Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду в условиях развития внешнеторговой деятельности; в разработке путей и методов совершенствования уголовного законодательства в данном направлении.

Оглавление

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1 Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.2 Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.3 Предмет контрабанды.
1.4 Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.5 Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3 Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4 Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль8
2.5 Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

уголовно правовая характеристика.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

Следовательно, этот объективный признак состава  контрабанды состоит в обманном использовании фальсифицированных тем или иным способом пломб, печатей, штампов, цифровой, буквенной маркировки, фотографий, иллюстраций и любых  других средств таможенной идентификации  при перемещении товаров или  иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а  равно в использовании подлинного средства таможенной идентификации, но относящегося к другим товарам.  

Перемещение, сопряженное  с недекларированием 

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации (ст. 168 Таможенного  кодекса РФ). 

Декларирование производится путем заявления по установленной  форме (письменной, устной, путем электронной  передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. 

Форма и порядок  декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации (ст. 169 Таможенного кодекса РФ). 

Таким образом, рассматриваемая  разновидность контрабанды состоит  в том, что незаконно перемещаемые через таможенную границу товары вообще не декларируются, то есть об их наличии не заявляется в установленной  форме, декларант умалчивает об их существовании. 

Перемещение, сопряженное  с недостоверным декларированием 

В соответствии со ст. 279 Таможенного кодекса РФ недостоверное  декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации - это  заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Возникает двуединая задача - рассмотреть  понятия таможенный режим и другие сведения, необходимые для таможенных целей. 

Анализируя диспозиции ст. 188 УК РФ и ст.279 Таможенного кодекса  РФ, приходим к выводу, что контрабанда, сопряженная с недостоверным  декларированием, которое не влияет на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении  товаров через таможенную 

границу, помещении  их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, не представляет большой общественной опасности и должна наказываться только в административном порядке, то есть по ч.2 ст.279 Таможенного кодекса  РФ.17 

контрабанда законодательство преступление наказание

1.4 Субъект и субъективная  сторона контрабанды 

Субъектом контрабанды  может быть любое физическое вменяемое  лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст. 20 УК РФ), однако контрабанда  может совершаться как частными лицами (общий субъект), так и должностными лицами и представителями власти, к которым, например, относятся офицеры  контрольно-пропускных пунктов пограничных  войск, руководящие сотрудники таможенных органов, и другими категориями  должностных лиц (специальный субъект). Понятно, что если контрабанда, хотя и совершается должностным лицом  или представителем власти, но без  использования своего служебного положения  или властных полномочий, она признается совершенной общим субъектом. 

Среди возрастных групп  наибольшее число фактов контрабанды  приходится на лица в возрасте с 30 до 49 лет. Значительное снижение активности совершения данного преступления наблюдается  у лиц старше 50 лет. 

На первое место  в совершении контрабанды выдвинулись  неработающие граждане, значительную часть которых, как это известно из практики, составляют так называемые «челноки» - лица, совершающие регулярные заграничные поездки и занимающиеся поставкой товаров в виде промысла. 

Субъективная сторона  преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная  с совершением преступления. Она  образует психологическое, то есть субъективное, содержание преступления, поэтому является его внутренней (по отношению к  объективной) стороной. Вина как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию составляет ядро субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает полностью её содержания.18 

Другие утверждают, что контрабанда совершается  не только с прямым умыслом, но и  по неосторожности - в результате преступной небрежности. 

Несмотря на то, что  уголовный закон не содержит каких-либо прямых указаний на форму вины контрабанды, с субъективной стороны это преступление предполагает только прямой умысел. Кроме  того, контрабанда не может быть совершена не только по неосторожности, но и даже с косвенным умыслом. 

Субъективная сторона  контрабанды не однозначно рассматривается  в уголовно-правовой литературе. Большинство  авторов считают, что контрабанда  совершается только с прямым умыслом. 

Как правило, мотивом  совершения контрабанды является корысть, материальная заинтересованность. 

В частности, Н.Качев  отмечает, что с субъективной стороны  одна из характерных особенностей контрабанды  состоит в том, что "прежде всего  она совершается с практически  однородной мотивацией: статистически  на 97% контрабанда - корыстное преступление, рассчитанное на прибыль".19 

Закон не содержит никаких  указаний на мотивы и цели преступных действий. Из этого следует сделать  вывод, что названные признаки не входят в качестве обязательных в  субъективную сторону контрабанды  и не оказывают влияния на квалификацию содеянного, но учитываются при определении  меры наказания.

Глава 2. Ответственность  за контрабанду

2.1 Предмет контрабанды  как квалифицирующий признак  состава преступления (ч.2 ст. 188 УК  РФ) 

Согласно ч. 2 ст. 188 УК РФ квалифицированным предметом  контрабанды являются: 

1) наркотические  средства; 

2) психотропные вещества; 

3) сильнодействующие  вещества; 

4) ядовитые вещества; 

5) отравляющие вещества; 

6) радиоактивные  вещества; 

7) взрывчатые вещества; 

8) вооружения; 

9) взрывные устройства; 

10) огнестрельное  оружие; 

11) боеприпасы; 

12) ядерное оружие; 

13) химическое оружие; 

14) биологическое  оружие; 

15) другие виды  оружия; 

16) материалы и  оборудование, которые могут быть  использованы при создании оружия  массового поражения и в отношении  которых установлены специальные  правила перемещения через таможенную  границу Российской Федерации; 

17) стратегически  важные сырьевые товары в отношении  которых установлены специальные  правила перемещения через таможенную  границу Российской Федерации; 

18) культурные ценности, в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу Российской  Федерации. 

Указанные вещества и средства составляют квалифицированный  предмет контрабанды и ввоз их на территорию Российской Федерации  представляет повышенную общественную опасность. 

В отличие от некоторых  других преступлений, связанных с  наркотиками, например, предусмотренных  ст.ст. 228 УК РФ (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка  либо сбыт наркотических средств  или психотропных веществ) и 229 УК РФ (хищение либо вымогательство указанных  предметов), ч. 2 ст. 188 УК РФ не дифференцирует тяжесть наказания в зависимости  от размера незаконно перемещаемого  через таможенную границу наркотического средства: любое его количество рассматривается  законом как предмет контрабанды. 

Контрабандную активность по ввозу наркотических средств  в крупных размерах давно уже  отмечают и криминологи. Так, Н.Качев  констатирует: "Особо обращает на себя внимание контрабанда наркотиков. Ситуация здесь тревожна, ибо за последние годы значительно увеличилось  число лиц, осужденных за такую контрабанду. Если раньше эта проблема касалась нас лишь в той мере, в какой  приходилось сталкиваться с транзитами перемещения наркотиков через территорию СССР, то сейчас большинство осужденных за контрабанду наркотиков составляют граждане, "промышляющие" ввозом их в нашу страну"1. В связи с  этим в целях дифференциации ответственности  за контрабанду наркотических средств  целесообразно ч. 3 ст. 188 УК РФ дополнить  новым квалифицирующим признаком, предусматривающим наказание за контрабанду наркотических веществ  в особо крупных размерах.20 

Кочубей М.А. предлагает на законодательном уровне установить уголовную ответственность не только за контрабанду уже пригодного к  стрельбе оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, но и за контрабанду их составных  частей, запасных деталей, материалов и оборудования, которые могут  быть использованы для сборки, изготовления оружия.  

Такое предложение  связано с тем, что виновные во многих случаях предпочитают проводить  незаконные операции по перевозке, хранению и сбыту не готового оружия, а  составных частей, чтобы потом  осуществить его сборку и реализацию.21 

Однако, по нашему мнению, законодатель не исключает уголовную  ответственность лиц, перемещающих через таможенную границу Российской Федерации составные части оружия с целью последующей сборки. Указанные  действия должны быть квалифицированы  как покушение на контрабанду  оружия. Специфическим предметом  контрабанды являются материалы  и оборудование, которые могут  быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении  которых установлены специальные  правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Списки этих материалов и оборудования утверждаются распоряжениями Президента РФ.  

В заключении, можно  сделать вывод, что ч. 2 ст. 188 УК РФ содержит исчерпывающий перечень предметов  контрабанды, одни из которых обрисованы в законе родовыми признаками ("вооружение", "культурные ценности"), тогда как другие - видовыми признаками ("огнестрельное оружие", "наркотические средства", "психотропные", "ядовитые", "сильнодействующие" вещества. Роды и виды охватывают собой (включают в себя) огромное количество конкретных предметов, обладающих индивидуально- определенными свойствами. Однако их количество не безгранично. Оно, по общему правилу, ограничено строгими рамками установленных и зафиксированных в законе или подзаконном акте "Перечнях" соответствующих предметов. Из этого вытекает вторая важная особенность диспозиции ч.2 ст. 188 УК РФ. Она состоит в том, что указанная диспозиция имеет сложнейшую и чрезвычайно разветвленную бланкетную основу в виде Федеральных законов, Указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных документов Государственного таможенного комитета РФ. Это огромное количество нормативных источников. Ориентироваться в нем могут только профессионально высокоподготовленные юристы. Закон краток, предельно спрессован. И это обязывает должностных лиц правоприменительных органов учитывать в своей деятельности все особенности и сложности квалификации преступных деяний по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

2.2 Контрабанда, совершенная  неоднократно 

Одним из особо квалифицирующих  признаков контрабанды является неоднократность. Новый Уголовный  кодекс РФ впервые в истории Российского  законодательства раскрывает понятие  неоднократности преступлений в  статье 16, которая устанавливает, что  таковой признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных  одной статьей или частью статьи УК РФ. Совершение двух или более  преступлений, предусмотренных различными статьями кодекса, может признаваться неоднократным в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной  части УК РФ (например, п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ - кража, совершенная неоднократно). В ст. 188 УК РФ последнего варианта неоднократности  контрабанды не предусмотрено. Отсюда следует, что применительно к  анализируемому нами составу преступления, признак неоднократности может  образовать при определенных условиях только предшествующее совершение субъектом  именно контрабанды, а не какого- либо другого однородного деяния. Такой  точки зрения придерживаются многие авторы. При этом необходимо отметить, что хотя законодатель усиливает  уголовную ответственность за неоднократное  совершение контрабанды, в то же время  он не усиливает ответственность  за совершение данного преступления, если ему предшествовали преступления, однородные контрабанде, которые являются не менее общественно опасны. Это  такие преступления как незаконный экспорт технологий, научно-технической  информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при  создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте (ст. 193 УК РФ). Перечисленные  преступления также как и контрабанда  нарушают установленный законом  порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров  и иных предметов. 

Информация о работе Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду