Общие начала назначения наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Существует и обратная связь: влияние системы уголовной юстиции на правосознание граждан и общественное мнение. Стихийный элемент этого влияния, упомянутый выше, заключается в том, что у граждан складывается оценка уровня работы органов правосудия, основанная на повседневных, не систематизированных наблюдениях. Эта оценка не всегда бывает правильной (хотя ею и не следует пренебрегать).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву на тему.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

 Степень общественной опасности преступлений — количественная его сторона. Она зависит от размера причиненного вреда конкретному объекту (интересу). Так, ст. 113 УК РФ предусматривает ответственность за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. Разумеется, суд не может назначить одинаковые наказания за причинение тяжкого вреда здоровью и причинение средней тяжести вреда здоровью. Эти преступления отличаются разной степенью общественной опасности, что и должно учитываться при назначении наказания,

 Аналогичная ситуация при назначении наказания за хищение чужого имущества. Так, хищение имущества в различных размерах влечет и различные наказания, поскольку степень их общественной опасности .разнится, что и должен учитывать суд при назначении наказания, выбирая и его вид, и размер согласно вариантам санкций.

 При назначении наказания суд обязан учитывать личность виновного, т. е. его социально-биологическую сущность. Она, как правило, многозначна. Но главное в ней — социальная сторона. Совершая преступление, лицо проявляет отрицательное отношение к интересам личности, общества, государства. Это происходит за счет наличия в его психике антиобщественных установок. Но одинаковых людей нет. Вот почему одинаковые по тяжести преступления могут совершаться и при случайных обстоятельствах, и в результате стойких антиобщественных качеств личности.

 Ряд свойств личности носит «правовой  характер». Они указаны в ст.ст. 61, 63 УК РФ, к примеру беременность, несовершеннолетие.

 Различаются биологические и социальные свойства личности. К первым относятся: возраст, состояние здоровья, наличие физических и психических недостатков. К социальным свойствам относятся, в частности: отношение виновного к труду, общественному долгу, семье, правилам общения.

 Исследования  личности  обвиняемого при назначении наказания.

  Один  из краеугольных принцинов права  — всесторонний учет личности субъекта правовых норм и отношений. И это  касается не только участников трудовых, гражданских, семейных, административных правоотношений, но и тех граждан, которые вступают в уголовио-правовые и уголовно-процессуальные отношения с государством и его органами, причем не только в роли потерпевшего или свидетеля, но и в роли обвиняемого по уголовному делу. Известно, что наш уголовный закон не только карает преступника, но и имеет целью его исправление и  перевоспитание, а также предупреждение правонарушений со стороны других неустойчивых членов общества. Выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если приговор суда будет законным и справедливым.  Это, в свою очередь, предполагает всесторонний учет личности обвиняемого как при назначении наказания и выявлении причин правонарушения, так и во всем процессе расследования и судебного рассмотрения дела.  Ее характеристика отнюдь не сводится к признакам субъекта преступления: вменяемости, возрасту и иногда служебному положению. Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности н отношений. Усиление внимания к изучению личности в советской философии, социологии и психологии привело к появлению в последние годы ряда содержательных работ, характеризующих личность во многих ее проявлениях. Если суммировать признаки личности, рассматриваемые в этих работах, то можно указать па три основных ее элемента: 

  1) социально-демографические признаки личности;

  2) нравственно-психологические качества;  

  3) социальные роли—поведение человека  в различных сферах общественной  жизни.       

Каждый  из этих элементов имеет важное значение и при рассмотрении конкретного  дела, и при анализе судебной практики н ее обобщении. Укажем с этой точки зрения хотя бы на социально-демографические признаки, к которым относятся пол, возраст, социальное положение, уронснь образования, семейное положение, прежняя судимость и др.     

Закон не случайно требует установить все  эти признаки в каждом уголовном деле. Обобщение большого статистического материала свидетельствует о наличии определенных связей между теми или иными особенностями личности и преступностью. Социально-демографическая характеристика обвиняемого дает возможность более глубоко раскрыть причины его поведения, выявить особенности личности и избрать такую меру наказания, которая будет наиболее целесообразной с точки зрения перевоспитания преступника.

  Не менее важно учитывать и возрастные различия правонарушителей. Человек — существо социальное, поэтому с изменением возраста происходят не только физиологические изменения его организма, но и социальные изменения личности. С течением времени меняется также его ближайшее окружение (микросреда), да и общество в целом. Изменяются условия, в которых живет человек, социальные функции, опыт, привычки, способы реагирования на конфликтные ситуации, его стремления, желания, круг интересов и потребностей; происходит становление и развитие личности. Все эти изменения сказываются как на поведении отдельного человека в разном возрасте, так и на структуре преступности в целом, если ее проанализировать в разрезе возрастных групп.

  Выборочные  изучения показывают, что наиболынее число преступлений совершается в возрасте 25—29 лет. Надо полагать, что объясняется это не столько повышенной активностью людей в этом возрасте, сколько различными социально-психологическими причинами. Именно в атом возрасте, как правило, определяется направление трудовой деятельности, создается семья, решаются жизненно важные вопросы, в известном смысле завершается становление личности. На этот период падает наибольшее число жизненных ситуаций, требующих правильного, подчас сложного решения, а личный опыт человека еще недостаточно велик. Молодой человек уже освободился от опеки и контроля со стороны родителей, но не всегда достаточно прочно включился в иные системы социальных связей и социального контроля. Все это означает для судебных органов необходимость повышенного внимания к молодым правонарушителям, активного проведения профилактической работы среди этой категории лиц. Анализ состояния и динамики преступностив районе, области, в разрезе возрастных показателей может указать и на другие возрастные группы, обладающие криминологическими особенностями.

Хорошо известна связь между образовательным уровнем и преступностью. Не более 7—10% осужденныхимеют законченное среднее образование и только до 2%— высшее (в том числе незаконченное). Наиболеенизкий уровень встречается у лиц, осужденных за хулиганство за кражи, а также за преступления против личности, связанные с насилием. Анализ данных об образовании правонарушителей нс должен ограничиваться констатацией полученных сведений; более важной задачей является выявление причиннизкого образовательного уровня некоторой части населения, в том число причин нарушения закона о всеобщем обязательном обучении, отсева из школ п т. д. Решение всех этих вопросов выходит за пределы компетенции судебных органов, однако их постановка перед соответствующими государственными органами и общественными организациями заслуживает внимания и является одной из актуальных задач обобщения судебной практики.

Такой социально-демографический признак, как семейное положение обвиняемых, казалось бы, мало связан с преступным поведением. Общая структура состава преступников по признакам семейного положения в основном соответствует структуре населения. Однако в судебной статистике совершенно не учитываются данные о характере семейных отношений, а они-то особенно важны. Достаточно сказать, что по выборочным исследованиям плохие отношения между родителями в семьях, где проживали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7—8 раз чаще, чем у подростков контрольной группы (не совершавших преступлений); число семей, где родители систематически пьянствовали, у преступников-подростков больше в 6—7 раз; число семей, где родители были осуждены, больше в 4—5 раз; семей, распавшихся в результате развода, больше в 3—4 раза; наконец, низкий образовательный уровень родителей у подростков-преступников встречается в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе.[2]

Вот почему как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел никак нельзя ограничиваться стандартными вопросами типа «холост— женат»; задача суда состоит в том, чтобы по возможности более глубоко выяснить характер семейных взаимоотношений, условий воспитания в семье. Это в первую очередь относится к преступлениям подростков, а также к тем преступлениям взрослых, где усматрпвается связь поведения виновного с конфликтной обстановкой в семье.

  Выяснение этих обстоятельств дает возможность правильно понять непосредственные причины совершения преступления обвиняемым, мотивы и цели его поведения. Особенно важно это по делам о преступлениях против личности, которые нередко совершаются в результате обостренных, неприязненных семейных отношений.

  Во  многих случаях полезно поинтересоваться п данными о личности потерпевшего и его поведении, предшествовавшем преступлению. Исследования показывают, что из числа мужчин, являющихся потерпевшими по делам об убийстве, около 25% находились в состоянии опьянения, причем многие из них оказались участниками ссор и драк, в результате которых происходит каждое пятое убийство. По делам обизнасилованиям более чем в 40% случаев потерпевшие легкомысленно завязывали знакомство с обвиняемым, участвовали с ним в совместных выпивках. Все это не может не сказаться на решении ряда вопросов, возникающих во время судебного разбирательства.[3]  

 Смягчающие  и отягчающие  обстоятельства  при назначении наказания.

 Общие начала назначения наказания включают учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Смягчающие наказание обстоятельства принимаются в расчет при избрании в пределах санкции более мягкого наказания. Их можно разделить на обстоятельства, относящиеся к самому преступлению и к личности виновного.

 Обстоятельства, относящиеся к преступлению, объективно понижают степень его общественной опасности. К ним относятся: совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания  лица,совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.  

 Обстоятельства, относящиеся к личности виновного, следующие: несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у виновного; совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств и по мотиву сострадания; явка с повинной; активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления: добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на загла-живание вреда, причиненного потерпевшему.

 Перечень  смягчающих наказание обстоятельств — примерный. Закон допускает признавать таковыми и другие обстоятельства. Определенную сложность вызывает и понимание специфики влияния "иных обстоятельств" на наказание, назначаемое виновному. Вряд ли до конца убедительным выглядит решение вопроса, основанного на посылке: любое обстоятельство дела лишь постольку влияет на наказание, поскольку смягчает или отягчает его. Более правильно сделать вывод, согласно которому влияние "иных обстоятельств" дела на наказание может быть двояким: либо они в большей или меньшей степени смягчают или отягчают его, либо обусловливают выбор несмягченной и неотягченной меры наказания.

   Особо нужно остановиться на вопросе об основаниях учета видов обстоятельств при назначении наказания, в том числе и так называемых данных, отрицательно характеризующих личность виновного, допустимость учета которых теория и судебная практика до принятия УК 1996 г. объясняли следующим: все, что подпадает под перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств, учитывается "по определению"; все, что находится за их пределами, подлежит учету вследствие обязанности руководствоваться общественной опасностью совершенного преступления и личностью виновного. Возражая против данного подхода, сделаем акцент на главном в характеристике данных общих начал, т. е. общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, с одной стороны, и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, с другой.

   Ранее уже отмечалось, что выбор наказания  связан с решением многих задач, одна из которых — уяснение того, какие  обстоятельства дела должны, а какие  не должны приниматься во внимание. Но наряду с этим назначение наказания требует ясности и в другом вопросе: в каком качестве то или иное фактическое обстоятельство, подлежащее учету, может повлиять на выбор наказания? Ясно, что первый и второй вопросы, хотя и касаются одного и того же, нельзя считать тождественными: в одном случае нас интересуют признаки, позволяющие очертить круг обстоятельств, подлежащих учету при назначении наказания; в другом — обусловливающие особенности влияния этих обстоятельств на выбор наказания.

   С этой точки зрения нужно сделать  соответствующие выводы не только о  единстве оснований учета обстоятельств  дела, яо и об основных аспектах характеристики института обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Не останавливаясь подробно на каждом из таких аспектов, отметим, что в отличие от ранее  действующего в нашей стране уголовного законодательства, в УК РФ 1996 г. речь идет о влиянии обстоятельств делано на вину, опасность преступления и личность виновного или ответственность, а на наказание. Это объясняется тем, что выбор целесообразной меры наказания обусловливает необходимость учета не только обстоятельств, сказывающихся на степени вины или опасности преступления и личности виновного, но и многих других. Что же касается наименования "обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность", то оно мало согласуется с содержанием раздела, посвященного лишь вопросам, непосредственно связанным с наказанием (его понятием, целями, видами и назначением). Но, не восприняв позицию УК РСФСР 1960 г., законодатель, видимо, исходил также из положения, в соответствии с которым уголовная ответственность не может быть большей или меньшей: она либо существует, либо отсутствует. 

Информация о работе Общие начала назначения наказания