Правила назначения административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Административное наказание за совершение административного правонарушения
назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об
административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное
деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды
административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые
его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного

Файлы: 1 файл

Правила назначения административных наказаний за совершение административного правонарушения.doc

— 49.00 Кб (Скачать)


          Правила назначения наказаний за совершение

                   административного правонарушения.

Административное наказание за совершение административного правонарушения

назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об

административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное

деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды

административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые

его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного

наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение

которой административное наказание было назначено.

Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать

дела об административных правонарушениях, ограничено:

·   выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных

санкцией статьи;

·  применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;

·  индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются

характер совершенного им административного правонарушения, личность

виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие

административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности,

указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение

данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются

характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и

финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие

административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьёй 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими

административную ответственность, признаются:

· раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение,

вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

· совершение административного правонарушения в состоянии сильного

душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

· совершение административного правонарушения беременной женщиной или

женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает

негативное отношение к содеянному и его последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Раскаяния правонарушителя проявляется в его определенных активных действиях.

Предотвращение вредных последствий административного правонарушения,

добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда

свидетельствует о том, что лицо осознает содеянное им, желает минимизировать

ущерб и предпринимает для этого конкретные действия. Для предотвращения

вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно

предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло. Добровольное

возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда – действия

правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных

последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости

поврежденного, либо предоставление равноценного имущества.

Под состоянием сильного душевного волнения понимается состояние

физиологического аффекта, который характеризуется эмоциональной вспышкой

высокой степени. Физиологический аффект выводит психику человека из обычного

состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в определенной степени нарушает избирательность в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и опасность своих действий, руководить ими в значительной степени понижена, что является основанием для признания совершения правонарушения в этом состоянии обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами понимаются

неблагоприятные факторы, под давлением которых лицо совершает то или иное

действие (бездействие). Стечением тяжелых личных и семейных обстоятельств

могут признаваться случаи внезапной тяжелой болезни самого лица, совершившего

административное правонарушение, или его близких родственников, серьезные

семейные конфликты, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на работе,

острый недостаток средств к существованию и др.

Наконец, как уже отмечалось, обстоятельства, смягчающие административную

ответственность, - совершение административного правонарушения

несовершеннолетним, а также беременной женщиной или женщиной, имеющей

малолетнего ребенка.

Первое обстоятельство обусловлено тем, что сознание лиц в возрасте от 16 до

18 лет еще находится в стадии становления и несовершеннолетний вследствие

недостатка жизненного опыта не всегда может объективно оценить сложившуюся

ситуацию. Поэтому требуется, чтобы судья, орган, должностное лицо,

рассматривающие дело об административном правонарушении, всесторонне изучили

обстоятельства совершенного правонарушения и данные, характеризующие личность

нарушителя.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, прежде всего исходя из заботы о здоровье женщины и ребенка, интересов малолетних детей. Говоря о наличии малолетнего ребенка как обстоятельстве, смягчающим административную ответственность, важно напомнить, что, согласно статье 28 Гражданского кодекса РФ, под малолетним понимается несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста.

Большинство из перечисленных обстоятельств могут быть учтены только в

отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Согласно статье 4.3. КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную

ответственность, относятся:

·   продолжение противоправного поведения, несмотря на требование

уполномоченных на то лиц прекратить его;

·   повторное совершение однородного административного правонарушения,

если за совершение первого административного правонарушения лицу уже

назначалось административное наказание, по которому не истек предусмотренный статьёй 4.6. КоАП РФ и рассмотренный ниже срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

·    вовлечение несовершеннолетнего лица в административное правонарушение;

·    совершение административного правонарушения группой лиц;

·    совершение административного правонарушения в условиях стихийного

бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

·    совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Однако судья, орган, должностное лицо, назначающие административное

наказание, в зависимости от характера совершенного административного

правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим.

Совершение административного правонарушения группой лиц свидетельствует об

определенной организации, объединений усилий для противоправного действия или

бездействия. Групповые правонарушения традиционно считаются более опасными,

что применимо как к проступкам, так и к преступлениям.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия, которыми признаются наводнения, пожары, землетрясения и т.д., или при других

чрезвычайных обстоятельствах (при чрезвычайном или военном положении, техногенных катастрофах и др.), осложняет правоохранительным органам возможность противодействовать незаконному поведению.

Указанные отягчающие обстоятельства, перечисленные в статье 4.3. КоАП РФ,

являются исчерпывающими, никакие другие факторы нельзя трактовать в качестве

таковых. Учет отягчающих обстоятельств позволяет усилить административную

ответственность в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ или закона

субъекта РФ об административных правонарушениях, применить дополнительное

наказание.

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об

административном правонарушении, могут также освободить лицо, совершившее

административное правонарушение, об административной ответственности и

ограничится устным замечанием при малозначительности совершенного

административного правонарушения. При этом должен учитываться прежде всего

характер совершенного правонарушения. Отличительным признаком

малозначительности правонарушения является то обстоятельство, что оно при

формальном наличие всех признаков состава правонарушения само по себе не

содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.

Анализируя общие правила назначения административного наказания, необходимо

затронуть вопрос об административной ответственности иностранных граждан, лиц

без гражданства и иностранных юридических лиц. Такие субъекты, совершившие на

территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат

административной ответственности на общих основаниях. Иностранные граждане,

лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на

континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ указанные в

статье 2.6. КоАП РФ административные правонарушения, также подлежат

административной ответственности на общих основаниях.

Важным принципом административной ответственности, базирующимся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, является недопустимость

удвоения административной ответственности. С учетом статьи 4.1. КоАП РФ никто

не может нести административную ответственность дважды за одно и то же

административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено

основное либо основное и дополнительное  административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или в законах субъектов РФ об

административной ответственности.

 



Информация о работе Правила назначения административных наказаний