках определенного вида общественных отношений; г) форма общественного отношения, которая формирует его, упорядочивает, то есть устанавливает определенный порядок развертывания содержания отношения (взаимодействия).
Именно по форме можно различать и классифицировать различные виды общественных отношений3. Знакомство с формой отношения может усилить убежденность в том, что данный вид отношений находится на стадии фактического или общественного социального отношения. Например, юридические отношения, с точки зрения их формы, имеют ярко выраженную тенденцию к такому порядку осуществления взаимодействия (его сторонами), при котором на передний план выходят следующие ценности: предвидимость результата взаимодействия, предсказуемость поведения сторон такого отношения, равенство сторон во взаимодействии (в том смысле, что ни одна из них не должна в одностороннем порядке определять (навязывать) поведение другой). Именно форма такого отношения обеспечивает возможность в последующем доказывать нарушение одной стороной порядка взаимодействия и др.
Несколько отличны по форме моральные отношения. По общему правилу порядок взаимодействия в таком отношении фиксируется в письменном виде очень редко, не всегда предсказуем результат взаимодействия, главное же состоит в том, что порядок взаимодействия здесь основан на добровольном подчинении одной стороны своего поведения другой стороне такого отношения.
Политические отношения, даже на уровне общественных, являют собой форму, весьма значительно отличающуюся от рассмотренных отношений. На первый взгляд, политические отношения схожи с моральными, в том смысле, что здесь часто нет равенства сторон: одна сторона определяет поведение другой. Однако вторая сторона подчиняет свое поведение первой не добровольно, а в силу положения в политической иерархии.
Итак, общественное отношение — это способ стабилизации и универсализации ценных, значимых для людей, общества, государства моделей (типов) взаимодействия, способных привести к предполагаемым результатам. Признаком именно социальных (общественных) отношений можно считать и то, что они устанавливаются и реализуются в ходе взаимодействия (или противодействия) сторон. В общественном отношении люди, то есть его стороны, нуждаются друг в друге, зависят друг от друга и добиться желаемого, или того, в чем они заинтересованы, они могут, только опираясь на взаимное содействие. Общественное отношение в самом себе содержит возможность контроля за поведением сторон. В том смысле, что каждая из сторон такого отношения контролирует поведение второй стороны и в соответствии с этим корректирует свое поведение.
Для проведения исследования в рамках настоящей работы можно использовать понятие общественного отношения, которое приводит М.Н. Марченко: «Общественное отношение является одной из форм социальной активности, как минимум, двух сторон (лиц), оно устанавливается живыми субъектами в интересах реализации актуальных для них интересов. Реализация такого отношения основана на взаимном содействии и взаимном контроле сторон за порядком взаимодействия; последний закрепляется нормативом»4.
Подчеркнем, что любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права.
В юридической литературе было высказано мнение о правоотношении как о модели поведения лиц, взаимодействующих на основании правовых норм. В работах по теории правоотношений, пишет М.А. Лапина «имеются попытки объяснения их природы через понятие поведения»5. Весьма устойчивым в теории права можно считать представление о правоотношении как единстве материального содержания и юридической формы. Если рассматривать правоотношение как форму реализации норм права, то мало наличия в содержании правоотношения только быть наделенными правами и обязанностями. Нужно, чтобы они при этом реально воплощались в жизнь в виде конкретных действий (бездействия) в рамках юридических прав и обязанностей, определенных нормами права.
В результате исследования позиций представителей общей теории права мы приходим к выводу, что правоотношения выступают разновидностью общественных отношений как индивидуально-определенная связь правомочных и обязанных лиц, содержанием которой является взаимодействие этих лиц, реализующих свои субъективные права и выполняющих возложенные на них юридические обязанности.
Для обособления правоотношений от иных социальных явлений выявлены такие их признаки как: а) урегулированность и возникновение на основе норм права; б) наличие содержания, включающего субъективные права и юридические обязанности их участников; в) гарантированность государством; г) волевой характер.
Правоотношения
дифференцированы на общие и конкретные,
абсолютные и относительные, регулятивные
и охранительные, активные и пассивные,
материальные и процессуальные, публичные
и частные, простые и сложные, первичные
и вторичные, отраслевые и межотраслевые.
Определен состав правоотношения, который
включает их субъектов, объекты и содержание.
В содержании правоотношения выделены
две стороны - юридическая и материальная.
§
2. Муниципально-правовые
отношения и их
виды
Муниципально-правовые
отношения обладают основными признаками,
которые присущи
Бабичев И.В. предлагает исходить из того, что «если два субъекта права, из которых один является субъектом местного самоуправления «общей компетенции», вступают в правовые отношения, содержание которых необходимо и достаточно составляет деятельность, направленная на объекты местного самоуправления, то эти отношения следует считать муниципально-правовыми»6. При этом другой субъект данных правоотношений также является субъектом местного самоуправления (если не «общей», то «специальной» компетенции).
Муниципально-правовые отношения являются универсальным средством обеспечения устойчивой связи муниципального законодательства с практикой осуществления местного самоуправления, служат средством перевода муниципально-правовых норм в плоскость реальных социальных процессов7. Муниципально-правовые отношения носят локально-территориальный характер. Они возникают, развиваются и прекращаются исключительно на территории муниципального образования. Согласно ст. 131 Конституции РФ8, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Информация о работе Характеристика муниципально-правовых отношений