Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа
Существует и обратная связь: влияние системы уголовной юстиции на правосознание граждан и общественное мнение. Стихийный элемент этого влияния, упомянутый выше, заключается в том, что у граждан складывается оценка уровня работы органов правосудия, основанная на повседневных, не систематизированных наблюдениях. Эта оценка не всегда бывает правильной (хотя ею и не следует пренебрегать).
Полагая, что термином "принцип" принято обозначать основу чего-либо, более правильным следует признать несколько иное решение вопроса: в отличие от общих начал, характеризующих общее в этой деятельности, принципы отражают в ней основные начала настало быть, в данном случае имеет место взаимосвязь не общего и отдельного (тем более, единичного), а общего и основного. Поскольку в философском смысле основа (основное) выступает частью сущности, которая в свою очередь не исчерпывает всего содержания общего, принципы назначения наказания нельзя не только отождествлять, но и противопоставлять общим началам.
Если обратиться ко вновь принятому УК РФ, то в нем вопрос о принципах решается применительно к уголовному законодательству в целом. Из числа указываемых в этой связи принципов (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма), в общих началах прямо упоминается только принцип справедливости, в то время как другие лишь предполагаются. Надо думать, что это не является случайным с той точки зрения, что о справедливости наказания можно говорить лишь при условии, что оно основано на законе, равенстве граждан перед законом, исходит иа принципа субъективного вменения, отвечает требованиям гуманизма. В конечном счете, главное в данном случае не только то, сколько принципов названо, но и то, как они при этом понимаются и соотносятся между собой, в каких именно общих началах выражаются.
Выделяя еще один — четвертый признак, подчеркну, что в зависимости от его толкования об общих началах можно говорить в узком или широком смысле слова. Акцентируя внимание на том, что они есть положения (правила, требования, критерии и т. п.), которыми обязан руководствовйться суд в своей деятельности, в нашей литературе их связывают с основаниями принятия решения при определении виновному наказания. Бесспорно, такой аспект характеристики назначения наказания весьма актуален. Вместе с тем, выступая как разновидность деятельности, назначение наказания предполагает наличие в ней и других элементов: субъекта, объекта и т.д. В этой связи, констатируя факт существования в нашей литературе понимания общих начал в узком смысле слова (как нечто, принимаемое во внимание судом при назначении наказания), нужно одновременно признать возможной и целесообразной и их широкую трактовку, т.е. в качестве положений, раскрывающих все наиболее существенные аспекты данного вида деятельности.
В рамках такого, широкого понимания уголовно-правовая характеристика общих начал требует акцента, в частности, на том, что в настоящее время теории и практике борьбы с преступностью известны два основных подхода к назначению наказания. Отличительной чертой первого из них является закрепление в законе (например, в США) так называемой идеи "неопределенного наказания" ("неопределенного приговора"). Руководствуясь соответствующей нормой, суд, признав лицо виновным в совершении преступления, направляет его в места лишения свободы на срок, "установленный законом". По истечении какого-то времени специальный орган (например, Совет по условному освобождению), учитывая пределы срока, установленные законом, и поведение лица в местах лишения свободы, решает, когда следует освободить виновного. Главное преимущество такого подхода усматривается в том, что его размер зависит и от тяжести содеянного, пределов санкции уголовного закона, и от фактического поведения лица в местах лишения свободы, что, помимо всего прочего, является дополнительным стимулом к ресоциализации преступника. По иному пути идет законодательство России и некоторых других стран. Оно исходит из того, что во всех случаях конкретизировать длительность сроков наказания, указанных в законе, должен суд при вынесении обвинительного приговора. Иначе говоря, задача суда состоит не только в том, чтобы установить, какое наказание предусмотрено законом за содеянное, но и то, какую меру наказания должен отбывать виновный.
К сожалению, в нашей юридической литературе внимание часто сосредоточивается в основном на критике идеи "неопределенности наказания", а существо и признаки принципа "определенности наказания" часто оказываются вне поля зрения авторов. Видимо, этим объясняется тот факт, что до настоящего времени понятие "мера наказания" еще не получило должной разработки и нередко используется с разной смысловой нагрузкой. Так, его довольно часто отождествляют с близкими понятиями "вид наказания" и "размер наказания", что с философской точки зрения трудно признать обоснованным, ибо в соответствии с ней категория "мера" призвана отражать не качественную либо количественную определенность чего-либо, а как раз единство того и другого. Трудно полностью согласиться и с мнением ученых, утверждающих, что термин "мера наказания" обозначает конкретное наказание, установленное законом в санкции уголовного закона (например, за незаконное врачевание — лишение свободы на срок до одного года, или исправительные работы на тот же срок); либо для обозначения уже назначенного приговором наказания (Лишение свободы сроком на пять лет).
С точки зрения вышеприведенного, общетеоретического соображения, можно поддержать лишь второй вариант толкования понятия "мера наказания", заметив при этом, что в первом варианте, подразумевающем под мерой установленную законом санкцию, почти всегда имеется в виду некоторое множество мер наказания.
Надо сказать, что действующее уголовное законодательство прямо не фиксирует принципа определенности назначаемого наказания, однако явно его подразумевает. В этой связи специально закрепляются правила, касающиеся порядка исчисления сроков различных видов наказания. В соответствии с такими правилами сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, сроки исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы должны исчисляться в месяцах и годах, а обязательных работ— в часах. Исключение предусматривается для замены или сложения наказания, а также в отношении зачета времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства, когда сроки исчисляются в днях. О размерах других видов наказания (например, штрафе) речь идет непосредственно в статьях, определяющих порядок и основания его применения.
С позиций рассматриваемого широкого понимания общих начал назначения наказания следует самостоятельно упомянуть и о воспринятом нашим уголовным законом принципе личной (персональной) ответственности. Это важно сделать не только в связи с неодинаковым решением законодательством разных государств вопроса о допустимости и целесообразности применения отдельных видов наказания (в первую очередь штрафа) к юридическим лицам, но и в связи с использованием в отечественном УК такой конструкции уголовно-правовых норм, в которой объектом наказуемости объявляются преступные деяния. То, что в действительности наказываются не они, а лица„ их совершившие, каких-либо доказательств не требует и, следовательно, в данном случае обоснованно говорить лишь о не совсем удачной законодательной технике и не более того. Дело, однако, в том, что в юридической литературе на этот счет нередко высказываются и несколько иного рода суждения, авторы которых видят в наказуемости деяния (или, как иногда утверждается, в первую очередь деяния), но не деятеля чуть ли не самый важный отличительный признак большинства современных уголовно-правовых доктрин.
Причины, обусловившие столь некорректные формулировки объекта наказуемости, думается, заложены в отождествлении двух относительно самостоятельных характеристик назначения наказания: одна осуществляется с позиции объекта наказуемости, другая — с позиции освований наказуемости. Между тем в первом случае предполагается решение лишь вопроса о том, на кого возлагается ответственность, кто претерпевает наказание. Ясно, что при такой постановке вопроса не может и не должна идти речь о том, за что или при каких условиях оно назначается, ибо в последнем случае подразумевается уже не объект наказуемости, а ее основания. Как раз при их уяснении и должен делаться акцент на преступном деянии, поскольку только оно (а не что-либо другое) и выступает той предпосылкой, с наличием которой связывается правомерность привлечения лица к уголовной ответственности и применения к нему соответствующих мер. Следовательно, называя вещи своими именами, нужно подчеркнуть: наказывается не деяние, но за деяние и, как далее будет сказано, с его учетом.
Обращаясь к характеристике общих начал назначения наказания, понимаемых уже не в широком, вышеприведенном, а в узком смысле слова, повторю, что во втором случае под ними как раз фактически подразумевают то, что непосредственно касается оснований наказуемости. Так, говоря о составе преступления (деянии, содержащем все признаки состава преступления или преступлений), имеют в виду основание уголовной ответственности вообще. УК РСФСР 1960 г., предусматривая возможность освобождения от наказания, но не уголовной ответственности, проводил различие между основаниями уголовной ответственности как таковой и основаниями назначения наказания. Вновь принятый Кодекс ориентируется на то, что всякая форма реализации уголовной ответственности предполагает назначение виновному наказания и, следовательно, разграничивать их практически не имеет смысла. Иначе обстоит дело с основанием назначения наказания вообще и основаниями определения конкретного его вида и тем более меры. Избирая последнюю, суд безусловно должен сначала установить наличие основания уголовной ответственности. Но для ее индивидуализации признаков, образующих такое основание, явно недостаточно. Стало быть, нельзя отождествлять основание уголовной ответственности с основаниями выбора того или иного конкретного наказания. Разумеется, было бы опрометчиво ставить перед собой задачу выяснить специфику оснований назначения всех отдельно взятых мер, которые согласно закону определяет суд. Однако из этого вовсе не следует, что они не могут быть предметом изучения. Интересующие нас общие начала как раз и есть один из возможных аспектов характеристики оснований определения конкретных мер наказания.
Раскрывая
вопрос о понятии общих начал
назначения наказания, необходимо также
иметь в виду, что они всегда
выступают как некоторая
Главным
образом потому, что очень часто
общие начала назначения наказания
(в первую очередь такие, как общественная
опасность совершенного преступления,
личность виновного и обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность)
в теории и на практике рассматриваются
в виде некоторого перечня положений,
призванных дать ответ на один и
тот же вопрос: какие конкретно обстоятельства
дела учитываются при определении наказания.
Неизбежным следствием подобного рода
понимания общих начал, сформулированных
в ранее действующем уголовном законодательстве,
являются сложности, возникающие в представлении
об их содержании и взаимосвязи. Если,
например, в одних работах проводилась
мысль о невозможности и нецелесообразности
разграничивать общественную опасность
содеянного, личности виновного и обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность,
то в других, хотя и утверждалось противоположное,
высказывались разные взгляды о взаимосвязи
этих общих начал, их конкретном содержании.
Нужно ли считать неожиданными итоги опроса
477 практических работников, проведенного Л. Л.Кругликовым
Отмечая
безуспешность уже не раз предпринимавшихся
попыток устранить сложности в понятиях
содержания и взаимосвязи общих начал
назначения наказания, обратимся к главному:
во всех случаях исходной была мысль о
тождественности функций этих начал, вследствие
чего основной задачей оказывалось решение
вопроса о том, что именно нужно иметь
в виду при назначении наказания с учетом,
скажем, общественной опасности
совершенного преступления или личности
виновного. В результате совокупность
закрепленных в УК РСФСР 1960 г. общих
начал рисовалась именно как перечень,
а не определенная система требований,
ориентируясь на которые, суд должен избрать
меру наказания. При этом не уделялось
должного внимания тому, что выбор
наказания есть всегда решение целого
комплекса относительно самостоятельных
вопросов: может ли повлиять то или иное
обстоятельство дела на выбор наказания;
каков должен быть характер этого влияния
(смягчающий ответственность либо, напротив,
отягчающий ее), что считается отправной
точкой отсчета при смягчении
или отягчении наказания, в каком объеме
отдельно взятое обстоятельство значимо
для индивидуализации наказания,
каковы допускаемые пределы судебного
усмотрения в оценке характерам степени
влияния обстоятельств дела на тяжесть
назначаемого наказания, каким целям должна
отвечать конкретная мера и т. д. Поскольку
любой из названных вопросов играет немаловажную
роль, тонко каком единстве и справедливости
применения уголовно-правовых санкций
не может идти речь без создания соответствующих
необходимых предпосылок общего характера.
Принципы общих начал назначения наказания.
Согласно ст. 60 УК РФ наказание должно быть справедливым. Только тогда оно может достичь целей, предусмотренных ст. 43 УК, — восстановление социальной справедливости, а также — исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Справедливость
— категория морально-
Для тою чтобы суд всякий раз назначал справедливое наказание, УК предусматривает общие начала их назначения, т. е. правила, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса о наказании за совершенное преступление.
Первое из них содержит требование, чтобы назначаемое наказание было в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК, Это означает, что если санкция статьи предусматривает один вид наказания, то выбор судьи им и ограничивается. Правда, на основании ст. 64 УК РФ суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. Когда же санкция содержит ряд видов наказаний, то суд избирает один из них. При этом более строгий вид наказания из числа указанных в санкции статьи назначается только в случае, если менее строгий не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Размеры наказания имеют относительно определенный характер, дающий суду простор в более взвешенном подходе к назначению справедливого наказания.
Допускается и назначение более строгого наказания, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части. Это возможно в случаях назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров (ст. ст. 69, 70 УК РФ).
Вторым
общим началом назначения наказания
является требование учета положений
Общей части УК РФ. В Общей части содержатся
четкие критерии назначения
Третье
общее начало заключается в требовании
назначения наказания с учетом характера
и степени общественной опасности преступления.
Характер преступления — его качественная
сторона. Зависит она от того блага (объекта),
которому причинен вред. При совершении
преступления с «простым составом» оно
причиняет вред одному объекту, например
при убийстве без отягчающих обстоятельств
(ч. 1 ст. 105 УК), и поэтому при назначении
наказания характер преступления не учитывается.
Он имеет значение при назначении наказания
за преступления со сложным составом
— по признаку многообъектности.