Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду в условиях развития внешнеторговой деятельности; в разработке путей и методов совершенствования уголовного законодательства в данном направлении.

Оглавление

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1 Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.2 Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.3 Предмет контрабанды.
1.4 Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.5 Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3 Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4 Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль8
2.5 Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

уголовно правовая характеристика.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

Для того, чтобы было назначено справедливое наказание  за преступление, в частности, за контрабанду, УК РФ предусматривает общие правила, которыми должен руководствоваться  суд при решении вопроса о  наказании за совершение указанного преступления.

Первое из них  содержит требование, чтобы назначаемое  наказание было в пределах санкций, предусмотренных ст. 188 УК РФ.

"Простая" контрабанда  наказывается лишением свободы  на срок до пяти лет (ч. 1 ст. 188 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ  такое преступление относится  к категории средней тяжести.29

Квалифицированная контрабанда наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет  с конфискацией имущества или  без таковой (ч. 2 ст. 188 УК РФ) и является тяжким преступлением.

Особо квалифицированная  контрабанда наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет  с конфискацией имущества или  без таковой (ч. 3 ст. 188 УК РФ) и также  относится к тяжким преступлениям.

Контрабанда, совершенная  организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества (ч. 4 ст. 188 УК РФ). Такое преступление является особо тяжким.30

Оценивая ту или  иную санкцию, нужно иметь в виду не только результаты, которые достигаются  с ее помощью государством в борьбе с преступлениями, но и обязательно  учитывать, насколько она соответствует  принципам гуманизма и справедливости.

Санкция ст. 188 УК РФ предусматривает только один вид  основного наказания - лишение свободы. Предупредительное воздействие  уголовного наказания вообще и лишения  свободы в частности зависит  от многих причин, в том числе  и от "содержания нормы, справедливого  и правильного применения, состояния  правовой пропаганды, деятельности правоохранительных органов, общественных организаций  и коллективов трудящихся, от ряда социальных факторов". Практика показывает, что такое наказание, как лишение  свободы является наиболее действенным  фактором в борьбе с преступностью. При назначении наказания суд  должен исходить из указаний Общей  части Уголовного кодекса, в которой  определены основные начала назначения наказания суд руководствуется  и другими положениями Общей  части УК РФ.31

К общим началам  назначения наказания имеют прямое и непосредственное отношение принципы уголовной ответственности, которые  включают как преступность, так и  наказуемость деяния. В числе этих принципов названы: законность, равенство  граждан перед законом, наличие  вины, справедливость и гуманизм (ст. 3-7 УК РФ). Каждым из этих принципов в  отдельности и всеми вместе суды обязаны руководствоваться при  реализации общих начал назначения наказания.

Еще одно общее начало заключается в требовании назначения наказания с учетом характера  и степени общественной опасности  совершенного преступления, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также  влияния назначенного наказания  на исправление осужденного и  на условия жизни его семьи.

В соответствии с  п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №40 "О практике назначения судами уголовного наказания" характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом  объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей  категории преступлений (ст. 15 УК РФ).32

 При назначении  наказания за контрабанду суд  обязан учитывать личность виновного,  то есть его социально-биологическую  сущность. Зачастую суды ограничиваются  сведениями о личности, полученными  в ходе следствия, а в некоторых  случаях даже их оставляют  вне поля зрения. Общие начала  назначения наказания включают  учет смягчающих и отягчающих  наказание обстоятельств. Перечень  смягчающих наказание обстоятельств  содержится в статье 61 УК РФ, анализ  которой позволяет сделать вывод, что смягчающими обстоятельствами являются объективные и субъективные признаки деяния, личности виновного, не включенные законодательством в состав преступления, которые снижают степенью общественной опасности преступного события. Смягчающие наказание обстоятельства принимаются в расчет при избрании в пределах санкции ст. 188 УК РФ более низкого срока лишения свободы, но не ниже 6 месяцев (ст. 56 УК РФ). Такими обстоятельствами могут быть: несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у виновного; совершение контрабанды в результате физического или психического принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; явка с повинной, активное способствование раскрытию контрабанды, изобличению других соучастников преступления. Одно из смягчающих обстоятельств связано с несовершеннолетием виновного (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК РФ). Законодатель поставил эту группу преступников в особо привилегированное положение.

Явка с повинной и активное способствование раскрытию  контрабанды - два самостоятельных  смягчающих обстоятельства, и должны быть учтены при назначении наказания  отдельно.

3.3 Индивидуализация  наказания за контрабанду по  судебному приговору 

Индивидуализация  наказания за контрабанду основана, прежде всего, на правильной уголовно-правовой оценке содеянного, то есть квалификации данного преступления, а также  на учете всех установленных законом  основных и дополнительных критериев  наказания всех обстоятельств совершенного деяния, данных о личности виновного, целей наказания. 

В соответствии с  индивидуализацией наказания за контрабанду суду необходимо учитывать  несколько групп норм. Первую группу составляют нормы, устанавливающие  общие положения уголовного права, которые оказывают опосредованное влияние на назначаемую меру наказания. В этих нормах не указываются конкретные ограничения, пределы возможного наказания  за ту или иную форму преступного  поведения. Но в них заложены такие  положения, которые определяют стратегические направления применения уголовной  репрессии либо предопределяют характер и степень общественной опасности  преступления (ст. ст. 2-7, 24-27 УК РФ). 

Изучение судебной практики о применении уголовного законодательства, предусматривающего ответственность  за контрабанду, позволяет сделать  вывод, что суды усилили внимание к рассмотрению дел этой категории, стали меньше допускать ошибок при  квалификации данного преступления, что является обязательной предпосылкой назначения справедливого наказания. 

Вместе с тем  в деятельности судов имеются  недостатки. Иногда не выполняется  требование закона о всестороннем, полном исследовании обстоятельств  дела, в результате чего отдельные  соучастники контрабанды не привлекаются к ответственности, не всегда устанавливаются  источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды. По-разному  суды определяют стадию преступления, что влияет на правила назначения наказания, предусмотренные ст.66 УК РФ. Попутно отметим, что суды не уделяют должного внимания выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 

Проведенное исследование приводит к выводу, что по прежнему существует уголовно-правовая проблема юридического обоснования и мотивировки  наказания в судебном приговоре.  

Как известно, по своему объему и содержанию мотивировка  меры наказания в судебном приговоре  должна быть основанной на законе и, как  правило, сжатой, но вместе с тем  достаточно четкой, чтобы из нее  логически вытекал вывод суда о назначении конкретного вида и  определенного срока (размера) наказания  с учетом тяжести каждого отдельно взятого совершенного преступления, данных о личности каждого конкретного  лица, обстоятельств дела, в том  числе смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного  и на условия жизни его семьи. 

Среди изученных  приговоров встречаются такие приговоры, в которых шаблонно, механически  перечисляются требуемые ст. 60 УК РФ критерии назначения наказания, как  якобы учтенные судом. Однако содержание этих критериев, или большей части  из них, не раскрыто. Не всегда в приговорах указываются все критерии индивидуализации наказания, предусмотренные законом.  

При анализе судебной практики рассматривался вопрос о соблюдении судами принципа дифференциации и индивидуализации наказания за контрабанду. Результаты исследования свидетельствуют о  том, что санкция ч. 1 ст. 188 УК РФ практически  не действует, чаще всего к виновным применяется условное осуждение. По существу преступники остаются безнаказанными. 

Исключительно важное значение при индивидуализации наказания  имеют правила, установленные ст. 73 УК РФ об условном осуждении. Условное осуждение возможно, если суд придет к выводу о возможности исправления  осужденного без отбывания наказания. При назначении условного осуждения  суд должен учитывать характер и  степень общественной опасности  совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. При  условном осуждении суд устанавливает  испытательный срок, в течение  которого осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. 

На основе анализа  и обобщения материалов судебной практики мы приходим к выводу, что  обстоятельствами условного неприменения основного наказания являются: 

1) совершенное преступление  не является тяжким или особо  тяжким (как правило); 

2) отсутствие обстоятельств,  отягчающих наказание; 

3) наличие малолетних  детей; 

4) совершение преступления  впервые (как обстоятельство, характеризующее  личность подсудимого); 

5) признание своей  вины; 

6) положительная  характеристика подсудимого. 

Таким образом, создается  впечатление, что всем лицам, имеющим  малолетних детей и не совершившим  ранее преступлений, можно смело  совершать контрабанду и при  этом они могут быть уверены, что  останутся практически безнаказанными. Для этого им достаточно только положительно характеризоваться по месту работы, учебы и жительства, а при выявлении  преступления им необходимо лишь признать свою вину. 

 С учетом того, что наказания по ч. 1 ст. 188 УК  РФ назначаются в большинстве  случаев условно, уголовно-правовой  запрет оценивается как бездействующий, а лица, совершившие административные  правонарушения (согласно закона  менее опасные), по нашему мнению, наказываются более строго. В  связи с этим следует согласиться  с мнением Кочубей М.А. о  целесообразности изменения санкции  ч. 1 ст. 188 УК РФ, сделав упор на  экономические меры воздействия 

Следует также отметить, что суды не всегда при вынесении  приговора учитывают обстоятельства, отягчающие наказание, и в частности, совершение контрабанды по предварительному сговору группой лиц. 

На практике суды неодинаково подходят к решению  вопроса о судьбе вещественных доказательств (предметов контрабанды). Одни их возвращают владельцам, осужденным за контрабанду, другие - обращают в доход государства. 

В соответствии с  Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 6 г. Москва "О судебной практике по делам о контрабанде" опубликованного 7 июня 2008 г, года "предметы контрабанды, как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства".33 Данное разъяснение в полной мере соответствует действующему законодательству, в частности, Таможенному кодексу РФ. 

Обобщение судебной практики показало, что в большинстве  случаев суды недостаточно мотивируют применение общих начал назначения наказания, что отрицательно влияет на приговор, лишает возможности оценить  вывод суда о справедливости назначенного наказания. Отсутствие мотивировки  определения меры наказания значительно  снижает воспитательное воздействие  судебного приговора, не создает  предпосылок для единообразного применения судьями уголовного и  уголовно-процессуального законодательства. 

Заключение 

Улучшение уголовного законодательства России происходит в  сложных условиях экономических  преобразований. Вместо построения цивилизованной рыночной экономики сформированы основы иной системы, близкой по сути к понятию "дикий капитализм", с характерными для него формами экономической  и социально-политической жизнедеятельности. 

Происшедшее обострение криминальной обстановки в экономике  непосредственно связано с особенностями  проведения российских реформ и теми условиями, которые ими порождены. Сложившаяся ситуация наиболее благоприятна для контрабанды. Поэтому эффективная  борьба с контрабандой невозможна без  четкого уголовно-правового регулирования, с тем, чтобы не оставить "лазеек" для правонарушителей. 

Контрабанда имеет  глубокие социально-экономические  и исторические корни в нашей  стране. За период с 1917 г. и по настоящее  время состав контрабанды и отношение  к этому преступлению неоднократно изменялись. Несмотря на постоянную борьбу с незаконным перемещением товаров  через таможенную границу Российской Федерации, искоренить контрабанду  не удалось. Более того, сейчас такие  деяния, особенно контрабанда наркотических  средств и оружия, приобретают  все больший размах. Причины названного явления кроются в нездоровой экономической и социальной обстановке в стране. Только выздоровление экономики  России, восстановление ее статуса  как ведущей экономической державы  может изменить сложившуюся ситуацию. А пока органы государственной власти и правоохранительные органы страны могут принимать лишь незначительные меры в борьбе с контрабандой. 

Информация о работе Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду