Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду в условиях развития внешнеторговой деятельности; в разработке путей и методов совершенствования уголовного законодательства в данном направлении.

Оглавление

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1 Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.2 Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.3 Предмет контрабанды.
1.4 Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.5 Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3 Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4 Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль8
2.5 Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

уголовно правовая характеристика.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

  

Неоднократность как  признак особо квалифицированного состава контрабанды не имеет  никакой правовой специфики по сравнению  с другими преступлениями, в составах которых ее образуют предшествующее совершение или предшествующая судимость (специальный рецидив) за аналогичное (тождественное) преступление. Наличие  или отсутствие судимости не имеет  значения, решающим фактором здесь  является тождественность или однородность преступлений. При этом не имеет  значения и то, совершило ли ранее  лицо оконченный состав контрабанды (или  было судимо за него) либо приготовление  или покушение на данное преступление, а равно и то, являлось ли оно  его исполнителем или иным соучастником (подстрекателем, пособником, организатором,).22 

В новейшей юридической  литературе, посвященной анализу  правовых норм, в том числе и  ст. 16 УК РФ не поднимается и не обсуждается  вопрос о том, требуется ли квалификация, помимо неоднократности по ч. 3 ст. 188 УК РФ, еще и по совокупности преступлений, если первая контрабанда выразилась в покушении (приготовлении) или  в соучастии в той или иной форме. Такую форму в теории уголовного права именуют однородной неоднократностью. При разновременном совершении виновным двух и более самостоятельных  составов оконченной контрабанды в  качестве их соисполнителя этот вопрос не возникает, поскольку он разрешен самим законодателем в ч. 3 ст. 16 УК РФ, которая устанавливает: "В  случае, когда неоднократность преступлений, предусмотрена настоящим Кодексом в качестве обстоятельства, влекущего  за собой более строгое наказание, совершенные лицом преступления квалифицируются по соответствующей  части статьи Кодекса, предусматривающей  наказание за неоднократность "преступлений", то есть в данном случае только по ч. 3 ст. 188 УК РФ.  

Однако правовая ситуация несколько меняется, когда  последнему самостоятельному акту контрабанды  предшествовали покушение (приготовление) на данное преступление или соучастие  в нем. В приведенном случае формула  квалификации только по п. "а" ч. 3 ст. 188 УК РФ общую картину содеянного не раскрывает: из нее совершенно не видно, что же ранее совершил контрабандист - оконченное преступление, приготовление, покушение или соучастие в  нем. В этой связи в рассматриваемой  ситуации было бы правильнее с точки  зрения "чистоты" и точности уголовно-правовой оценки квалифицировать действия виновного  в зависимости от обстоятельств  дела по ст. 30 (или 33) ч. 1 ст. 188 УК РФ и  п. "а" ч. 3 ст. 188 УК РФ, тем более, что ст. 17 УК РФ допускает "совокупность преступлений, предусмотренных различными частями статьи Уголовного кодекса  РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено". Именно такая ситуация и имеет место в рассматриваемом  случае, и, как мы полагаем, не исключает  сочетания неоднократности и  совокупности разновременно совершенных  самостоятельных преступлений при  установлении и доказанности этих фактов в процессе их правовой оценки и  закрепления ее формулы в надлежащем процессуальном документе (постановлении  и предъявлении обвинения, обвинительном  заключении, приговоре суда). 

Контрабанда не признается совершенной неоднократно, если за ранее совершенное тождественное  преступление лицо было в установленном  законом порядке (например, ст. 75, 76, 77 УК РФ) освобождено от уголовной  ответственности либо судимость  за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята. Естественно, неоднократность отсутствует и  в тех случаях, когда за первую совершенную контрабанду истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ), либо сроки давности исполнения обвинительного приговора суда (ст. 83 УК РФ). Указанные обстоятельства автоматически прекращают юридические последствия ранее совершенного преступления, и в силу этого они не могут учитываться при установлении признака неоднократности. 

Отличительной чертой неоднократности является то обстоятельство, что каждая из составляющих ее контрабанда  сама по себе представляет собой юридически обособленное, отдельно взятое преступление, реализующее самостоятельно возникший  у субъекта умысел на его совершение. 

Следует отметить, что  контрабанда, совершенная неоднократно, в судебно-следственной практике встречается  крайне редко, если за первое тождественное  преступление виновный не был судим. Неоднократную контрабанду необходимо отличать от единого продолжаемого  преступления, под которым следует  понимать деяние, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, имеющих общую цель незаконного  перемещения товаров через таможенную границу РФ, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в совокупности одно целостное преступление. В единой продолжаемой контрабанде, в отличие от неоднократности, отдельные  тождественные преступные акты, следующие  друг за другом, тесно объективно и  субъективно взаимосвязаны между  собой и, по сути дела, представляют отдельные эпизоды, звенья единого  преступного поведения. При этом главное состоит в том, что  отдельные акты хотя и обособленные во времени, охватываются единым умыслом, который субъективно объединяет такого рода тождественные акты в  одно неделимое преступление.23

2.3 Контрабанда, совершенная  должностным лицом с использованием  своего служебного положения 

Другим особо квалифицирующим  признаком контрабанды является совершение ее должностным лицом  с использованием своего служебного положения. Уголовный кодекс РФ не содержит перечень должностных лиц, которые  могут использовать свое служебное  положение при совершении контрабанды. По мнению некоторых авторов под  должностными лицами применительно  к рассматриваемому преступлению (ст. 188 УК РФ) следует понимать таких  лиц, служебное положение которых  обязывает их осуществлять соответствующие  действия по досмотру перемещаемых через  границу товаров и иных предметов  и давать на это разрешение. К  ним относятся работники таможенной службы: начальники таможни, их заместители, инспектора, а также должностные  лица вышестоящих таможенных учреждений; начальники погранично-контрольных  пропускных пунктов, пограничных застав и другие лица, осуществляющие контроль на границе. 

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции  в государственных органах, органах  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях России. 

Должностное лицо, оказавшее  контрабандистам с использованием своего служебного положения то или  иное содействие в незаконном перемещении  ими товаров через таможенную границу, подлежит ответственности  за соучастие в совершении контрабанды. Если такие действия по службе совершены  им за материальное вознаграждение, его  действия должны квалифицироваться  по совокупности еще и по соответствующей  части ст. 290 УК РФ как за получение  взятки, а действия контрабандистов - по ст. 291 УК РФ (дача взятки). 

Признак "использование  служебного положения" должностным  лицом, совершающем контрабанду, необходимо понимать в буквальном смысле этого  юридического понятия. В подобных случаях  должностное лицо действует только в рамках своих служебных полномочий, совершает активные действия или, наоборот, не исполняет обязанности, которые  составляют его служебную компетенцию, определенную соответствующими нормативными документами (уставом, Таможенным кодексом, положением, приказом управомоченного  компетентного органа). Естественно, что при совершении контрабанды  должностное лицо злоупотребляет предоставленными ему по службе правами и полномочиями, действует вопреки интересам  службы.24 

Здесь следует учитывать, что для состава данного преступления необходимо, чтобы виновное лицо использовало свое служебное положение для  незаконного перемещения через  границу предметов контрабанды. Если же, например, работник таможни, выезжая  в другую страну в качестве туриста, пытается контрабандным путем провезти через границу какие-либо товары или иные предметы, то его действия не могут рассматриваться как  использование должностным лицом  своего положения. В данном случае он выступает как частное лицо или  лицо, которое, полагаясь на свое высокое  должностное или общественное положение, рассчитывает миновать таможенный контроль и, таким образом, безнаказанно совершить  контрабанду. 

Использование должностным  лицом своих служебных прав в  целях контрабанды является признаком  состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ, лишь в том  случае, когда именно служебное положение  облегчает совершение преступных действий. 

2.4 Контрабанда с  применением насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль 

О совершении контрабанды  с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, можно говорить в тех случаях, когда на лицо, осуществляющее контрольные  функции на таможенной границе, оказывается  физическое воздействие, например, наносятся  побои, причиняется легкий или средней  тяжести вред здоровью, чтобы принудить  его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу. Если насилие выразилось в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ, но и по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.  

Одни авторы считают, что физическое насилие включает нанесение ударов, побои, причинение легкого, средней тяжести, тяжкого  вреда здоровья потерпевшего и лишь причинение смерти не охватывается ч.З  ст. 188 УК РФ, поэтому должно дополнительно  квалифицироваться по ст. 105 УК РФ. Другие авторы утверждают, что действия виновного  должны квалифицироваться дополнительно  и в том случае, если потерпевшему причинен тяжкий или средней тяжести  вред здоровью (ст.ст. 111, 112 УК РФ). Некоторые  авторы полагают, что насильственные действия, применяемые в отношении  лица, осуществляющего таможенный контроль, могут выражаться лишь в сопротивлении, нанесении ударов, ссадин, синяков  при условии, что они не причиняют  вреда, вызывающего кратковременное  расстройство здоровья. В этом случае действия виновного также должны квалифицироваться по совокупности п. «в» ч.З ст. 188 УК РФ и ст. 115 УК РФ.25 

В связи с этим возникает немаловажный вопрос: какое  по степени тяжести физическое воздействие  на лицо, осуществляющее таможенный контроль, охватывается понятием «насилие» как  признаком контрабанды, а какое  выходит за его пределы и соответственно требует дополнительной квалификации по совокупности совершенных преступлений? Правильное разрешение этого вопроса  основывается на общем правиле: более  тяжкое (опасное) преступление никогда  и ни при каких условиях не может  быть признаком менее тяжкого (опасного) преступления. Исходя из этого, следует  признать, что "насилие" как признак  особо квалифицированного состава  контрабанды охватывает собой такие  действия и их последствия, как связывание, нанесение побоев, причинение легкого  вреда здоровью, средней тяжести, а также простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1 и п. «а», «б», «в», «г» ч. 2 ст.111 УК РФ), поскольку эти деяния являются менее общественно опасны или  предусматривают менее строгое  наказание, чем преступление, предусмотренное  п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ. Более тяжкое физическое насилие в виде особо  квалифицированных составов умышленного  причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 3 и ч. 4 ст. 111 УК РФ) и убийства (ст.105 УК РФ) не укладывается в рамки "насилия" как признака контрабанды и требует  дополнительной квалификации по совокупности с одной из указанных выше статей в зависимости от последствий, поскольку  они предусматривают ответственность  за более общественно опасные  преступления, чем контрабанда.26 

УК РФ угроза применения физического насилия не указана. Отсюда надо сделать единственно  возможный вывод: в анализируемой  правовой норме законодатель признает признаком особо квалифицированного состава контрабанды только применение физического насилия, а угроза таковым  не является. Однако контрабанда с  применением психического насилия, так же как и с применением  физического насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль, представляет, на наш взгляд, более высокую общественную опасность, чем «простая» контрабанда, и должна влечь более строгое  наказание, чем предусмотрено ч.1 ст. 188 УК РФ. 

Проанализируем понятие  деяний, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ применительно к особенностям рассматриваемого квалифицирующего признака и сформулируем на этой основе предложение  по совершенствованию диспозиции ч. 3 этой статьи. Диспозиции ч.1 и ч.2 ст. 188 УК РФ составлены так, что для контрабанды  не характерно применение насилия, а  напротив контрабандисты стремятся  обманным путем получить от таможенных органов добровольное разрешение на перемещение через таможенную границу  Российской Федерации товаров или  иных предметов. Насилие к лицу, осуществляющему  контроль, может быть применено тогда, когда контрабандистам не удалось  обманным путем переместить товары или иные предметы через таможенную границу, то есть когда преступление уже совершено и обнаружено. При  этом если основным способом перемещения  через таможенную границу товаров  является применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, то контрабандисту уже не нужно скрывать перемещаемые товары от таможенного  контроля, поскольку он устранил препятствие  для их перемещения через таможенную границу. Также не имеет значения какие документы предъявлялись  работникам таможни и какие использованы средства идентификации на перемещаемые товары. 

Таким образом, приходим к выводу, что перемещение товаров  или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации с  применением насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль, является не только квалифицирующим признаком, но и  одним из способов контрабанды. В  связи с этим целесообразно диспозицию ч. 3 ст. 188 УК РФ изложить в следующей  редакции: "Перемещение через  таможенную границу Российской Федерации  товаров или иных предметов, указанных  в части первой или второй настоящей  статьи, с применением насилия  либо с угрозой его применения к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а равно деяния предусмотренные  частями первой или второй настоящей  статьи, совершенные: 

Информация о работе Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду