Общие начала назначения наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Существует и обратная связь: влияние системы уголовной юстиции на правосознание граждан и общественное мнение. Стихийный элемент этого влияния, упомянутый выше, заключается в том, что у граждан складывается оценка уровня работы органов правосудия, основанная на повседневных, не систематизированных наблюдениях. Эта оценка не всегда бывает правильной (хотя ею и не следует пренебрегать).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву на тему.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

    Курсовая  работа по уголовному праву на тему: Общие начала назначения наказания 

Введение       

Только  справедливое наказание может достичь  своих целей, обеспечить эффективное  исправление, частную и общую  превенцию. Наказание должно пройти через сознание осужденного, должно восприниматься как кара за содеянное.       

Слишком мягкое наказание подрывает авторитет  уголовной юстиции, вызывает у осужденного  чувство безнаказанности. Слишком  суровое наказание  также подрывает авторитет власти, вызывает у осужденного чувство беззаконности.      

Что же влияет на эффективность функционирования уголовной юстиции? Для этого  было бы желательно получить ее более  полную, целостную характеристику. Одним из методов можно избрать измерение эффективности этой системы на ее «входах» и «выходах», там она непосредственно взаимодействует с преступностью.

  «Вход»  системы уголовной юстиции—это  выявление преступления и преступника; «выход»— возвращение лица, совершившего преступление, в среду честных граждан. Показатели работы системы уголовной юстиции по этим двум позициям могут служить известной характеристикой ее эффективности вообще. На юридическом языке эти показатели — уровень латентной преступности и уровень рецидива.

  Латентная (скрытая) преступность образуется за счет преступлений, не выявленных системой уголовной юстиции и поэтому не повлекших применения мер государственного принуждения. Уголовная юстиция в отношении этих преступлений бездействует, не выполняет стоящие перед нею задачи, и поэтому уровень латентной преступности может рассматриваться как показатель недостаточной ее эффективности.

  Второй  частный показатель — это рецидив. Если доля рецидивной преступности высока, то это свидетельствует о недостаточной  эффективности уголовной юстиции  в части исправления и перевоспитания преступников. Конечно, следует учитывать, что рецидив, как правило, имеет несколько причин: наряду с недостатками в применении и исполнении уголовного наказания ими могут быть также недостаточнаяресоциализация лица, освобожденного из мест лишения свободы, по вине местных органов управления, органов милиции, а также и ближайшего бытового окружения. Тем не менее устойчивый уровень рецидивной преступности, а тем более повышение (при отсутствии снижения числа преступлений, совершенных впервые), могут рассматриваться как одна из характеристик недостаточной эффективности системы уголовной юстиции в целом.

  Необходимо  отметить, что если латентная преступность может быть отнесена на счет недостатков в работе одного звена системы, например, того, чья функция состоит в регистрации преступлений, то рецидив может быть порожден различными звеньями. 

  Суд, который обязан с учетом данных о личности назначить наказание виновному, зачастую не имеет тех сведений, которые были собраны на предшествующих стадиях. В свою очередь, он не информирует исправительно-трудовое учреждение о личности осужденного (помимо данных, содержащихся в приговоре), и там эта работа начинается заново. Исправительно-трудовые учреждения не всегда и не в полной мере передают информацию об особенностях личности освобождаемого в органы милиции по месту его будущего жительства. Обеспечение четкой и полной информации о личности каждого правонарушителя, которая бы сопровождала его «движение» по системе уголовной юстиции, имеет важное практическое значение прежде всего для борьбы с рецидивной преступностью.

  Расширение  и совершенствование обратных связей в системе уголовной юстиции предполагает разработку глубоко продуманных критериев оценок качества работы юридических органов. Очевидно, эти оценки не могут быть одинаковыми для всех звеньев системы; они непосредственно зависят от функций каждого элемента. Многие из этих критериев в настоящее время служат предметом научных разработок (например, как оценивать уровень раскрываемости преступлений и профилактической работы суда, общенадзорную деятельность прокуратуры и т. д.). «Самоанализ» системы уголовной юстиции включает проведение научных исследований по вопросам эффективности ее элементов и системы в целом.

  Второе внутреннее условие, обеспечивающее высокую степень эффективности деятельности системы уголовной юстиции,— это ее организационное совершенство. Система должна гибко приспосабливпть своюдеятельность к новым задачам, возникающим в области борьбы с преступностью, и вместе с тем оставаться стабильной по своим общим целям, методам и формам деятельности, предусмотренным законом.

  Возникают многочисленные предложения о необходимости «принять более строгие законы». Нередко по этому же пути идут и некоторые ведомства. Однако изменение уголовного законодательства, связанное только или главным образом с повышением санкций, не может устранить указанных недостатков: иногда оно только усиливает их, потому что чрезмерная строгость санкций, преломляясь через психологию граждан (да и самих работников юстиции), начинает компенсироваться более широким применением мер общественного воздействия или назначением судом наказаний ниже низшего предела санкции. А это означает, что уголовный закон применяется еще реже и оценивается (справедливо) как неэффективный.

  Очевидно, устранение отмеченных недостатков требует комплексного решения ряда вопросов. К ним относятся, в частности, совершенствование работы по выявлению и регистрации преступлений (может быть, последнюю функцию следовало бы поручить самостоятельному органу); улучшение раскрываемостипреступлений; совершенствование порядка внесения и рассмотрения предложений об изменении уголовного законодательства; создание постоянно действующего механизма по изучению эффективности действующего законодательства и др.  Вероятно, заслуживает также внимания вопрос о выделении из уголовного кодекса так называемых «уголовных проступков», в отношении которых могли бы применяться лишь меры общественного воздействия.

  Не  менее важным условием успешного функционирования системы уголовной юстиции является достаточно высокий уровень правосознания населения. Этот социально-психологический фактор влияет на функционирование системы уголовной юстиции очень широко, потому что в Российском государстве юстиция не отделена от народа. Граждане сами принимают участие в осуществлении уголовного правосудия, выбирая народных судей, участвуя в рассмотрении дел в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, защитников и т. д. Общественное мнение о праве, тесно связанное с правосознанием, выражается в письмах, корреспонденциях, выступлениях на собраниях; оно отражается и на деятельности органов, принимающих законы и формулирующих принципы и основные направления в области борьбы с преступностью. Это влияние в целом способствует повышению эффективности системы уголовной юстиции, так как активизирует ее, предостерегает против отрыва от жизни, от реальных интересов населения. Ивместе с тем невысокий уровень правосознания тормозит эффективное применение закона, не способствует успехам в борьбе с преступностью.

  Существует  и обратная связь: влияние системы  уголовной юстиции на правосознание граждан и общественное мнение. Стихийный элемент этого влияния, упомянутый выше, заключается в том, что у граждан складывается оценка уровня работы органов правосудия, основанная на повседневных, не систематизированных наблюдениях. Эта оценка не всегда бывает правильной (хотя ею и не следует пренебрегать). Научными учреждениями в последние годы проводилось изучение общественного мнения по вопросам права и правосудия среди некоторых групп населения, что дало возможность сформулировать ряд требований, необходимых для организации успешной правовой пропаганды, т. е. для осуществления целенаправленных потоков информации по каналам обратной связи. Изучение уровня правосознания населения и общественного мнения должно производиться регулярно, для того чтобы планировать содержание п правильно выбирать формы его правового воспитания, которое должно быть не стихийным, а активным и целенаправленным. Конечная конкретная задача этого воспитания состоит в том, чтобы обеспечить глубокое усвоение населением требований советского закона. Уголовная юстиция должнавосприниматься гражданами как неотъемлемая и необходимая часть общественного организма, стоящая на страже их прав и интересов. Возрастание авторитета системы уголовной юстиции в глазах населения будет способствовать дальнейшему повышению степени ее эффективности в борьбе с преступностью.

  Понятие, признаки общих начал  назначения наказания.

   Действующее законодательство, устанавливая общие  начала назначения наказания, не дает их определения.Но, имея ввиду, что к ним относится в законе и как они раскрываются в научной литературе (авторы называют их по-разному: положения, требования, правила, критерии и т. д.), можно выделить следующие признаки понятия общих начал назначения наказания.

Первый  признак — преду смотренность общих начал уголовным законом.

В настоящее  время они сформулированы в статье 60 УК РФ:

   "1. Лицу, признанному  виновным в совершении  преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

   2. Более строгое  наказание, чем  предусмотренно соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершенное преступление, может быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии со статьями 69 и 70 настоящего Кодекса. Основания для назначения менее строгого наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за совершенное преступление, определяются статьей 64 настоящего Кодекса.

   3. При назначении  наказания учитываются  характер и степень  общественной опасности  преступления и  личность виновного,  в том числе  обстоятельства, смягчающие  и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказание на исправление осужденного и на условия жизни его семьи."

   Ранее действующие в нашей стране нормативные  акты вопрос об общих началах назначения наказания во многом решали иначе. Так, формулируя их. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. первостепенное значение придавали личности виновного, ее общественной опасности: "При  определении меры воздействия на совершившего преступление, — устанавливалось в этой связи, — суд оценивает степень и характер (свойство) опасности для общежития как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, во-первых, не ограничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, выясняет личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им деянии и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании образа его жизни в прошлом; во-вторых, устанавливает, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности". Аналогичное имело место в УК РСФСР 1922 г. и в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. В УК РСФСР 1926 г. перечень требований, подлежащих учету при назначении наказания, стал более широким, и в нем личность виновного отходит как бы на второй план, уступая приоритет обязанности суда руководствоваться указаниями Общей части: пределами, установленными в статье Особенной части, предусматривающей данный вид преступления, социалистическим правосознанием, общественной опасностью совершенного преступления и обстоятельствами дела. С некоторыми, главным образом, редакционными уточнениями такое решение вопроса отражено и в УК РСФСР 1960 г., где было закреплено: "Суд назначает наказание в пределах, установленных статьей Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, в точном соответствии с положениями Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Общей части настоящего Кодекса. При назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность".

   Второй  признак рассматриваемых начал  — их общий характер. В исходном смысле общее всегда есть то, что  составляет лишь часть отдельного, которое, помимо общего, предполагает наличие индивидуального и особенного. В этой связи, раскрывая данные начала, следует прежде всего помнить, что они имеют значение по всем категориям рассматриваемых судом уголовных дел, где возникает вопрос о необходимости определить наказание. Далее исходная посылка позволяет заключить, что, отражая лишь повторяющееся, общее, такого рода начала не исчерпывают всей характеристики этого вида деятельности, предполагая наличие в ней и определенного рода особенностей, которые, будучи весьма многообразными, могут быть обусловлены: наличием в деле исключительных обстоятельств; фактом неоконченности преступной деятельности, вменяемой виновному; множественностью посягательств, совершенных одним лицом; множественностью участников посягательства; особым порядком применения отдельных видов наказания; недостижением виновным совершеннолетия; признанием присяжными заседателями лица виновным, но заслуживающим снисхождения или особого снисхождения; и т. д.

   Заметим, что в прежнем законодательстве ряд вопросов, регулирующих особенности назначения наказания, решался в рамках учения не о наказании, а о преступлении (в отношении соучастников, неоконченной преступной деятельности). Более логичную позицию на этот счет заняли разработчики вновь принятого УК РФ, но к сожалению, и она не до конца последовательна. Вряд ли оправданно, например,включение в раздел, именуемый "Уголовный закон", правила, согласно которому гражданам РФ и постоянно проживающим в России лицам без гражданства при осуждении за преступление, совершенное за пределами РФ, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной уголовнымзаконом иностранного государства; здесь законодатель явно решает вопрос не о преступности действий, а их наказуемости и, стало быть, такого рода норма должна включаться именно в главу "Назначение наказания".Думается, в ней, а не в главе, посвященной понятию и видам наказания, следовало поместить и статью о целях наказания. Ясно, что само по себе наказание никаких целей не имеет; они мыслимы лишь в рамках какой-тодеятельности. Иначе говоря, речь может идти лишь о целях, с которыми наказание назначается или исполняется.

   Третий признак — общие начала есть положения, выражающие принципы назначения наказания.

   Надо  сказать, что до сих пор в нашей  уголовно-правовой науке нет единства мнений не только по поводу того, какие именно идеи должны быть отнесены к этим принципам (в литературе к их числу чаще всего предлагается относить идеи законности, справедливости, гуманизма, экономии репрессии, индивидуализации, неотвратимости), но и по поводу того, каково их отличие от самых общих начал назначения наказания. Отмечая, что в юридической литературе довольно часто анализу общих начал предпосылается рассмотрение принципов назначения наказания, некоторые авторы придерживаются мнения о том, что выделение вопроса о принципах в качестве самостоятельного приводит к ненужному повтору одних и тех же положений. В большинстве научных и учебных работ приводится, однако, иная точка зрения, но при этом в них нет единства взглядов на различия между принципами и общими началами. Иногда в их соотношении авторы видят взаимосвязь философских категорий "общее" (принцип) и "отдельное" (общее начало). Высказывалось мнение, согласно которому общие начала есть то, что суд обязан учесть при назначении наказания, принцип же — это не только идея, что-то предписывающая, но и идея, которая разъясняет соответствующее предписание и направляет деятельность суда. Не возражая против такого решения вопроса, часть ученых в то же время считает возможным согласиться и с тезисом, согласно которому различие между принципами и общими началами назначения наказания выступает как различие между общим и особенным, отдельным.

Информация о работе Общие начала назначения наказания