Особенности квалификации террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование ответственности за террористический акт. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по заявленной теме.
2. Дать уголовно-правовую характеристику ст. 205 УК РФ "Террористический акт".
3. Изучить и сравнить российское и иностранное законодательство в области противодействия терроризму.
4 .Обосновать пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за террористический акт.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Анализ состава преступления террористического акта………....6
1.1 Понятие и общая характеристика террористического акта……6
1.2 Объект и объективная сторона террористического акта …….....8
1.3 Субъект и субъективная сторона террористического акта ...…15
Глава 2. Квалифицирующие признаки террористического акта и освобождения от уголовной ответственности за него……………... ……..18
Глава 3. Сравнительный анализ террористического акта в российском и зарубежном уголовном праве…………………………………………………24
Заключение. …...………………………………………………………………..26
Список литературы и нормативно-правовых актов………………..……..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по УП.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или если они повлекли причинение значительного имущественного ущерба либо иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

       3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие гибель человека, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы».

       Глубокий  анализ данной нормы позволяет сделать  вывод, что УК Украины содержит более объемную и проработанную норму по борьбе с терроризмом.

       Следует отметить так же, что в данном составе преступления есть не характерные  для УК РФ признаки, например цель преступника  «привлечения внимания общественности к определенным политическим, религиозным либо иным взглядам виновного (террориста)».

       Можно сделать вывод о том, что такое  дополнение является разумным, ведь террористы порой преследуют цели далекие от принуждения органов власти к  определенным действиям.

       В дальнейшем анализе зарубежного  права следует отметить, что в правовой системе Таджикистана существует Постановление пленума Верховного суда по делам о терроризме. Анализ данного постановления позволяет так же сделать вывод о достаточной проработанности законодательства этой страны в области борьбы с терроризмом. В РФ не принято постановления по делам о терроризме, что затрудняет, в определенной мере, правоприменительную практику. Следует принять подобный акт, с целью подробного разъяснения трудностей в квалификации террористического акта и более подробной проработки законодательства по борьбе с терроризмом.

 

        Заключение 

       Анализ  нормативно-правовых актов, научной  литературы и иных источников позволил сделать некоторые выводы данной исследовательской работе и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.

  1. Преступление террористический акт имеет глубокие исторические корни. Исторически сложившаяся конъюнктура терроризма требует подробного изучения для выработки наиболее эффективных мер борьбы с этим явлением.
  2. Террористический акт, как преступление содержит несколько признаков:

       А) Международность – этот признак  обуславливает необходимость объединения  усилий всех государств, для борьбы с этим явлением.

       Б) Высокая общественная опасность  – этот признак обусловлен характером способов, посредством которых совершается теракт, а так же серьезными последствиями для общества и государства. В наибольшей степени это выражается целью террористов добиться общего хаоса и страха.

       В) Публичность – террористический акт направлен на вызывание паники и страха у населения, что достигается благодаря неизбежной огласке террористического акта, чему способствуют СМИ, действия которых в отношении терактов необходимо регламентировать посредством принятия соответствующего закона, в целях уменьшения опасности общественному порядку.

       Изучив  законодательство РФ и зарубежных государств, а так же юридическую литературу по данной теме мы можем сформулировать предложения по совершенствованию  нормативной базы РФ по борьбе с  терроризмом.

       Во-первых, для упрощения практики по делам о терроризме следует разделить ныне действующую диспозицию нормы УК (ст. 205) на несколько самостоятельных составов а так же дополнить субъективную сторону состава альтернативными обязательными целями:

       Ст.205

       «Совершение взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, если такие действия были совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, провокации военного конфликта, международного осложнения, или в целях воздействия на принятие решений либо совершение или несовершение действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами, или привлечения внимания общественности к определенным политическим, религиозным либо иным взглядам виновного (террориста) - »

       Ст.205.3

       «Угроза действий указанных в статье 205 настоящего кодекса в тех же целях - »

       Так же следует принять Постановление пленума Верховного суда по делам о терроризме, что облегчит правоприменительную практику по данным преступлениям, в том числе по террористическому акту.

       И последним предложением по совершенствованию  законодательства является изменение  примечания к статье 205, т.е. удаление из нее фразы «если в действиях преступника не содержится иного состава преступления», так как это фактически исключает возможность реализации этого примечания. А так же изменение формулировки освобождения от ответственности за террористический акт, так как в ныне действующем положении не прописано, что лицо должно предотвратить теракт, а лишь способствовать этому. На наш взгляд это противоречит принципу справедливости в УП. Примечание должно принять следующий вид:

«Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом предотвратило осуществление террористического акта».

       В заключении следует отметить, что проблема террористической угрозы стоит сегодня перед российским государством как никогда остро, и необходимо делать все, для борьбы с этим явлением и предотвращения террористических актов. 
 
 
 

 

Список  литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993;
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета, № 113, 18.06.1996;
  3. Конвенция совета Европы о предупреждении терроризма // Информационно-правовой портал «Гарант»;
  4. Федеральный закон РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ (в ред. от 05.06.2007 г.). // Информационно-правовой портал «Гарант»;
  5. ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Российская газета, № 48 от 10.03.2006;
  6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 25 ноября 2009 г.) "О пожарной безопасности". // Информационно-правовой портал «Гарант»;
  7. ФЗ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552;
  8. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588;
 

       Монографии, статьи и иная литература:

  1. Чучаев А.И., Грачева Ю.В., Задоян А.А. Преступления против общественной безопасности: учебно-практическое пособие. – М.:"Проспект", 2010 г;
  2. «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» под ред. А.В. Бриллиантова - "Проспект", 2010;
  3. «Комментарий к Уголовному кодексу РФ» 2-е издание отв. ред. В.И. Радченко, Проспект, 2008;
  4. Комментарий к УК РФ, под ред. В.В. Мозякова, «Норма-инфра», М., 2004;
  5. Полный курс уголовного права. В 5 т. Т. 4: Преступления против общественной безопасности;
  6. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. М., 2006;
  7. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2009;
  8. Российское уголовное право. Курс лекций. В 5 т. Т. 5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка / под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2001;
  9. Кадников Н.Г. «Уголовное право России» - Москва, Книжный мир, 2006 год.

Информация о работе Особенности квалификации террористического акта