Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду в условиях развития внешнеторговой деятельности; в разработке путей и методов совершенствования уголовного законодательства в данном направлении.

Оглавление

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1 Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.2 Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.3 Предмет контрабанды.
1.4 Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.5 Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3 Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4 Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль8
2.5 Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

уголовно правовая характеристика.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

2. а) неоднократно; 

3. б)должностным лицом  с использованием своего служебного  положения". 

2.5 Контрабанда, совершенная  организованной группой 

Опасность контрабанды  за последние годы резко возросла именно потому, что она приобретает  все более организованный и масштабный характер, причиняет значительный ущерб  интересам общества. 

Для организованных групп контрабандистов характерно четкое распределение ролей между  сообщниками, устойчивость преступных связей, хорошо отлаженный механизм совершения операций, довольно высокая степень конспиративности, организация своеобразной службы безопасности, наличие современных технических средств, нацеленность на совершение многочисленных контрабандных операций и извлечение наживы в особо крупных размерах. 

В части четвертой  ст. 188 УК РФ организованная группа выделена как признак исключительной тяжести. Понятие организованной группы применительно  к контрабанде ничем не отличается от того, которое изложено в ст. 35 УК РФ. Это устойчивая, состоящая  из двух или более лиц, заранее  объединившихся для совершения контрабандных  действий группа. 

Таким образом, по смыслу этого разъяснения признаками контрабандистской  организованной группы является: 

1. Наличие в группе  двух и более лиц. 

2. Заранее объединившиеся  для совершения одного или  нескольких преступлений в составе  организованной и устойчивой  группы. 

Что представляет собой "организованная группа" как особо  квалифицирующий признак состава  контрабанды, какими внешними и внутренними  чертами она характеризуется? 

В соответствии с  п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в п.4 постановления №5 "О  некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности  за преступления против собственности» под организованной группой следует  понимать устойчивую группу из двух или  более лиц, объединенных умыслом  на совершение одного или нескольких преступлений. 27 Такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем  организованности, планированием и  тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками  и т.п. Организованной группе как  криминальному объединению контрабандистов  свойственны следующие юридические  признаки: 1) объединение двух или  более лиц заранее; 2) достаточно высокая степень организованности, 3) устойчивость. 

В большинстве случаев  без объединения усилий двух или  более лиц для совместного  незаконного перемещения товаров  через таможенную границу Российской Федерации выполнение этого преступления в том объеме, который намечен, или в тех условиях, в которых  эта группа действует, либо невозможно, либо весьма затруднительно. Это и  толкает контрабандистов на тесное сплочение, более тщательную подготовку преступления и сокрытие его следов, что выражается обычно в детальной  разработке плана, включающего в  себя характер приобретаемых ценностей, их количество, место, время и способы  выполнения задач, заранее возложенных  на каждого соучастника по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации. 

Каждый участник организованной группы, независимо от фактически выполняемой им роли в  совершении контрабанды, должен рассматриваться  как ее член и подлежит ответственности  в качестве соисполнителя по ч. 4 ст. 188 УК РФ. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность  только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Основанием ответственности для  организованных соучастников всех видов  является состав преступления, совершенного непосредственно исполнителем (исполнителями), при условии осознания конкретным соучастником, что он действует в  составе организованной группы или  сообщества. 

Таким образом, организатор  или руководитель организованной группы контрабандистов будут нести  ответственность по ч. 4 ст. 188 УК РФ в  качестве исполнителя преступления и в том случае, если они не принимали непосредственного участия  в незаконном перемещении товаров  через таможенную границу РФ, но при условии, что они в той  или иной форме участвовали в  его подготовке или планировании. При этом следует особо подчеркнуть, что по ч. 4 ст. 188 УК РФ несут ответственность  в качестве исполнителей, то есть без  ссылки на ст. 33 УК РФ, все участники  организованной группы, так или иначе  содействовавшие совершению конкретного  акта контрабанды, независимо от той  роли, которую они непосредственно  исполняли. 

Если была создана  организованная группа для занятия  контрабандой, но она, будучи разоблачена, еще не успела совершить ни одной  контрабандной операции, ответственность  ее участников в соответствии с предписаниями  ч. 6 ст. 35 УК РФ наступает за приготовление  к контрабанде по ч. 1 ст. 30 и ч. 4 ст.188 УК РФ. 

Действующему уголовному законодательству известна еще одна, самая опасная форма соучастия - преступное сообщество (преступная организация), которое ч. 4 ст. 35 УК РФ определяет как  сплоченную организованную группу (организацию), созданную для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо как объединение организованных групп, созданных в тех же целях.  

Завершая характеристику контрабанды, совершенной организованной группой лиц, следует обратить внимание на недостаточно полный перечень квалифицирующих  признаков ч.З ст. 188 УК РФ, что  не способствует усилению борьбы с  данным преступлением. В силу специфики  объективной стороны состава  контрабанды её совершение в большинстве  случаев оказывается возможным  только в соучастии нескольких лиц, но при отсутствии признаков организованной группы. Такое преступление уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности деяния. Поэтому  ч.З ст. 188 УК РФ нуждается, на наш  взгляд, в дополнении квалифицирующим  признаком «группой лиц по предварительному сговору».

Глава 3. Особенности  квалификации и назначения наказания  за контрабанду

3.1 Соотношение контрабанды  со смежными преступлениями и  административными правонарушениями

Большое значение для  квалификации контрабанды имеет  правильное отграничение ее от смежных  преступлений и административных правонарушений. Наибольшую сложность в правоприменительной  деятельности представляет разграничение  контрабанды (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и уклонения  от уплаты таможенных платежей, взимаемых  с организации или физического  лица (ч. 1 ст. 194 УК РФ). В диспозиции последней  статьи не раскрыты признаки состава  преступления. Возникает вопрос, как  следует квалифицировать перемещение  через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов  в крупном размере, совершенное  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с  недекларированием или недостоверным  декларированием, если эти действия сопряжены с неуплатой таможенных платежей, превышающих одну тысячу минимальных размеров оплаты труда? 

При контрабанде  лицо уклоняется от уплаты таможенных платежей только при перемещении  товаров и иных предметов через  таможенную границу Российской Федерации. 

Таким образом, контрабанду  по отношению к уклонению от уплаты таможенных платежей необходимо признать специальной нормой, а уклонение  от уплаты таможенных платежей - общей  нормой. Кроме того, законодатель не раскрывает диспозицию ст. 194 УК РФ, а  это значит, что под уклонением от уплаты таможенных платежей можно  понимать различные действия, препятствующие поступлению в бюджет таможенных платежей. 

Контрабанда вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового  поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения  и в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 188 УК РФ) имеет много  общего с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и  услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении  которых установлен специальный  экспортный контроль (ст. 189 УК РФ). Однако, несмотря на их сходства, эти преступления разграничиваются по трем признакам: 

1 ) по предмету  преступления; 

2) по таможенному  режиму; 

3) по способам  перемещения через таможенную  границу Российской Федерации.28 

Контрабанда может  быть совершена, при таможенных режимах  как экспорта, так и импорта. Преступление, предусмотренное ст. 189 УК РФ, совершается  только при таможенном режиме экспорта. 

Контрабанда культурных ценностей, в отношении которых  установлены специальные правила  перемещения через таможенную границу  Российской Федерации с обманным использованием обязательства их обратного  ввоза и с недостоверным декларированием  о таможенном режиме временного вывоза (ч. 2 ст. 188 УК РФ) имеет сходство с  невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации  и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Оба  эти преступления связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находившихся на территории России, с нарушением обязательства их обратного ввоза  в оговоренный срок.  

Основное отличие  указанных преступлений по субъективной стороне. Если у лица умысел на невозвращение  культурных ценностей на территорию Российской Федерации возник до или  в момент перемещения их через  таможенную границу, то налицо контрабанда  культурных ценностей, поскольку перемещение  совершено с умышленным недостоверным  заявлением таможенного режима временного вывоза, а также с обманным использованием обязательства их обратного ввоза  в оговоренный срок. 

Контрабанда драгоценных  металлов, природных драгоценных  камней, либо жемчуга (ч. 1 ст. 188 УК РФ) имеет  сходство с незаконным оборотом указанных  валютных ценностей (ч. 1 ст. 91 УК РФ). 

Контрабанда, совершенная  должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ), схожа со злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Однако в данном случае действует  правило о соотношении общей (ст. 285 УК РФ) и специальной нормы (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ), предусмотренное ч. 3 ст. 17 УК РФ. Поэтому квалифицировать  содеянное следует по п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ). 

Контрабанда, совершенная  помимо таможенного контроля, либо с обманным использованием документов (ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ), аналогична незаконному  пересечению Государственной границы  Российской Федерации (ч. 1 ст. 322 УК РФ). Однако контрабанда посягает на установленный  законом порядок перемещения  товаров и иных предметов через  таможенную границу Российской Федерации, а деяние предусмотренное ст. 322 УК РФ, посягает на установленный законом  порядок пересечения Государственной  границы Российской Федерации только физическими лицами. 

Документы, используемые при контрабанде, это документы  на товары и иные предметы. Документы, используемые при незаконном пересечении  Государственной границы Российской Федерации, это документы на право  въезда лиц в Российскую Федерацию  и выезда их из Российской Федерации. Виды этих документов устанавливаются  в зависимости от категории граждан  и договора Российской Федерации  с соответствующим государством. Так, для граждан Российской Федерации  установлены дипломатические, служебные  и общегражданские заграничные  паспорта, паспорт моряка; для иностранных  граждан и лиц без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации  в этом качестве, при наличии российской визы. 

Независимо от способа  контрабанды основным отличием ее от административного правонарушения является предмет преступления. 

В качестве разграничительных  признаков между контрабандой и  нарушением таможенных правил в качестве административного деликта уголовный  закон указывает на специальные  предметы контрабанды, исчерпывающий  перечень которых содержится в ч. 2 ст. 188 УК РФ, и на размер контрабанды, если речь идет о незаконном перемещении  через таможенную границу РФ любых  других предметов. Сочетание указанных  разграничительных критериев и  их умелое использование практическими  работниками в процессе правоприменительной  деятельности позволяет избежать судебных и следственных ошибок и тем самым  укрепить режим законности при отправлении  правосудия по уголовным делам и  рассмотрении дел об административных нарушениях таможенных правил. 

Вторым признаком  отличия уголовно-наказуемой контрабанды  от смежного административного правонарушения является субъективная сторона. -Согласно ст. 231 Таможенного кодекса РФ »физические  лица и должностные лица несут  ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно  или по неосторожности. Контрабанда  совершается только с прямым умыслом (подробнее см. п. 2.3), то есть виновный сознает, что незаконно перемещает товары или иные предметы через таможенную границу Российской федерации, при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ст. 188 УК РФ, и желает переместить их через таможенную границу Российской Федерации.

3.2 Применение судом  назначения наказания по делам  о контрабанде

В статье 60 УК РФ установлено, что справедливое наказание назначается  с учетом положений Общей части  указанного кодекса. Значение этого  общего начала назначения наказания  при рассмотрении уголовного дела судом  трудно переоценить.

Информация о работе Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду