Туристическое агентство ООО «Аксима»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – изучить методы исследования рынка, выбрать наиболее эффективные и рассмотреть на примере предприятия.
Объект исследования – сфера предоставления туристических услуг и методы маркетинговых исследований. Предмет исследования – качество маркетинговых исследований в ООО «Аксима».

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Информационное обеспечение исследований рынка
1.1. Маркетинговые исследования
1.2. Методы сбора первичной информации
Маркетинговый анализ рынка туристических услуг
2.1. Характеристика услуг
2.2. Структура и анализ отрасли
2.3. Анализ конкурентов
2.4. Характеристика потребителей
2.5. Формы продвижения услуги
2.6. Особенности сбытовой сети
2.7. Выводы по главе 2
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия
3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности
3.2 Разработка тура
3.3 Оценка экономического эффекта предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2.docx

— 97.21 Кб (Скачать)

 

Введение

 

ГЛАВА 1. Информационное обеспечение исследований рынка

 

1.1. Маркетинговые исследования

 

1.2. Методы сбора первичной информации

 

Маркетинговый анализ рынка туристических услуг

 

2.1. Характеристика услуг

 

2.2. Структура и анализ отрасли

 

2.3. Анализ конкурентов

 

2.4. Характеристика потребителей

 

2.5. Формы продвижения  услуги

 

2.6. Особенности сбытовой  сети

 

2.7. Выводы по  главе 2

 

Глава 3. Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности  деятельности предприятия 

 

3.1 Основные мероприятия  по повышению эффективности деятельности 

 

3.2 Разработка тура

 

3.3 Оценка экономического  эффекта предложенных мероприятий

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

Введение

В условиях современной рыночной экономики каждое предприятие старается  использовать все свои ресурсы по максимуму для успешности ведения  дел. Знание информации о внутренней и внешней среде является преимуществом фирмы на фоне других.

В начале XX века большинство фирм были мелкими, и их работники знали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь со своими постоянными клиентами. В дальнейшем стали проявляться и усиливаться три тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и более доброкачественной информации:

  1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном масштабе. Фирмы постоянно расширяют территорию своего рынка, и её управляющие уже не знают своих клиентов непосредственно. Необходимы новые пути сбора маркетинговой информации.
  2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. По мере роста своих доходов, покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на различные характеристики, оформление и прочие свойства товаров. Возникает необходимость проведения специальных маркетинговых исследований.
  3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Продавцы всё шире пользуются неценовыми методами маркетинга, такими, как присвоение товарам марочных названий, реклама и стимулирование сбыта. Возникает необходимость в формировании системы обратной связи, обеспечивающей информацию о том, как реагирует рынок на использование этих методов.

Для того чтобы реализовать  эти потребности многие фирмы  разрабатывают системы маркетинговой информации.

В число методов работы подобных отделов входят анализ СМИ, социальные опросы (анкетирование), внутрикорпоративные исследования, анализ показателей эффективности, мониторинг деятельности значимых игроков отрасли. Так, анализируются общий оборот компании, чистая прибыль, доля покупателей среди общего числа посетителей (система подсчёта посетителей).

Актуальность работы обуславливается  тем, что рынок растет в масштабах  и усложняется в потребностях, а значит исследование рынка имеет немаловажный статус в фирме для успешной ее деятельности.

Цель моей курсовой работы – изучить методы исследования рынка, выбрать наиболее эффективные и  рассмотреть на примере предприятия.

Объект исследования – сфера предоставления туристических услуг и методы маркетинговых исследований. Предмет исследования – качество маркетинговых исследований в ООО «Аксима».

 

ГЛАВА 1. Информационное обеспечение исследований рынка

1.1. Маркетинговые  исследования

В англо-американской литературе различают такие понятия, как  market research, т.е. сбор и анализ информации о конкретном рынке, и marketing research, что подразумевает исследование всех элементов комплекса маркетинга (товарной политики, ценовой политики, системы продвижения товара, системы управления персоналом, коммуникационной политики).

Маркетинговые исследования являются прикладными исследованиями. В то время как рыночные исследования отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться. Маркетинговые  исследования собирают информацию о  динамике функционирования рынка, а  рыночные исследования более статичны. Британский институт маркетинга, считает, что маркетинговые исследования — это «целевой сбор, регистрирование  и анализ всех фактов по проблемам, касающимся обмена и продажи товаров  и услуг производителем покупателю».

По определению Ф. Котлера, маркетинговые исследования — это систематический проблемный анализ, создание модели и определение круга данных с целью принятия наиболее верных решений, улучшение контроля над маркетингом товаров и услуг.

Основой маркетинга, безусловно, являются комплексные маркетинговые  исследования, включающие как изучение рынка и его конъюнктуры, так  и оценку возможностей самого предприятия, строящего работу на принципах маркетинга. Такие маркетинговые исследования позволяют осуществить планирование, т.е. составить обоснованный, соответствующий  результатам маркетинговых исследований прогноз развития рыночной ситуации и разработать соответствующие  меры маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения  эффективности производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы.

Комплексное исследование рынка  предполагает тщательное изучение экономической  конъюнктуры. Маркетинг как понятие, производное от рынка, является одновременно научной и практической деятельностью  по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных и краткосрочных тенденций развития рынка, экономической конъюнктуры  в целом и товарного рынка, в частности. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных  его сегментах, емкости и характера  рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и  условий рыночной конкуренции, необходимы для принятия соответствующих решений  на всех уровнях маркетинговой деятельности — стратегическом, тактическом и  оперативном. Наблюдение за текущей  конъюнктурой и ее анализ позволяют  решать оперативные задачи маркетинга, а изучение длительных тенденций  и прогноз конъюнктуры — тактические  и стратегические задачи для достижения поставленных среднесрочных и долгосрочных целей.

В теории маркетинга используются понятия маркетинговой среды (market area) и исследований рынка (market research), что, по сути дела, является изучением экономической конъюнктуры.

Понятие конъюнктуры применяется  во всех случаях, когда речь идет о  характеристике ситуации, складывающейся во внешнеэкономической среде по отношению к хозяйствующему субъекту в каждый данный момент или период. Под внешнеэкономической средой понимаются внутренний и внешний  рынки, в условиях которых действует  хозяйствующий субъект.

Исследование маркетинговой  среды и рынка предполагает анализ и прогноз различных экономических, демографических, социальных, природных, политических и других условий и  обстоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие факторы.

Экономическая конъюнктура - это форма проявления на рынке  системы факторов и условий воспроизводства  в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен. Указанное определение содержит все сущностные черты понятия конъюнктуры.

Во-первых, в нем выделен  предмет экономической конъюнктуры - рынок, так как конъюнктуру увязывают прежде всего с положением дел в сфере обмена, на рынке как таковом, который является неотъемлемой частью товарно-денежных отношений.

Во-вторых, подчеркнуто, что  конъюнктура не замыкается на сфере  обмена, а охватывает и включает в себя весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается  через призму обмена.

В-третьих, конъюнктура рассматривается  во времени и пространстве, в динамичном развитии.

В-четвертых, конъюнктура  увязывается с конкретно-историческими  условиями процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа  развития процесса воспроизводства  характерно определенное сочетание  факторов и условий развития конъюнктуры.

В-пятых, указывается, что  основная форма проявления конъюнктуры  — соотношение спроса, предложения  и динамики цен. В конечном итоге  именно эти факторы, определяющие состояние  и динамику рынка, являются центральным  звеном. Прочие факторы оказывают  воздействие на развитие конъюнктуры  лишь опосредованно, через спрос  и предложение.

В соответствии с тем, что  в экономической науке принято  использовать два объекта конъюнктурных  исследований — хозяйство и товарный рынок, в понятии экономической  конъюнктуры выделяют две относительно самостоятельные составные части  — общехозяйственную конъюнктуру  и конъюнктуру товарных рынков.

Общехозяйственную конъюнктуру  можно рассматривать как систему, представляющую собой структурное  единство, т.е. некую совокупность конъюнктуры  товарных рынков с множеством отношений  между ними. Однако эти части существуют лишь в силу наличия целого, т.е. нетоварные конъюнктуры составляют общехозяйственную конъюнктуру и, наоборот, общехозяйственная конъюнктура порождает при своем членении элементы — конъюнктуры товарных рынков. Поэтому свойства общехозяйственной конъюнктуры нельзя считать арифметической суммой свойств товарных конъюнктур ее составляющих. Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве элементов в общехозяйственную конъюнктуру как нечто целое придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур.

Конъюнктура товарного рынка  как элемент общехозяйственной  конъюнктуры характеризуется как  специфическими, только ей присущими  особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной  конъюнктуре. Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и частей определяют характер формирования и  развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

Конъюнктура общехозяйственная  и товарная имеет следующие характерные  черты:

- непостоянство, изменчивость  и частые колебания, причем  одни колебания отражают действие  сил, кратковременно воздействующих  на конъюнктуру, другие — результат  факторов, оказывающих среднесрочное  или длительное влияние на  состояние рыночной конъюнктуры;

- неравномерность, которую  хорошо видно, когда совпадает  направление динамики различных  показателей, характеризующих конъюнктуру,  но не совпадают темпы;

- исключительную противоречивость, которая выражается в том, что  различные показатели конъюнктуры  в одно и то же время свидетельствуют  о наличии противоположных тенденций  подъема и падения;

- единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства  общественного капитала, несмотря  на исключительную противоречивость.

Исследование экономической  конъюнктуры не ограничивается изучением  лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно направлено на проведение обоснованного  анализа и составление прогноза положения, складывающегося на том  или ином товарном рынке.

Товарный рынок представляет собой систему экономических  связей, во-первых, между производителями  и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго — конкуренция.

Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в  целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки  национальных границ, и формируются  международные товарные рынки. Функционируют  они в тесном взаимодействии с  соответствующими рынками отдельных  стран и регионов.

Существует огромное разнообразие национальных хозяйств и товарных рынков с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической  конъюнктуры. Для каждого товарного  рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности  и параметры долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных  изменений, их относительную значимость, ранжирования их взаимодействия друг с другом.

 

1.2. Методы сбора  первичной информации

Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем, так называемых полевых маркетинговых исследований.

Опрос – основной и самый распространенный метод получения первичной маркетинговой информации. Преимущество в том, что имеется возможность раскрыть социально-психологические механизмы исследуемых явлений – мотивации и предрасположенности туристов к туристским продуктам и их ценам.

Информация о работе Туристическое агентство ООО «Аксима»