Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду в условиях развития внешнеторговой деятельности; в разработке путей и методов совершенствования уголовного законодательства в данном направлении.

Оглавление

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1 Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.2 Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.3 Предмет контрабанды.
1.4 Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.5 Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3 Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4 Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль8
2.5 Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

уголовно правовая характеристика.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

Таким образом, контрабанда, как и любое другое преступление, основной состав которого имеет аналогичную  законодательную конструкцию, это  деяние с альтернативно описанными признаками его объективной стороны. 

Характеризуя конструктивные особенности состава контрабанды  по российскому законодательству, в  заключение нельзя не отметить, что  своей законодательной конструкции  единая норма о контрабанде как  преступлении четко распадается  на четыре части, каждая из которых  имеет свою диспозицию, описывающую  присущие ей специфические признаки объективной стороны деяния, которая  еще более расширяет, раздвигает рамки уголовно-карательного воздействия  на потенциальных контрабандистов, что в период разгула преступности следует считать вполне обоснованным, общественно рациональными и  даже необходимыми.2 

1.2 Причины и условия  контрабанды в РФ в современный  период 
 

Основные причины  контрабанды лежат в социально-экономической  сфере, и в первую очередь, это  острый дефицит товаров широкого потребления отечественного производства. Однако среди причин контрабанды  есть факторы и международного характера. На динамику преступности влияют также  рост имущественной дифференциации населения и распространение  корыстно-собственнической деятельности, сосредоточение в руках отдельных  лиц больших денежных сумм и ценностей. 

В целом для российских граждан характерны операции типа «вывоз для ввоза», при которых вывозимые  нелегально за границу ценности используются для закупки товаров с целью  незаконного перемещения в Российскую Федерацию. Иностранные граждане ориентируются  на операции тина «ввоз для вывоза». 

Расширение внешнеэкономической  деятельности России способствует активному  ввозу и вывозу товаров. По мере осуществления  внешнеторговых операций растет валютная выручка, пополняется государственный  бюджет, складывается общенациональный рынок. Эти преобразования при бесконтрольности, а в ряде случаев и бессилии правоохранительных органов, способствуют росту контрабанды. ГТК РФ, МВД  РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ и другие государственные  органы активно участвуют в пресечении данного преступления, тем не менее  обстановка в стране продолжает оставаться сложной, что особенно зримо проявляется  на государственной и таможенной границах, в крупных городах, на воздушных, железнодорожных и морских путях  прохождения товаров.3 

Существует целый  ряд условий, способствующих контрабанде. Например, способствует этому преступлению "прозрачность" границ, отсутствие четкого пограничного и таможенного  контроля вдоль границы РФ, недостаточное  развитие правовой базы, регламентирующей деятельность таможенных органов, недостаточно четкое взаимодействие с территориальными правоохранительными органами и  другие обстоятельства, делающие фактически "открытыми" и незащищенными  в настоящее время границы  РФ. 

Сложной является обстановка на границе с прибалтийскими странами, Украиной, Таджикистаном. При этом наибольшее беспокойство для российских пограничников  и таможенников вызывает положение  на границе с Украиной, протяженность  которой составляет 1207 км и на ней  имеется всего 35 пунктов пропуска. Контрабанда идет по объездным путям, которых насчитывается около 400: на брянском направлении - до 120, белгородском - 80, ростовском - 200. 

Необходимо выделить ряд способов, которые применяют  контрабандисты в нарушение установленного порядка перемещения товаров  через таможенную границу, в частности: 

- получение лицензий  или разрешений в результате  обмана должностных лиц таможни,  представление поддельных документов  на перемещаемые товары, незаконно  изъятых из чужого владения; 

- использование поддельных  таможенных деклараций, лицензий  или разрешений, выдаваемых государственными  органами и других документов, дающих право на перемещение  товаров через границу; 

- использование документов, а также права бесконтрольного  или льготного провоза грузов, выданных на имя другого лица; 

Иногда применяется  и такое ухищрение как перемещение  через границу одного товара под  видом другого. Этот контрабандный  прием состоит в том, что из России вывозятся стратегически  важные товары, а в документах указывается  другой товар. Подобная операция осуществляется, как правило, в сговоре с организацией-декларантом  или с должностными лицами, осуществляющими  оформление груза.4 

Нередко через границу  перемещается сырье под видом  готовых изделий. В этих случаях  контрабандисты пытаются ввести в заблуждение  лиц, осуществляющих контроль. Здесь  важно получить документы, характеризующие  химический состав товара, и заключение экспертов о принадлежности груза  к категории, указанной в документах. 

Контрабандисты используют для незаконного провоза товаров  и прикрытие благотворительных  фондов. Благотворительные организации  имеют льготы по таможенным платежам. И здесь интересы "коммерсантов" и представителей фонда совпадают: одни не платят пошлин, другие, прикрывая  контрабандистов, получают комиссионные. 

По утверждению  Кочубей М.А. контрабандистами применяются  следующие способы перемещения: 

- сокрытие предметов  контрабанды в специально оборудованных  хранилищах, тайниках в транспортном  средстве, одежде, багаже, сумках, других  местах (67%); 

- перемещение предметов  контрабанды помимо таможенного  контроля, то есть вне места  расположения таможенного органа (по объездным дорогам) или  в нерабочее время (30%); 

- перемещение предметов  контрабанды без указания в  таможенной декларации (27%); 

- использование должностным  лицом своего служебного положения  для беспрепятственного провоза  предметов контрабанды и др. (4%).5 

Характерными способами  контрабанды, которыми пользуются преступники  в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, является занижение в грузовых таможенных декларациях и иных товаросопроводительных документах фактической стоимости  товаров, сырья, материалов и продукции  производственно-технического назначения, проходящих по экспорту и импорту, неправильная классификация происхождения товаров. 

Рогатых Л.Ф. полагает, что перемещение товаров и  иных предметов через таможенную границу и уплата таможенных платежей совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля. Однако с такой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку согласно действующему таможенному законодательству не всегда указанные действия совершаются  в разное время и могут осуществляться на одном этапе таможенного контроля.6 

Согласно Приказу  ГТК РФ № 373 от 9.06.95 г. таможенное оформление всех товаров (кроме алкогольных  напитков и табачных изделий, подлежащих маркировке), ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения морским и воздушным  транспортом, должно производиться  в таможенных органах, расположенных  в местах ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (морских портах и аэропортах). 

Следует отметить, что  одной из основных целей контрабанды  является уклонение от уплаты таможенных платежей. Всплеск контрабанды особенно ощутим в период резкого повышения  таможенных тарифов на импортные  товары. По мнению Кочубей М.А., если: при официальном ввозе продовольственных  товаров с уплатой пошлин и  косвенных налогов чистый доход  составляет 10%, то контрабандный ввоз дает 50% прибыли. Широкий размах приобрело  производство подделок. Если раньше подделки производились в Польше и Венгрии, то сейчас подобное производство переместилось  в страны Балтии. Технология очень  проста. На бутылку с жидкостью  неизвестного производства, водки, вина, пива наклеивается этикетка того производства, которое котируется на рынке.7 

С каждым годом совершенствуется контрабанда спиртными напитками.  

Как правило, таможенникам предъявляются поддельные декларации и другие документы, оформленные  на несуществующие фирмы, фальшивые  банковские гарантии оплаты таможенных сборов, нередко контрабандисты прибегают  к услугам коррумпированных сотрудников  государственных учреждений, имеющих  отношение к импортным операциям. 

В настоящее время  одним из наиболее прибыльных направлений  контрабандной деятельности является контрабандный ввоз и вывоз оружия и боеприпасов.  

Серьезная опасность  заключается в активизации деятельности преступных группировок, которые стремятся  распространить свое влияние на сферу  внешнеэкономической деятельности, предпринимают попытки шантажа' " таможенников, внедряют в таможенные подразделения своих людей, через  которых получают необходимые сведения. Неконтролируемые суммы позволяют  осуществлять подкуп должностных лиц  таможенных структур. 

В среде контрабандистов  известны коридоры провоза контрабанды  через границу, пересечения грузов в установленных местах за определенную плату, то есть услуги. Существуют даже определенные тарифы. Работу эту выполняют  специальные "фирмы" и отдельные  лица, специализирующиеся в качестве перевозчиков. 

Вскрывая ухищрения, применяемые контрабандистами, таможенники  осуществляют поиск более совершенных  методов таможенного контроля. Создавая таможенный барьер, они опираются  на новые технологии. Примером этому  служит таможенный терминал в Шушарах  Северо-Западного регионального  управления. 8 Он оснащен современной  техникой, современными компьютерными  программами, с помощью которых  осуществляется полное таможенное оформление, что позволяет более успешно  бороться с потоком контрабанды.

1.3 Предмет контрабанды 

Не менее важную роль для состава контрабанды  играет предмет преступления. В науке  уголовного права под ним понимаются предметы материального мира, имеющие  натуральную (физическую) форму, на которые  неправомерно воздействует преступник и тем самым посягает на объект уголовно-правовой охраны. Предмет  контрабанды указан в законе дифференцированно. В основном составе преступления таковым названы товары или иные предметы как оценочные категории. В квалифицированном составе  контрабанды дается исчерпывающий  перечень специального предмета данного  вида преступления: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или  взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое  и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения и  в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в  отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. 

Правильное определение  предмета контрабанды позволяет  отграничить уголовно-наказуемое деяние от административного правонарушения и квалифицировать это преступление по соответствующей части ст. 188 УК РФ. В части 2 ст. 188 УК предмет контрабанды  предельно четко конкретизируется в виде исчерпывающего перечня особых материальных образований, которые  сами по себе существенно повышают степень общественной опасности  посягательства в случаях их незаконного  перемещения через таможенную границу  нашего государства. 

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова слово "товар" означает продукт труда, изготовленный  для обмена, продажи.4  

Однако закон более  широко толкует это понятие. В  соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса  под товарами понимаются не только продукты труда, но и любое движимое имущество, в том числе и валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных  перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Любые продовольственные  и промышленные товары, а также  иные ценности, в том числе и  валютные, по уголовному законодательству Российской Федерации становятся предметом  преступления, если их контрабандное  перемещение через таможенную границу  соединено хотя бы с одним из признаков  состава данного посягательства и притом в крупных размерах. 

Одна из проблем  правильной оценки предмета контрабанды - оптовая или розничная цена (рыночная) должна быть взята за основу. В случае, если предметом контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ является большая партия какого- либо товара, колебания между  розничной и оптовой оценкой  будут весьма существенны и прямо  повлияют на оценку деликта как преступления, либо как административного правонарушения. 

Следует согласиться  с мнением Коптенко В.В. и Кочубей  М.А. по поводу применения оптовых цен  в тех случаях, когда перемещаемый товар предназначается для использования  в коммерческих целях. Если же размер (объем) товара и его индивидуальные признаки свидетельствуют о некоммерческих, личных целях его будущего использования, то обоснованным будет решение о  применении розничных рыночных расценок.10 

В целях единообразного определения оценки предмета контрабанды  за основу целесообразно брать таможенную стоимость товаров, поскольку она  является стоимостью товаров, которая  используется для обложения товаров  пошлиной, внешнеэкономической и  таможенной статистики, а также для  применения иных мер государственного регулирования торгово- экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В этом случае таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза). 

Информация о работе Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду