Особенности квалификации террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование ответственности за террористический акт. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по заявленной теме.
2. Дать уголовно-правовую характеристику ст. 205 УК РФ "Террористический акт".
3. Изучить и сравнить российское и иностранное законодательство в области противодействия терроризму.
4 .Обосновать пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за террористический акт.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Анализ состава преступления террористического акта………....6
1.1 Понятие и общая характеристика террористического акта……6
1.2 Объект и объективная сторона террористического акта …….....8
1.3 Субъект и субъективная сторона террористического акта ...…15
Глава 2. Квалифицирующие признаки террористического акта и освобождения от уголовной ответственности за него……………... ……..18
Глава 3. Сравнительный анализ террористического акта в российском и зарубежном уголовном праве…………………………………………………24
Заключение. …...………………………………………………………………..26
Список литературы и нормативно-правовых актов………………..……..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по УП.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       Объективная сторона террористического акта является сложной по своей структуре и характеризуется следующими альтернативными действиями:

       а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

       в) угроза совершения указанных действий[5].

       Таким образом, террористический акт является преступлением с альтернативными деяниями.

       Далее мы будем рассматривать эти альтернативные действия в отдельности, так как  это даст возможность более подробно изучить их сущность.

       1. Совершение  взрыва, поджога или  иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

       Взрыв - химический процесс освобождения большого количества энергии за короткий промежуток времени с образованием ударной волны, сопровождающийся мощным звуком и приводящий к разрушению зданий, сооружений и иных объектов.

       Поджог - совершение действий, направленных на получение пожара, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства[6].

       Иные  действия - это оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу. Например, производство массовых отравлений, распространение  эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения, а так же «Под иными действиями понимаются, например, устройство производственной аварии, крушение поезда, отравление источников питьевого водоснабжения, применение химического, биологического, бактериологического оружия в отношении персонально неопределенных групп граждан и другие аналогичные действия»

       Радченко  в своем комментарии к Уголовному кодексу выделяет следующие «иные  действия»: «Иные террористические действия могут выражаться в провоцировании обвала, селя, затопления (например, путем разрушения плотины, открытия шлюзов); в заражении запасов продовольствия, источников водоснабжения; в распространении болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию, эпизоотию; в захвате химических заводов, атомных или иных электростанций, вокзалов, аэродромов, транспортных средств, средств связи, радио, телевидения, школ, больниц, театров, отдельных населенных пунктов и т.д. Террористический акт будет считаться оконченным и тогда, когда предпринята неудачная попытка такого захвата».

       На  мой взгляд, к таким действиям  следует так же относить убийство или покушение на убийство государственного деятеля или иного лица, если налицо такие субъективные признаки как  устрашение населения и цель – принуждение органов государственной власти к совершению или  отказу от совершения определенных действий.

       В теории уголовного права существует мнение, что взрыв, поджог или иные действия - это способы совершения деяния. Такая позиция вряд ли может быть поддержана, поскольку она, с одной стороны, не основана на законе, а с другой стороны, недостаточно мотивирована самими авторами, так как, выделив способ, они не описали деяние.

       Анализ  судебной практики показывает, что  подавляющее большинство террористических актов совершается путем взрыва.

       Не  любой взрыв, поджог или иные действия могут быть квалифицированы по ст. 205 УК, а только такие, которые устрашают население, создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.

       Таким образом, к числу существенных признаков  общественно опасного деяния уголовный  закон относит устрашение населения, опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или наступление иных тяжких последствий.

       Устрашение  населения характеризуется стремлением  лица добиться возникновения в обществе состояния хаоса, появления у  большого числа людей чувства  опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п., т.е. разрушение сложившегося в определенном регионе микроклимата. Этот признак означает, что террористический акт вызывает у населения чувство тревоги за свое здоровье и свою жизнь, жизнь близких людей, за сохранность имущества, за наличие возможности вести нормальный, устоявшийся, отлаженный образ жизни. Устрашение населения является объективной характеристикой, присущей террористическому акту, поскольку он проявляется в посягательстве на основные объекты, составляющие состояние безопасности.

       Далее. Террористический акт создает опасность  гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

       Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность  причинения смерти хотя бы одному лицу.

       Значительность  имущественного ущерба также относится к понятиям, подлежащим оценке с учетом конкретных условий причинения ущерба. В частности, при установлении значительности ущерба следует учитывать его характер, размер, значимость утраты для конкретного региона и последствия, которые мог вызвать ущерб (к примеру, парализация деятельности транспорта, отключение систем обогрева зимой в результате вывода из строя системы электроснабжения).

       К иным тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение вреда здоровью человека, затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, производственные или иные здания и сооружения; авария, катастрофа, химическое или радиоактивное заражение местности и т.п. Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба.

       Реальное  причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием "иные тяжкие последствия", может рассматриваться как элемент создания опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба.

       Как и перечисленные выше факторы, иные тяжкие последствия - понятие оценочное, определяемое с учетом всех обстоятельств дела[7].

       Таким образом взрыв совершенный в безлюдной местности, на пустыре хотя и будет содержать объективные признаки состава преступление не является террористическим актом, в силу того что не содержит указанных выше оценочных признаков.

       Преступление  признается оконченным с момента  совершения взрыва, поджога, иных действий, устрашающих население и создающих реальную угрозу гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий, либо с момента возникновения угрозы совершения указанных действий. Фактического наступления смерти или иных вредных последствий для признания террористического акта оконченным преступлением не требуется (состав реальной опасности). В случае их реального наступления деяние будет соответственно квалифицироваться по пп. «б» или «в» ч. 2 ст. 205 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК.

       2. Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения (приобретение взрывчатых веществ, установка взрывных устройств и т.п., совершение "предупреждающих" взрывов, не создающих угрозу гибели людей). Угроза может быть осуществлена в любой форме: устной, письменной, с помощью аудио-, видеозаписи и иных средств связи. Если имеет место один лишь факт обнаружения умысла на совершение террористического акта, не подкрепленного конкретными действиями, свидетельствующими о реальности и серьезности намерения, угроза совершения террористического акта как признак объективной стороны преступления отсутствует. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении. Не имеет уголовно-правового значения то, была ли угроза объективно реальной или нет.

       Однако  с такой точкой зрения соглашаются  не все ученые, считая, что реальность угрозы, необходима для квалификации данного преступления.

       Как террористический акт в форме  угрозы следует расценивать действия неизвестного, который в 7 часов 37 минут  утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы N 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты действительно обнаружили в указанном месте банку с 400 г тротила с вставленной в нее железной трубкой, на которую была накручена записка. В записке содержалось требование закрыть АЗС ТОО "Лилит" и предоставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд жестоких террористических актов на поездах типа ЭР-200[8].

       По  поводу вида состава (по конструкции  объективной стороны) террористического акта в науке уголовного права также нет единой позиции. Одни авторы считают этот состав материальным [9], другие - формальным [10], третьи - к формально-материальным[11].

2.4 Субъект и субъективная сторона террористического акта 

       Субъект преступления указывает на лицо, совершающее преступление.

       Согласно  ч. 2 ст. 20 УК РФ субъектом террористического акта может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства[12]..

       Решающее  значение для квалификации преступления имеет субъективная сторона.

       Субъективная  сторона выражается в вине в виде прямого умысла, а также специальной цели - оказания воздействия на принятия решении органами власти или международными организациями.

       Лицо  осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия устрашающие население  и создающие опасность гибели человека, причинения значительного  имущественного ущерба и иные тяжкие последствия, направленные на оказание воздействия, на принятие решений органами власти или международными организациями, а также высказывает угрозу совершения этих же действий и желает совершить именно эти деяния.

       Прямой  умысел террориста направлен на совершение взрыва или иного действия, создающего реальную опасность возникновения указанных последствий для достижения определенных в законе целей. Речь идет о цели как конечном итоге усилий субъекта, но мотивация таких поступков у разных людей на разных этапах террористической активности может быть разной. «Мотивы терроризма, как и других преступлений, можно рассматривать на разных уровнях - сознания и бессознательного (на уровне смысла, ускользающего от понимания и объяснения действующим субъектом). Так, несмотря на то, что умысел ориентирован на конкретную цель (например, заставить власть принять желаемое решение), мотивация поведения какого-нибудь террориста может на бессознательном уровне (уровне смысла) состоять в потребности собственного участия в острой, эмоционально насыщенной ситуации. Неосознаваемость мотивов ни в коей мере не ставит под сомнение ни вину, ни наличие прямого умысла» [13].

       Целью террористического акта является оказание воздействия на принятие решения  органами власти или международными организациями, т.е. намерение виновного понудить их к совершению незаконных или невыгодных действий либо принять решение, выгодное для террориста.

       Оказание  воздействия на принятие решений  органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий нужных и выгодных террористам, ради которых они применят столь изощренные способы, создании такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

       В соответствии со ст. 3 Конституции РФ к органам власти следует отнести  органы государственной власти и  органы местного самоуправления любого уровня.

       К международным организациям следует  отнести как правительственные, так и неправительственные организации, поскольку в этом аспекте закон ограничений не устанавливает.

       Ранее специальной целью являлось так  же устрашение населения, однако оно  было изъято из состава с целью  совершенствования законодательства.

       Отсутствие  специальной цели исключает наличие состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Так, например, совершение поджога автомашины из чувства мести следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Если целевым назначением деяния является нанесение ущерба экономической системе Российской Федерации, преступление следует квалифицировать не как террористический акт (ст. 205 УК РФ), а как диверсию (ст. 281 УК РФ). 

Информация о работе Особенности квалификации террористического акта