ФСИН в системе правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:03, дипломная работа

Краткое описание

Приступая к исследованию темы «ФСИН в системе правоохранительных органов» нужно отметить, что в целом правоохранительные органы России пережили сложный период в ходе перестройки общества, начавшейся в 1991году, и поскольку переходный период характеризовался очень большими напряжением всего общества, наличием острых противоречий на всех уровнях общественного уклада и необходимостью создавать новые институты или реформировать старые, в том числе, и систему правоохранительных органов, при наличии значительных положительных изменений в этой системе, все же имеется проблемы, которые предстоит еще решать.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМИЩЕ.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

       Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

       Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Профилактический потенциал в исправительных учреждениях сохраняет и профессиональное обучение осужденных с последующим рациональным привлечением к труду с учетом новых реалий производственно-хозяйственной деятельности. Эффективное осуществление всего этого комплекса мероприятий возможно усилиями не только начальников отрядов, но и психологов при содействии сотрудников иных служб и подразделений исправительных учреждений.

       За  время функционирования исправительно-трудовой (уголовно - исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными.    Тем не менее, эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально-экономических, политических, государственно-правовых, нравственно-этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности.

       Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача ФСИН из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание работы25.

       Все  это обусловило необходимость  подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования ФСИН, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях ФСИН.

       Отдел психологической адаптации проводит психологическую работу с осужденными, способствующую их направлению  и перевоспитанию.

       Психолого-педагогическое  обеспечение воспитательной работы  осуществляет отдел психологической адаптации. Он занимается развитием психологической службы ФСИН, совершенствованием ее организационно-штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров, создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов ФСИН, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем; разработкой и внедрением психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях ФСИН, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных; оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;  разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы: обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы; организация в учреждениях ФСИН нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных; использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.); реализация целенаправленного психолого-педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий; организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях); формирование нравственно-правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга; формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками ФСИН в направлении отношений партнерства; организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления; поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие; привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб учреждений ФСИН, представителей общественности; использование в воспитательной работе с осужденными положительного влияния режимных требований; сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.

       Для  амбулаторного медицинского обслуживания  осужденных по решению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации могут создаваться медицинские учреждения.

       Медицинский отдел отвечает за обеспечение предупреждения заболеваний и их лечения Отдел воспитательной работы занимается вопросами организации воспитательных мероприятий осужденных, повышением образовательного и культурного уровня осужденных, приобретения специальности. Для амбулаторного медицинского обслуживания осужденных по решению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации могут создаваться медицинские учреждения.

       Стационарное медицинское обслуживание осужденных осуществляется учреждениями органов здравоохранения по месту нахождения исправительных учреждений в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации26.

       Во время содержания осужденных в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночных камерах питание неработающих осужденных осуществляется по пониженным нормам. С учетом медицинского заключения питание этих осужденных может осуществляться по обычным нормам.

       Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники воспитательных колоний или лица, их замещающие. Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 УИК мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений ФСИН  или лица, их замещающие.

       Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

       На осужденных распространяются условия содержания, установленные УИК для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание  в тюрьме. Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных  не осуществляются; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные имеют право ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, не превышающую 20 процентов минимального размера оплаты труда. На осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных в воспитательной колонии, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных.

       Законодатель  устанавливает в исправительных  учреждениях  формальный контроль за осужденными, реализуемый уполномоченными на то службами этих учреждений, что может обеспечить поддержание на оптимальном уровне режима содержания осужденных. Однако эта цель может быть достигнута, если данная деятельность надлежащим образом регламентирована (исправительные учреждения приспособлены к дифференцированному содержанию осужденных; комплектования режимных служб сотрудниками, пригодными качественно выполнять возложенные на них обязанности).

       В  2001-2006 годах проводилась реформа  ФСИН, которая предполагает: обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально-педагогической запущенности осужденных; педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными; создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения; сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов; усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно-полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта; развитие форм самоуправления в деятельности учреждений ФСИН посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам; направление потенциала всех сотрудников учреждений ФСИН на осуществление непрерывного психолого-педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными: разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее организации и проведения в учреждениях ФСИН совершенствование нормативно-методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации; изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих "степень исправления" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.

       Гуманизация  условий отбывания наказания выражается в обеспечении социально – правовой и социально – психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки; создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы; расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;  обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправительных учреждений в местной печати, телевидения; создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов; обеспечение педагогически целесообразных условий для стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмотренных законом.      

       Совершенствование  управления отрядной системой  в исправительных учреждениях:  дальнейшее развитие организационно-управленческих  структур отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению; педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными; развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем); укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, техникой, спортинвентарем.      

    Укрепление взаимодействия учреждений ФСИН с общественностью: привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.); привлечение средств массово информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи; развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства; налаживание отношений центрального и территориальных органов ФСИН с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе - совершенствовании воспитательной работы с осужденными27.

       Дифференциация  воспитательной работы с учетом  особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений ФСИН, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на: осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;  осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ - инфицированных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах; осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Использование в воспитательной работе возможностей общеобразовательного и профессионального обучения осужденных28

       Общеобразовательное  обучение и профессиональная  подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного. 
Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения. Представляется также целесообразным:  обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания; организация системы профинформации и профориентации в учреждениях ФСИН для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения. Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача ФСИН из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных.

       Воспитательная  работа с осужденными - это  система педагогически обоснованных  мер, способствующих преодолению  их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.  
       Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников ФСИН с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций.

Информация о работе ФСИН в системе правоохранительных органов