ФСИН в системе правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:03, дипломная работа

Краткое описание

Приступая к исследованию темы «ФСИН в системе правоохранительных органов» нужно отметить, что в целом правоохранительные органы России пережили сложный период в ходе перестройки общества, начавшейся в 1991году, и поскольку переходный период характеризовался очень большими напряжением всего общества, наличием острых противоречий на всех уровнях общественного уклада и необходимостью создавать новые институты или реформировать старые, в том числе, и систему правоохранительных органов, при наличии значительных положительных изменений в этой системе, все же имеется проблемы, которые предстоит еще решать.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМИЩЕ.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

       ФСИН России подведомственна Минюсту России. Основными задачами ФСИН России являются:

  • Исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержанием под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступления.
  • Контроль за поведением условно осужденных, которым судом предоставлялась отсрочка отбывания наказания;
  • Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных  и лиц, содержащихся под стражей;
  • Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы,  и в специальных изоляторах;
  • Обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных  лиц содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений и следственных изоляторов;
  • Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан РФ, лиц без  гражданства на территории РФ,  а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае экстрадиции;
  • Создание осужденным и лицам, содержащимся пол стажей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов;
  • Организация деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации;
  • Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

       ФСИН осуществляет уголовно – процессуальную, оперативно – розыскную,  и уголовно  - исполнительную деятельность и вместе с другими правоохранительными органами занимает значительное место в системе государственных органов, осуществляющих внутреннюю безопасность РФ.

       Немаловажную роль  в системе  играют следственные изоляторы

(СИЗО), в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, в том числе оказывают содействие в раскрытии преступлений.

       Исправительные колонии обеспечивают отбывание наказания  лицам, осужденным за совершение преступлений  по приговору суда, вступившим в законную силу.

 

1.2.Правовое  регулирование деятельности ФСИН

     В положении о ФСИН в пункте четвертом определяются основы правового регулирования ФСИН: ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, Положением о ФСИН и др.

       Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (Ст. 114 Конституции РФ).

       Кроме конституции, деятельность ФСИН регламентирована основными законодательными документами, регулирующими отношения в сфере уголовного права, а именно Уголовным кодексом РФ, Уголовно - процессуальным кодексом РФ, Уголовно - исполнительным кодексом РФ, Законом об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы со всеми поправками и дополнениями.

       Кроме  того, деятельность ФСИН регламентируют ведомственные законодательные акты, такие как Положение о ФСИН14. Эти и другие правовые документы ФСИН должны соответствовать конституции РФ, а так же международному праву.

       Особую значимость в новых условиях реформирования ФСИН приобретают нормативные правовые акты Правительства России. Целесообразно выделить две группы правительственных решений по вопросам исполнения уголовных наказаний. Одна из них включает постановления, направленные на обеспечение жизнеспособности уголовно-исполнительной системы, ее нормальное функционирование на современном этапе реформы. Другая группа состоит из нормативных актов, принятие которых делегировало Правительству уголовно-исполнительного законодательства.

        Нормативные правовые акты первой группы принимаются по текущим вопросам деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, когда требуется решение проблемы на правительственном уровне. Много таких проблем возникло с передачей ФСИН в Министерство юстиции.       Председатель Правительства России в выступлении на Всероссийском совещании руководителей органов юстиции в декабре 1997 года отмечал: "Мы обязаны сохранить кадровый потенциал ФСИН, а это 300 с лишним тыс. сотрудников, гарантировать им в будущем все льготы и привилегии, которыми они пользуются сегодня. Исключительно важно не растерять по дороге из МВД в Минюст материально-техническую базу системы"15.  Для того чтобы этого не произошло, следовало найти наиболее эффективные решения, и об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 30 октября 1998 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ", распространившее действие нормативных правовых актов Правительства России, регулирующих деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ, на ФСИН Минюста. Выполнение данного Постановления, безусловно, сыграло роль стабилизирующего фактора в сложный для системы исполнения уголовных наказаний период. В связи с возложением на учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, Правительство РФ 5 апреля 1999 г. приняло соответствующее Постановление16, которое определило порядок и условия выполнения этой новой для уголовно-исполнительной системы задачи.

       Особое значение в период передачи ФСИН из МВД в Минюст России имели совместные нормативные правовые акты этих министерств. Общий Приказ N 495/90 от 30 июля 1998 г. обязывал руководителей всех уровней на этапе передачи обеспечить надлежащий правопорядок, не допустить массовых беспорядков, групповых эксцессов, роста тяжких преступлений в местах лишения свободы. С этой целью была разработана и введена в действие инструкция МВД и Минюста об организации взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности. Утверждены приказы о порядке использования систем связи, автоматизированной обработки и передачи информации МВД и уголовно-исполнительной системы Минюста, о совместном использовании архивов и о реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

       По сравнению с ранее действовавшим Исправительно-трудовым кодексом РСФСР новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ внес весьма существенные изменения в режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

       ФСИН осуществляет свою деятельность в относительно нелегких условиях социально – политической и экономической обстановки, характеризующийся невысоким уровнем производства, низким благосостоянием значительной части населения, безработицы.

       Как следствие этого, объективно ухудшается и социально-правовая характеристика лиц, осужденных к лишению свободы, отличающихся повышенной криминогенностью.

        В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации  Регламент устанавливает общие правила организации исполнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.

       В административном регламенте отражена характеристика исполнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов ФСИН.

       Регламент основан на федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, Типовом  регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Положении о Федеральной службе исполнения наказаний. Регламент утверждается директором ФСИН России по согласованию с Минюстом России. Регламент содержит последовательность действий по исполнению государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов ФСИН России и нормативные сроки осуществления таких действий.

       Положения Регламента не могут противоречить положениям Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

При осуществлении своих  полномочий по правовому обеспечению  деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) ФСИН России непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

             Порядок взаимодействия ФСИН  России с другими федеральными  органами исполнительной власти при осуществлении согласованных действий по реализации государственных функций в сфере нормативного регулирования определяется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти.

       ФСИН России в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, а также организует проверку их исполнения Правом издания индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности обладают директор ФСИН России, руководители территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо лица, их замещающие.

       ФСИН России принимает нормативные правовые акты по вопросам исполнения уголовных наказаний и деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

       ФСИН России  не в праве осуществлять в  установленной сфере деятельности нормативно – правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Правом издания нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, обладает директор ФСИН России либо лицо, его замещающее. Структурные подразделения ФСИН России, территориальные органы и учреждения УИС не вправе издавать нормативные правовые акты. Правовое регулирование в области исполнения уголовных наказаний в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Правом издания нормативных правовых актов Минюста России в установленной сфере деятельности обладает Министр юстиции Российской Федерации либо лицо, его замещающее. Проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России, вносятся Министру юстиции Российской Федерации директором ФСИН России.

       Минюст  России при разработке нормативного  правового акта, затрагивающего интересы ФСИН России, привлекает специалистов  ФСИН России по согласованию с ее руководителем. Разработанный проект нормативного правового акта направляется в ФСИН России для дачи заключения. Поступившие в установленный срок заключения по проекту нормативного правового акта подлежат рассмотрению Министром юстиции Российской Федерации.

       В случае если проект нормативного правового акта Минюста России, регулирующего правоотношения в сфере деятельности ФСИН России, содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность ФСИН России с другими федеральными органами исполнительной власти, он подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующей сфере деятельности, либо ими издается совместный акт. ФСИН России участвует в подготовке проектов актов межведомственного характера. В состав межведомственной рабочей группы могут входить руководители ФСИН России, а также иные лица, уполномоченные представлять позиции ФСИН России.

       Нормативные правовые акты ФСИН России, принятые в соответствии с ее компетенцией и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       По поручению Минюста России ФСИН России участвует в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности УИС.

       ФСИН России вправе вносить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России, а также предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности. Указанные предложения вносятся Министру юстиции Российской Федерации директором ФСИН России.

       Таким образом, на основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что деятельность ФСИН урегулирована  Конституцией РФ  и международно-правовым  договором,  а также  системой федеральных законов, а именно Уголовным  кодексом РФ, Уголовно – процессуальным кодексом РФ, Уголовно – исполнительным кодексом РФ, законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

      Кроме того, деятельность ФСИН регламентируют ведомственные законодательные акты, такие как Положение о ФСИН, Регламент ФСИН, ведомственные приказы и инспекции по ФСИН, определяющие структуру, компетенцию, порядок деятельности службы в целом и отдельных структурных подразделениях.

Информация о работе ФСИН в системе правоохранительных органов