Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:03, дипломная работа
Приступая к исследованию темы «ФСИН в системе правоохранительных органов» нужно отметить, что в целом правоохранительные органы России пережили сложный период в ходе перестройки общества, начавшейся в 1991году, и поскольку переходный период характеризовался очень большими напряжением всего общества, наличием острых противоречий на всех уровнях общественного уклада и необходимостью создавать новые институты или реформировать старые, в том числе, и систему правоохранительных органов, при наличии значительных положительных изменений в этой системе, все же имеется проблемы, которые предстоит еще решать.
Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых - по жалобам граждан.
Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
В соответствии со ст. 1 УИК РФ обеспечение прав осужденных является одной из основных задач в деятельности исправительных учреждений.
Улучшились условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Эта работа проводилась по двум направлениям: развитие материально-технической базы и сокращение "тюремного" населения. Осуществлены реконструкция и строительство многих объектов уголовно-исполнительной системы, подготовлена федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы".
Реализуются конституционные права подследственных и осужденных на охрану здоровья. В настоящее время исполняется Федеральная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы". Достигнуты положительные перемены в медицинском обеспечении осуждённых. Доведено до установленных нормативов обеспечение исправительных учреждений и следственных изоляторов необходимым набором медикаментов. На 3,5 мест увеличилась емкость противотуберкулезных стационаров.Созданы центральная, межрегиональные и региональные лаборатории. В результате заболеваемость в учреждениях снизилась на 13%, а общий уровень смертности среди осужденных – на 22,4%.
Обеспечиваются
конституционные права
Минюстом России принимаются меры по расширению практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы. Федеральным законом от 9 марта 2001 года №25 реализованы меры по ограничению применения меры пресечения в идее заключения под стражу. Названные законодательные новеллы нашли свое отражение в новом Уголовно – процессуальном кодексе, вступившем в действие с 1 июля 2002 года.
Реализация принятых законодательных актов, введение в действие нового УПК Российской Федерации привели к сокращению численности контингента в 2002 году в местах лишения свободы на 102,9 тыс. человек (10,5%), в том числе в СИЗО- на 66 тыс. человек (32,7%). Снижение численности лиц, содержащихся в изоляции от общества, позволило существенно улучшить условия содержания, приблизить их к требованиям международных стандартов. В итоге достигнутые в России результаты проводимой уголовно-исполнительной политики рассматриваются мировым сообществом как значительное продвижение вперёд. Изменение российского законодательства с учетом требований и рекомендаций европейских стандартов и правил являются свидетельством выполнения взятых при вступлении Российской Федерации в Совет Европы обязательств в части исполнения уголовных наказаний. Это подтверждают и выводы руководящей группы экспертов Совета Европы по реформированию ФСИН России.
Особое внимание уделяется проблеме соблюдения прав наиболее социально уязвимых категорий лишенных свободы, прежде всего, несовершеннолетних и женщин. В последние годы значительно смягчены нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в отношении этих лиц. Действующее уголовно – исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Принят ряд законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативных актов, закрепивших юридические гарантии обеспечения прав и законных интересов, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, создания более гуманных условий их содержания в местах изоляции от общества, ратифицированы основополагающие международные соглашения в области прав человека.
Важным шагом в реформировании системы исполнения уголовных наказаний стало создание в октябре 2001 года в Министерстве юстиции России специальной службы по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. В Главном управлении исполнения наказаний Минюста России создан соответствующий отдел, а в территориальных органах ФСИН - институт помощников начальника по правам человека. Этим должностным лицам предоставлены широкие права. Они независимы при осуществлении своих действий и подотчетны только начальнику, их полномочия распространяются на все учреждения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. В их обязанности, в частности, входит выявление фактов нарушения прав человека, подготовка предложений по устранению недостатков и восстановлению прав и свобод граждан, находящихся в местах лишения свободы и персонала. Можно сделать заключение о характере уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и иной деятельности ФСИН по исполнению наказаний24.
Так как подавляющее число преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы, составляют преступления, обладают специфическими чертами, которые обусловливаются специфическим субъектом их совершения – лицом, отбывающим наказание, и местом их совершения – исправительным учреждением, то на современном этапе органы, осуществляющие расследование преступлений, совершенных в исправительных учреждениях, не в достаточной степени обладают знаниями об уголовно - процессуальных мерах обеспечения безопасности осужденных, а, следовательно, не учитывают и не применяют их в расследовании. Следствие этого – низкий процент раскрываемости преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы. Страдает качество расследования выявленных преступлений. Отмеченное подтверждается и тем, что количество уголовных дел, направленных в суд, гораздо ниже количества уголовных дел, возбуждаемых по преступлениям, поэтому мы подчеркнули, что в соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
В данном параграфе, мы доказали, что ФСИН является полноценным правоохранительным органом, так как специфика задач обуславливает его режим работы как правоохранительного органа:
В настоящее время деятельность по обеспечению режима и надзора в СИЗО и тюрьмах регламентируется Инструкцией об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно – исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюст России от 10 октября 2005 года №264. инструкция определила обязанности персонала следственных изоляторов и тюрем уголовно – исполнительной системы по соблюдению прав, законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечение строгой изоляции режима и надзора за ними, а также обеспечение функционирования учреждений пи возникновении чрезвычайных обстоятельств. Условия отбывания наказания и деятельность ФСИН в определении УИК РФ (с изменениями на 16 марта 1999года).
Деятельность учреждений ФСИН осуществляют различные подразделения этих учреждений. Отдел спецучета центра ФСИН ведет учет осужденных к лишению свободы; разъясняет порядок и условия отбывания наказания; организует трудовое и бытовое устройство осужденных; обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания; осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания, отвечает за соблюдение в исправительных учреждениях ФСИН, правил внутреннего распорядка.
Отдел безопасности занимается осужденными
к лишению свободы,
Отдел охраны обеспечивает охрану и изоляцию заключенных от общества.
В
функции оперативного отдела
входят действия по
Отдел тыла занимается хозяйственными делами.
Отдел
спецучета ведет прием,
Отдел воспитательной работы ФСИН, где работают осужденные, обеспечивает их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки; обеспечивает получение ими начального профессионального образования или профессиональную подготовку и участвует в создании необходимых жилищно-бытовых условий.
В
исправительных учреждениях
В
целях повышения эффективности
воспитательного воздействия
Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных.
Педагогические коллективы образовательных учреждений ФСИН оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников ФСИН с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций.
Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития, самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально-полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах ФСИН.
Информация о работе ФСИН в системе правоохранительных органов