Характеристика муниципально-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского муниципального права, комплексное изучение основных образующих его элементов, а именно углубленное исследование муниципально-правовых отношений. Задачи курсовой работы включают в себя:
- раскрыть понятие правовых отношений с позиции общей теории права;
- исследовать специфику муниципально-правовых отношений;
- провести их дифференциацию;
- определить объекты и круг субъектов муниципально-правовых отношений;
- проанализировать их содержание;
- выявить основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений.

Оглавление

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и виды муниципально-правовых отношений
§ 1. Понятие и сущность правовых отношений....................................................5
§ 2. Муниципально-правовые отношения и их виды...........................................9
Глава 2. Объекты, субъекты и содержание муниципально-правовых отношений
§ 1. Объекты и субъекты муниципально-правовых отношений……………...14
§ 2. Содержание муниципально-правовых отношений……………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

011 ку Анна.doc

— 161.50 Кб (Скачать)
  1. Основным субъектом муниципально-правовых отношений является население муниципального образования, которое непосредственно решает вопросы местного значения (путем прямого волеизъявления), или органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению этих вопросов. Е.А. Незнамова пишет: «осуществление местного самоуправления невозможно без непосредственной деятельности населения»9. Как верно заметил А.Н. Нифанов, «систему государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления муниципальных территорий»10.

      Муниципально-правовые отношения носят комплексный  характер. Задачи и функции местного самоуправления реализуются во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социально-культурной, в сфере строительства, транспорта, охраны общественного порядка и др. Через муниципально-правовые отношения реализуются функции местного самоуправления.

      Муниципально-правовые отношения в значительной степени  предопределяются нормами муниципального законодательства, являющегося первичным  элементом правового воздействия  на общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления местного самоуправления. При отсутствии муниципального законодательства невозможно существование и развитие муниципально-правовых отношений, которые выступают в качестве обязательного условия реализации прав граждан на местное самоуправление.

      Виды  муниципально-правовых отношений классифицируют по различным критериям. В зависимости от содержания выделяют следующие группы муниципально-правовых отношений:

      1) связанные с организацией местного  самоуправления. В эту группу  входят отношения, складывающиеся  при образовании, объединении, преобразовании муниципальных образований, установлении и измерении их границ и наименований. Эти правоотношения возникают не в связи с непосредственным решением вопросов местного значения, а в связи с решением организационных вопросов;

      2) характеризующие муниципальную  деятельность по непосредственному  жизнеобеспечению населения муниципального  образования. Данные отношения  складываются в различных сферах  местного хозяйства (экономической,  социально-культурной);

      3) муниципально-правовые отношения, которые связаны с деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий, передаваемых им органами государственной власти.

      В зависимости от субъектного состава  муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы11:

      1) одной из сторон выступает  муниципальное образование - специфический  субъект муниципального права.  В этих отношениях находят  свое выражение особенности, связанные  с правовым положением муниципального  образования, которое имеет муниципальную собственность, собственные финансовые ресурсы, органы местного самоуправления;

      2) одним из субъектов выступает  население муниципального образования  - основной субъект муниципально-правовых  отношений. Данные отношения возникают  в результате реализации населением на местном уровне различных форм непосредственной демократии;

      3) одной из сторон является орган  или должностное лицо местного  самоуправления. Через эти отношения,  как правило, происходит решение  вопросов местного значения.

      Кроме того, муниципально-правовые отношения классифицируют по форме осуществления местного самоуправления12:

      1) муниципально-правовые отношения,  возникающие в процессе решения  вопросов местного значения путем  непосредственного выражения гражданами  своей воли через использование всех форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. Первостепенное значение этой группы муниципально-правовых отношений связано с тем, что в них реализуется один из важнейших принципов муниципального права - соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;

      2) муниципально-правовые отношения,  связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

      3) муниципально-правовые отношения,  возникающие в процессе реализации  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с действующим законодательством. Особенность данной группы отношений заключается в том, что они связаны с участием органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном уровне. Это участие осуществляется в двух формах: путем реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, а также через деятельность органов местного самоуправления по исполнению нормативных актов органов государственной власти.

      Подводя итоги сказанному в первой главе курсовой работы отметим следующие важные моменты.

      Муниципально-правовые отношения представляют собой юридическую  связь между их участниками, характер и пределы которой определены нормами муниципального права, являются волевыми отношениями, зависят от воли и сознания людей, обеспечиваются и охраняются государством.

      Значение  муниципально-правовых отношений как  главного средства, обеспечивающего  функционирование норм муниципального права, является всеобщим. Реализация муниципального законодательства невозможна вне правоотношений. Муниципально-правовые отношения имеют четко выраженный локально-территориальный характер. Они носят комплексный характер. Внутривидовая дифференциация муниципально-правовых отношений многообразна. Помимо общетеоретических оснований они могут быть классифицированы по формам осуществления местного самоуправления, по особому субъектному составу, по их принадлежности к определенному элементу системы местного самоуправления, по видам муниципально-правовых институтов, составляющих систему муниципального права и по другим основаниям. 

 

Глава 2. Объекты, субъекты и содержание муниципально-правовых отношений 

§ 1. Объекты и субъекты муниципально-правовых отношений 

     Муниципальные (муниципально-правовые) правоотношения – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, они складываются из субъектов, объектов и содержания правоотношений13.

     Основное отличие муниципально-правовых отношений от административно-правовых следует видеть в субъектном составе. Если обязательным участником административно-правовых отношений всегда выступают органы государственного управления, то в муниципально-правовых отношениях государство как непосредственно управляющий субъект не участвует.

     Объекты правоотношений – это то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных  отношений относятся, например, территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты. Объекты муниципально-правовых отношений, можно определить как предметы и явления окружающего мира, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов муниципально-правовых отношений. Наиболее полное представление о составе объектов муниципально-правовых отношений можно получить при их классификации по отраслевому признаку на объекты:

      а) складывающиеся в административно-политической сфере: муниципальная власть, устав муниципального образования, проекты решений органов и должностных лиц местного самоуправления, территория и границы муниципального образования, символика муниципального образования и другие объекты властных правоотношений;

      б) складывающиеся в имущественной  области: муниципальная собственность, муниципальные ценные бумаги, отдельные  услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и др.;

      в) складывающиеся в финансовой сфере: местные налоги и сборы, местные  бюджеты, планы экономического и социального развития муниципальных образований, финансовый контроль и др. В целом в качестве объектов муниципально-правовых отношений выступают муниципальная власть, территория муниципального образования, имущественные и неимущественные блага, действия и решения субъектов муниципальных правоотношений.

      Одним из важнейших элементов муниципально-правового  отношения являются его участники - субъекты. Под субъектами муниципально-правовых отношений понимаются физические и юридические лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами муниципального права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления14.

      Субъекты  муниципально-правовых отношений имеют  следующие особенности: во-первых, некоторые из них могут быть участниками только муниципально-правовых отношений, выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных только в муниципально-правовых предписаниях; во-вторых, все субъекты муниципально-правовых отношений участвуют в процессе осуществления местного самоуправления, в решении вопросов местного значения либо осуществляют непосредственно связанную с этим деятельность; в-третьих, большинство субъектов муниципально-правовых отношений способны принимать решения властного характера. Властными полномочиями наделены как население, так и органы местного самоуправления.

     Все субъекты муниципально-правовых отношений  по публично-территориальному признаку подразделяются на: а) индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, депутаты представительных органов местного самоуправления, глава муниципального образования, муниципальные служащие); б) коллективные (население муниципального образования, органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, органы государственной власти РФ и субъектов РФ); в) публично-территориальные образования (муниципальные образования и государство). Д. Васина отдельно выделяет группу социальных общностей, к которой относит население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России15.

      Субъектами  муниципально-правовых отношений в  сфере организации и осуществления местного самоуправления на современном этапе являются16: население муниципальных образований; жители муниципальных образований; граждане; муниципальные образования; собрания (сходы) граждан; съезды (конференции) местных сообществ; органы местного самоуправления; депутаты представительного органа местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; муниципальные служащие; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований.

        Как отмечает А.Н. Буров, «на различных исторических этапах в силу эволюции местного самоуправления изменяются субъекты, участвующие в осуществлении местного самоуправления, их правовой статус, масштабы и характер предметов ведения и полномочий»17.

      Центральное место среди субъектов местного самоуправления занимает муниципальное  образование, поскольку именно через  него наиболее полно раскрывается и  реализуется содержание местного самоуправления. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. И.В. Бабичев пишет: «Муниципальное образование обладает правовыми свойствами как субъекта, так и объекта местного самоуправления, что составляет его главную правовую особенность (основной субъект-объект местного самоуправления)»18. Муниципальное образование как субъект муниципально-правовых отношений характеризуется тем, что имеет свои границы, свое наименование, свои органы местного самоуправления, посредством которых оно реализует свои полномочия.

      В специальной литературе предложены и раскрыты основания для выделения и описания видов населенных пунктов – города, поселка, сельского населенного пункта.

      Город представляет собой территорию, исторически образованную на основании социально-демографических, хозяйственных, бытовых, психологических, градостроительных и иных особенностей. В последние годы происходит сглаживание указанных особенностей, что, возможно приведет в свое время к полному исчезновению этих особенностей и уравниванию городов и сельских территорий.

Информация о работе Характеристика муниципально-правовых отношений