ФСИН в системе правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:03, дипломная работа

Краткое описание

Приступая к исследованию темы «ФСИН в системе правоохранительных органов» нужно отметить, что в целом правоохранительные органы России пережили сложный период в ходе перестройки общества, начавшейся в 1991году, и поскольку переходный период характеризовался очень большими напряжением всего общества, наличием острых противоречий на всех уровнях общественного уклада и необходимостью создавать новые институты или реформировать старые, в том числе, и систему правоохранительных органов, при наличии значительных положительных изменений в этой системе, все же имеется проблемы, которые предстоит еще решать.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМИЩЕ.doc

— 384.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Приступая к исследованию темы «ФСИН в системе правоохранительных органов» нужно отметить, что  в целом правоохранительные органы России пережили сложный период в ходе перестройки общества, начавшейся в 1991году, и поскольку переходный период характеризовался очень большими  напряжением всего общества, наличием острых противоречий на всех уровнях общественного уклада и необходимостью создавать новые институты или реформировать старые, в том числе, и систему правоохранительных органов, при наличии значительных положительных изменений в этой системе, все же имеется проблемы, которые предстоит еще решать. В структуре правоохранительных органов Российской Федерации ФСИН имеет особое место. ФСИН  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Изменения в уголовном  законодательстве в целом, характеризующееся  демократизацией, гуманизацией, соответствием нормам правового общества коснулось и ФСИН. Прошедшие годы характеризовались интенсивной правотворческой работой. Были созданы новые УК, УИК, УПК, Закон об учреждениях и органах исполнения наказания в виде лишения свободы, закон об ОРД и другие правовые документы, регулирующие уголовно – исполнительную систему. Кроме того, были изданы и правовые документы, касающиеся только деятельности ФСИН.

ФСИН была выделена в  специальную систему, занимающуюся исполнением наказаний, связанных с лишением свободы. Проблемы содержания заключенных в учреждениях ФСИН в соответствии с международными  законодательными документами по правам человека, ресоциализации заключенных, соблюдение режима, предотвращения правонарушений в учреждениях ФСИН все еще  имеют не решенные аспекты.

Актуальность исследования определяется необходимостью выявления этих проблем и поиска путей их решения. Вопросы деятельности ФСИН по укреплению правопорядка является неотъемлемой и важной составной частью проблемы укрепления конституционного института прав и свобод человека в России, решение которой связано с необходимостью оптимизации процесса реализации кары и ресоциализации осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Реформа   уголовно-исполнительной   системы    предполагает   активное использование средств исправительного воздействия и включает  в  себя  целый комплекс политико-правовых,  организационных и идеологических  мероприятий направленных на повышение эффективности пенитенциарной системы.  Перед учреждениями ФСИН стоит общая со всеми правоохранительными органами цель - защита и укрепление правого порядка в   Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает соответствующее правоотношение возникающее в связи с осуществлением ФСИН своей деятельности.

Предметом исследования являются: деятельность ФСИН по обеспечению исполнений наказаний и правовое регулирование.

Цель работы: выявление специфических особенностей ФСИН в системе правоохранительных органов.

Система методов:

1) метод диалектического  материализма;

2) общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия;

3)частнонаучные:  исторический,  теоретический, сравнительно-правовой, формально-логический;

4) конкретно-социологические:  наблюдение, изучение документов.

 

 

 

Задачи:

  • Дать характеристику органов и учреждений исполнения наказаний и места ФСИН в системе правоохранительных органов;
  • Описать источники правового регулирования деятельности ФСИН;
  • Определить понятие и признаки деятельности ФСИН
  • Охарактеризовать ОРД, УПД, АД в системе ФСИН

Изменения в социально-политическом и экономическом развитии общества в современный период не могли не отразиться на деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России). Реформирование данной службы, подчиненное происходящим государственным преобразованиям в стране, одновременно означает изменения в уголовно-исполнительном законодательстве, правовом регулировании и деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России.

Объективная оценка современного состояния правового регулирования  системы ФСИН предполагает дальнейшее совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и их эффективной реализации в практической деятельности при строгом соблюдении законности исполнения наказания. Нет сомнения в том, что реформирование ФСИН - это сложный и длительный процесс, требующий научного обеспечения. Полагаем, что данное исследование места ФСИН  в системе правоохранительных органов  поможет выявить особенности реформировании ФСИН в целом.

          В качестве объекта исследования выступает система правоохранительных органов РФ.

Предметом исследования является:  деятельность ФСИН по обеспечению  исполнения наказания.

В исследовании мы использовали работы следующих авторов: Смирнова Л.Б.1, Агаркова А.В.2, Калинина Ю.И.3, Селиверстова В.И.4 и документы: Уголовно-исполнительный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Закон об учреждениях, Закон об ОРД,  Конституция РФ, Основные положения ФСИН и др.

       Однако труды указанных ученых издавались главным образом до реорганизации УИС и введения в действие УИК РФ. В них в основном рассматривались отдельные правовые и организационные аспекты функционирования учреждений  УИС без их комплексного исследования.

       Методологическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, статистический, формально-логический, обобщения и анализ документов. При освещении теоретических положений авторы опирались на труды ведущих ученых в области общей теории права, науки уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного нрава и криминологии. Рассмотрение действующего законодательства и формулирование практических рекомендаций осуществлялось через призму их соответствия Конституции России и международным актам, регулирующим вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе  к анализу проблем, связанных  с исполнением наказания в учреждениях ФСИН. Результаты исследования позволили сформулировать предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в ФСИН. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведено теоретическое исследование системы ФСИН.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и практической деятельности ФСИН. Их внедрение позволит совершенствовать практическую деятельность администрации ФСИН по установлению порядка и условий содержания осужденных в исправительных заведениях, как мощного средства в достижении целей уголовного наказания.

Работа состоит из  введения, двух глав, заключения и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и место  ФСИН в системе правоохранительных органов

    1. Понятие органов и учреждений исполнения наказания и место ФСИН в системе правоохранительных органов

       В первом параграфе положения о федеральной службе наказаний, утвержденной указом президента РФ от 13 октября 2004 года дано понятие ФСИН: Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания5.

      ФСИН России подведомственна Минюсту России. Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях  восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, то достижение этих целей является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание.

       Достижение  целей наказания в процессе  его исполнения относится   к числу важных и сложных  проблем и предполагает создание специальной системы уголовно – исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями в области права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.

       В  соответствии с основными задачами  ФСИН России являются6:

1. Исполнение в соответствии  с законодательством РФ уголовных  наказаний, содержанием под стражей  лиц, подозреваемых либо обвиняемых  в совершении преступлений и подсудимых;

2. Контроль за поведением  условно осужденных, которым судом  предоставлялась отсрочка отбывания наказания;

3. Обеспечение охраны  прав, свобод и законных интересов  осужденных и лиц, содержащихся  под стражей;

4. Обеспечение правопорядка  и законности в учреждениях (исполняющих наказания в виде лишения свободы) и в специальных изоляторах; обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных лиц  находящихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений и следственных изоляторов;

5. Охрана и конвоирование  осужденных и лиц, содержащихся  под стражей, по установленным  маршрутам конвоирования, конвоирования  граждан РФ, лиц без гражданства  на территории РФ, а также иностранных  граждан и лиц без гражданства  в случае экстрадиции;

6. Создание осужденным  и лицам, содержащимся под стражей,  условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям  международных договоров РФ и федеральных законов;

7. Организация деятельности  по оказанию помощи в социальной адаптации;

8.Управление территориальными  органами ФСИН России и непосредственно  подчиненными учреждениями.

       В  названном Положении  в развитие  норм УИК РФ подчеркивается, что  ФСИН  России функционирует во  взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и организациями.

       К  исполнению уголовных наказаний  привлекаются также органы и  должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно – исполнительного права.

       Исполняющие  наказания учреждения и органы, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.

       Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

а) учреждения уголовно –  исполнительной системы:

  • Уголовно – исполнительные инспекции,
  • Исправительные центры,
  • Арестные дома,
  • Исправительные учреждения;

б) дисциплинарная воинская часть;

в) гауптвахты для осужденных  военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт.

       Уголовно  – исполнительная инспекция является  учреждением в структуре органов  Минюста РФ, исполняющим в соответствии  с уголовно – исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно – исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно – исполнительных инспекциях7.

       Основными  задачами инспекций являются:

  • Исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
  • Контроль за поведением условно  осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;
  • Предупреждение преступлений и иных правонарушений.

       В  соответствии с законодательством  Российской Федерации на инспекции возлагается следующие основные  обязанности:

  • Ведение учета осужденных;
  • Разъяснение осужденным порядка и условий  отбывания наказаний;
  • Организация  и проведение воспитательной работы с осужденными  к лишению  права занимать определенные должности или заниматься  определенной  деятельностью и к исправительным работам;
  • Согласование  с органами местного самоуправления объектов для обязательных работ;
  • Направление при необходимости осужденных к исправительным работам в органы занятости населения для трудоустройства;
  • Контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных  судом и инспекцией;
  • Выдача разрешений осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания и согласование вопроса с администрациями организаций, в которых они работают, о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • Проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься  определенной деятельностью, условно осужденных и осужденных женщин, местонахождение которых неизвестно;
  • Внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания  осужденными наказания и освобождения от наказаний;
  • Выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными новых преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению.

Информация о работе ФСИН в системе правоохранительных органов