Характеристика муниципально-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского муниципального права, комплексное изучение основных образующих его элементов, а именно углубленное исследование муниципально-правовых отношений. Задачи курсовой работы включают в себя:
- раскрыть понятие правовых отношений с позиции общей теории права;
- исследовать специфику муниципально-правовых отношений;
- провести их дифференциацию;
- определить объекты и круг субъектов муниципально-правовых отношений;
- проанализировать их содержание;
- выявить основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений.

Оглавление

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и виды муниципально-правовых отношений
§ 1. Понятие и сущность правовых отношений....................................................5
§ 2. Муниципально-правовые отношения и их виды...........................................9
Глава 2. Объекты, субъекты и содержание муниципально-правовых отношений
§ 1. Объекты и субъекты муниципально-правовых отношений……………...14
§ 2. Содержание муниципально-правовых отношений……………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

011 ку Анна.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

      Города  являются элементами: 1) государственно-территориального, 2) административно-территориального и 3) муниципально-территориального устройства. В последнем случае города приобретают статус городских поселений.

      Городскими  поселениями являются основные разновидности  муниципальных образований обоих  уровней – «обычные» городские  поселения (низший муниципальный уровень) и городские округа (высший муниципальный уровень), – которые имеют собственную символику, в частности, герб и гимн, развитые формы прямой демократии, представительные, исполнительно-распорядительные и иные органы власти, а также другие атрибуты городского самоуправления, в составе территорий которых могут находится сельские поселения.

      Городские округа обладают развитой социальной, транспортной и иной инфраструктурой, в некоторых случаях – высоким научно-техническим потенциалом, имеют градообразующие научно-производственные комплексы, а также могут выполнять специальные функции государственного значения, в частности, иметь на своей территории и обслуживать промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты.

      Городские округа как городские поселения  особого вида обладают специальной  компетенцией, которая выражается в  наличии собственного перечня вопросов местного значения, а также возможности исполнять отдельные государственные полномочия подобно муниципальным районам19.

      Правовой  статус городского поселения (городского округа) представляет собой комплексную  категорию, выражающуюся в органичной совокупности таких важнейших элементов, как 1) герб, гимн, иная символика, памятные даты и т.д., формирующие «неповторимый» облик города; 2) территория; 3) население (местное сообщество), обладающее правом на осуществление местного самоуправления; 4) муниципальная власть как разновидность публичной власти; 5) устав как «малая конституция» города; 6) собственная компетенция, состоящая из вопросов местного значения и, в приложении к городским округам, – отдельных государственных полномочий; 7) городские собственность и бюджет; 8) гарантии городского самоуправления.

      Классификацию сельских населенных пунктов И.В. Бабичев предлагает основывать на численности населения и количестве основных фондов на один населенный пункт. По этим критериям им выделены мельчайшие, мелкие, средние и крупные сельские населенные пункты; определены следующие граничные критерии отнесения населенного пункта к сельскому: численность населения не более 3000 жителей, стоимость (количество) основных фондов около 300 млн. рублей и менее (по ценам 2007 года)20.

      В зависимости от отношений субъектов муниципального образования к предметам ведения с точки зрения пределов круга общественных отношений, на которые распространяются их права и обязанности, их можно подразделить на субъекты муниципальных образований общей компетенции и субъекты муниципальных образований частной компетенции21.

      К субъектам муниципальных образований  общей компетенции относятся население, жители, граждане, представительные органы местного самоуправления и их депутаты, местная администрация, к предметам, ведения которых относится все либо большинство вопросов местной жизни.

      К субъектам муниципальных образований  частной компетенции относятся все другие субъекты, объектами, воздействия которых являются отдельные вопросы местной жизни. Среди них имеется группа субъектов специальной компетенции. К ним относятся органы и должностные лица местного самоуправления, органы управления местной администрации, муниципальные избирательные комиссии, муниципальные учреждения и предприятия, ведающие отдельными вопросами местного значения или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих сфер местной жизни.

      Мера  участия субъектов муниципально-правовых отношений в осуществлении местного самоуправления определяется их правоспособностью и дееспособностью22.

      Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о том, что субъекты муниципально-правовых отношений обладают особым правовым статусом как лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами муниципального права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления. 

      § 2. Содержание муниципально-правовых отношений 

      Муниципально-правовые отношения отличаются от неправовых общественных связей в области местного самоуправления своим содержанием, наличием юридических прав и обязанностей, в соответствии с которыми субъекты правоотношений осуществляют свое поведение.

     Содержание  муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности  их субъектов (участников), возникающие  в сфере осуществления функций  местного самоуправления. Они включают, например, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

     По  своей природе рассматриваемые  правоотношения могут быть основаны на нормах материального и процессуального  права. Так, избиратели на муниципальных  выборах осуществляют свое избирательное  право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными23.

      Содержание  муниципально-правового отношения  едино, но не одномерно; оно имеет  сложную структуру. Разграничение  в правоотношении юридического и  материального позволяет понять механизм воздействия права на общественную жизнь. Если материальное содержание неразрывно связывает правоотношение с реальностью, фактическими социальными процессами, то юридическое содержание служит правовым средством обеспечения и формирования материального содержания. Субъективные права и юридические обязанности как содержание муниципально-правовых отношений являются равными и взаимозависимыми категориями, которые в рамках конкретных правовых отношений строго соответствуют друг другу.

      Конституция РФ выделяет местное самоуправление в самостоятельную негосударственную структуру управления. Эта конституционная новелла ставит законодателя и органы местного самоуправления перед необходимостью определения круга общественных отношений, которые подпадают под юрисдикцию данных органов. Следовательно, устанавливая компетенцию местного самоуправления, законодатель передает часть полномочий государственных органов органам местного самоуправления24. Поэтому чрезвычайно важно разумно подойти к решению данной проблемы.

      Согласно  Конституции РФ местное самоуправление должно обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Очевидно, что второе производно от первого: объем муниципальной собственности, находящейся во владении муниципальных сообществ, произведен от круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными образованиями.

     Местное самоуправление – это также деятельность местных сообществ и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

      В части 1 ст. 1 Федерального закона «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»25 конституционное положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, дополнено императивным указанием на то, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Иными словами, это не право, а обязанность местных сообществ, что вытекает и из характеристики местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления.

     Местная (муниципальная) власть является ближайшим к гражданину уровнем публичной власти. При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г.26 указал, что и само муниципальное образование, и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции и закона, а не волеизъявления населения муниципального образования. Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения ряда законов Курской области, в которых предусматривалась возможность для населения муниципального образования посредством проведения референдума отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления, поскольку тем самым допускалось прекращение осуществления местного самоуправления на территории субъекта РФ.

     Местное самоуправление, будучи властью, создаваемой  населением муниципальных образований из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, подотчетной населению, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей, объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решения вопросов местного значения в формах, экономически наиболее эффективных в конкретных условиях каждого муниципального образования27.

     Однако  существует мнение о том, что ключевым моментом в содержании местного самоуправления является реализация публично-властных полномочий, что считается прерогативой государственной власти. В силу этого местное самоуправление – наиболее приближенный к гражданам нижний уровень государственной власти. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти носит формально-декларативный характер и направлено на расширения возможностей адаптации государственных структур к насущным проблемам населения.

      Как и любые правоотношения, муниципально-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов (события, действия, бездействие). Таким образом, предпосылками муниципально-правовых отношений являются нормы права, юридические факты и правосубъектность (правоспособность и дееспособность) субъектов муниципально-правовых отношений. Только при наличии всех трех предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение.

 

Заключение 

      Проведенные в курсовой работе исследования дают возможность сформулировать и обосновать следующие положения и выводы.

        Муниципальное право является сложной системой. Система муниципального права представляет собой совокупность частей, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. Система муниципального права выражается в объединении единых по своей юридической природе элементов в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования и взаимодействием с внешней средой.

      Комплексный характер отношений, регулируемых муниципальным правом, обусловлен тесным взаимодействием его субъектов с техническими системами, функционирующими на местном уровне и непосредственно обеспечивающими потребности и жизнедеятельность населения муниципального образования.

      Муниципально-правовые отношения представляют собой юридическую связь между их участниками, характер и пределы которой определены нормами муниципального права, являются волевыми отношениями, зависят от воли и сознания людей, обеспечиваются и охраняются государством. Значение муниципально-правовых отношений как главного средства, обеспечивающего функционирование норм муниципального права, является всеобщим. Реализация муниципального законодательства невозможна вне правоотношений. Муниципально-правовые отношения имеют четко выраженный локально-территориальный и комплексный характер. Основными их субъектами являются население либо органы и должностные лица местного самоуправления. Внутривидовая дифференциация муниципально-правовых отношений многообразна.

      Субъекты  муниципально-правовых отношений обладают особым правовым статусом как лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами муниципального права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления. Выделяются собственно субъекты муниципально-правовых отношений (население, муниципальные образования, органы и должностные лица местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления и др.) и неспецифические исключительно для муниципального права субъекты, которые, вступая в муниципально-правовые отношения, приобретают права и обязанности в сфере местного самоуправления (граждане, юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, органы суда и прокуратуры и др.).

Информация о работе Характеристика муниципально-правовых отношений