Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование ответственности за террористический акт. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по заявленной теме.
2. Дать уголовно-правовую характеристику ст. 205 УК РФ "Террористический акт".
3. Изучить и сравнить российское и иностранное законодательство в области противодействия терроризму.
4 .Обосновать пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за террористический акт.
Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Анализ состава преступления террористического акта………....6
1.1 Понятие и общая характеристика террористического акта……6
1.2 Объект и объективная сторона террористического акта …….....8
1.3 Субъект и субъективная сторона террористического акта ...…15
Глава 2. Квалифицирующие признаки террористического акта и освобождения от уголовной ответственности за него……………... ……..18
Глава 3. Сравнительный анализ террористического акта в российском и зарубежном уголовном праве…………………………………………………24
Заключение. …...………………………………………………………………..26
Список литературы и нормативно-правовых актов………………..……..29
ФАКУЛЬТЕТ:
Юридический
Кафедра:
Уголовно-правовых дисциплин
Заведующий кафедрой
Коломиец Г.В.
«___»_________2011г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На
тему: «особенности квалификации террористического
акта»
Руководитель:
_______________________/ К.Ю.Н. Ермакова Е.Д. /
Студент:
__________________________/
Королёв
- 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ состава преступления террористического акта………....6
1.1 Понятие и общая характеристика террористического акта……6
1.2 Объект и объективная сторона террористического акта …….....8
1.3
Субъект и субъективная
сторона террористического
акта ...…15
Глава 2.
Квалифицирующие признаки
террористического
акта и освобождения
от уголовной ответственности
за него……………... ……..18
Глава 3.
Сравнительный анализ
террористического
акта в российском и
зарубежном уголовном
праве…………………………………………………24
Заключение.
…...………………………………………………………………..
Список
литературы и нормативно-правовых
актов………………..……..29
Введение
Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только "внутренним", но и международным преступлением. В России в конце XX - начале XXI века опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в Москве, Волгодонске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. В настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на её государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью. Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность. В этих условиях в противодействии терроризму значительная роль принадлежит совершенствованию уголовного законодательства РФ об ответственности за терроризм и правоприменительной практики.
Хотя террористический акт как преступное деяние представляет повышенную общественную опасность, а проблема содержания ст. 205 УК РФ вызывает серьезные дискуссии в литературе, в настоящее время вопрос о совершенствовании данной нормы остается открытым. Проблему до конца не решили также принятие Федеральных законов от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму". Существуют значительные сложности и в отграничении террористического акта от смежных с ним преступных деяний. Серьезные проблемы, связанные с толкованием уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности, существуют в практике их применения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что борьба с преступностью в Российской Федерации, особенно в последние годы, стала одной из приоритетных задач государства. Эта проблема, наряду с существующим экономическим кризисом и политической нестабильностью, в настоящее время глубоко беспокоит общество. В период коренных преобразований обостряются социальные противоречия, возникают конфликты, ломается привычный жизненный уклад, ухудшается криминальная ситуация.
Терроризм, в том числе международный, в настоящее время стал реальной угрозой не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Данная проблема не обошла и Российскую Федерацию. Это связано, в значительной степени, с произошедшими социально - экономическими изменениями в течение последних 10-15 лет.
Несмотря
на предпринимаемые
Все названные выше проблемы послужили основанием для выбора темы исследования.
Целью курсовой работы является комплексное исследование ответственности за террористический акт. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по заявленной теме.
2.
Дать уголовно-правовую
3.
Изучить и сравнить российское
и иностранное
4 .Обосновать пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за террористический акт.
Объектом исследования выступают: социально-политическое (общеправовое) содержание терроризма; уголовно-правовое определение террористического акта; формы законодательного противодействия терроризму; практика применения уголовного законодательства в сфере противодействия терроризму.
Нормативную
основу исследования составили Конституция
Российской Федерации, Уголовный Кодекс
Российской Федерации, федеральные
и иные нормативно-правовые акты Российской
Федерации и ее субъектов, относящиеся
к предмету исследования.
Глава 1. Анализ состава преступления террористического акта
1.1
Понятие и общая характеристика
террористического
акта
Террористический акт это преступление международного характера. Его общественная опасность точно отражена в "Декларации СБ ООН о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом", принятой 12 ноября 2001 г. Резолюцией 1377 (2001) на 4413-м заседании Совета Безопасности ООН. В ней отмечается, что акты международного терроризма представляют собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности в XXI веке; являются вызовом для всех государств и для всего человечества; противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержки актов международного терроризма, также противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций; создают угрозу для жизни невинных людей и для достоинства и безопасности людей повсюду, угрожают социальному и экономическому развитию всех государств и подрывают глобальную стабильность и процветание.
В этой Декларации Совет Безопасности ООН вновь заявил о своем недвусмысленном осуждении всех актов, методов и практики терроризма как преступных и неоправданных, независимо от их мотивировки, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались[1].
Правовой базой рассматриваемого преступления, в том числе являются: Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 1992 г.), Декларация ООН "О мерах по ликвидации международного терроризма" 1994 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 2005 г.), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (Варшава, 2005 г.), Федеральный закон от 6 мая 2006 г. N 35-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.) "О противодействии терроризму".
В названном национальном законодательстве установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, сокращения и ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом.
В законе терроризм определяется как "идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий".
В свою очередь, террористический акт - "совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях"[2].
Такое
определение в Федеральном
Однако следует отметить, что понятие террористического акта является одним из самых дискуссионных вопросов в теории уголовного права, а его разработка продолжается постоянно, о чем говорит большое количество выходящих статей, монографий о терроризме.
1.2 Объект и объективная
сторона террористического
акта
Одним из наиболее важных вопросов при квалификации состава преступления является определение такого элемента состава преступления, как объект. Он указывает, на какие общественные отношения посягает виновный, совершая преступление.
Основным объектом террористического акта является общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти. Характерной чертой террористического акта является стремление субъекта посеять страх у населения, парализовать деятельность государственных и общественных структур. Воздействие террористического акта рассчитано на неопределенно большой круг лиц или на конкретные органы власти, а в отдельных случаях и на конкретных должностных лиц.
В Законе РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" понятие общественной безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Факультативным объектом преступления следует признать отношения по охране здоровья и жизни человека, отношения собственности[3].
Схожую точку зрения выражает и другой автор: «основным объектом данного преступления закон рассматривает не жизнь граждан, которые погибают от рук террористов, и не собственность, которая повреждается или приходит в негодность в результате действий виновных, а общественную безопасность, т.е. нормальное состояние общественных отношений, чувство защищенности у граждан. Вместе с тем от рассматриваемого преступления страдают и дополнительные объекты - жизнь, здоровье, собственность, нормальная деятельность органов власти, государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов»[4].
Однако не все авторы соглашаются с таким определением объекта террористического акта. В частности Чучаев А.И. в учебно-практическом пособии по преступлениям против общественной безопасности говорит: «Спорной видится позиция некоторых авторов, выделяющих дополнительный объект у рассматриваемого состава преступления (жизнь, здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность организаций, предприятий). Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства (основной непосредственный объект) в первую очередь предполагает обеспечение защиты жизни, здоровья личности, отношений собственности, нормальной деятельности организаций и т.д. В этой связи выделение дополнительного объекта является излишним».
Информация о работе Особенности квалификации террористического акта