Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:05, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – изучить методы исследования рынка, выбрать наиболее эффективные и рассмотреть на примере предприятия.
Объект исследования – сфера предоставления туристических услуг и методы маркетинговых исследований. Предмет исследования – качество маркетинговых исследований в ООО «Аксима».
Введение
ГЛАВА 1. Информационное обеспечение исследований рынка
1.1. Маркетинговые исследования
1.2. Методы сбора первичной информации
Маркетинговый анализ рынка туристических услуг
2.1. Характеристика услуг
2.2. Структура и анализ отрасли
2.3. Анализ конкурентов
2.4. Характеристика потребителей
2.5. Формы продвижения услуги
2.6. Особенности сбытовой сети
2.7. Выводы по главе 2
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия
3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности
3.2 Разработка тура
3.3 Оценка экономического эффекта предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 1
Классификация опросов
Признаки классификации |
Классификационные группы |
Источники первичной информации |
Массовые, специализированные(экспертные) |
Частота проведения |
Точечные ( разовые), повторные |
Степень охвата |
Сплошные и выборочные |
Форма опроса |
Анкетирование(прямое и опосредованное напр по телефону) |
Разработка анкет – скорее всего искусство, чем наука, но при этом следует учитывать ряд обстоятельств:
Эффективность проведения анкетирования зависит от того какие вопросы заданы, в какой последовательности. Форма постановки вопроса в значительной степени влияет на ответ. Характер ответов во многом зависит от корректной и недвусмысленной формулировки вопросов
Анкета должна строиться так, чтобы просматривались ее четкая внутренняя логика. Основные вопросы в анкете подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые
Существует два типа зарытых вопросов:
- альтернативные (дихотомические) выбор из двух вариантов ответа «да» или «нет»
- с выборочным ответом (многовариантный) предполагает выбор из трех или более вариантов ответов. Для проставления таких вопросов используются шкалы измерений:
Открытые вопросы – не навязывают тот или иной вариант ответа, не содержат подсказка и рассчитаны на получение неформализованного мнения
Полузакрытые вопросы – кроме определенного числа вариантов ответов, содержат позицию « другое- укажите какое» это дает возможность респонденту дополнять ответ, который не был предварительно предусмотрен в анкете.
Контрольные вопросы – призваны проверить достоверность полученных данных. Например пусть основной вопрос такой, «какие характеристики предлагаемых фирмой услуг в наибольшей степени вас удовлетворили?». Контрольный вопрос: «пользовались ли вы услугами фирмы?»
Экспертные оценки – особое место среди экспертных методов занимают экспертные оценки, основывающиеся на предвидении и интуиции квалифицированных специалистов. Это средняя характеристика из высказанных группой мнений используется при прогнозировании рыночной ситуации. Основными требованиями к экспертам является компетентность, заинтересованность, деловитость и объективность. Есть несколько методов получения информации от экспертов:
Метод Дельфи - суть этого метода заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов (обычно 3 -4 раза)
Мозговая атака – этот метод основан на коллективной генерации идей. На основе неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении высказанных идей возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы
Метод фокус-группы – один из самых интересных и творческих методов сбора первичной информации. Он представляет собой тщательно спланированную дискуссию по определенной тематике к непринужденной обстановке и используется для решения следующих задач:
Наблюдение – обычно используется в маркетинговых исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей.
К преимущественным наблюдениям относятся:
Эксперимент - это манипулирование независимыми переменными (цена, затраты, реклама) с целью определения их влияния на зависимые перемены ( объем продаж, изменения доли рынка) при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых в данный момент параметров.
Эксперименты подразделяются на все группы:
ГЛАВА 2. Маркетинговый анализ рынка туристических услуг
2.1. Характеристика услуг
2.2. Структура и анализ отрасли
По данным Официального сайта федерального агентства по туризму Российской Федерации на начало 2012 г. в, России выданы лицензии на туристическую деятельность 50 тысячам предприятий. В Уфе на данный момент по данным Дубль Гис существует 456 туристических агентств, что говорит о популярности этой сферы бизнеса как среди предпринимателей, так и среди потребителей.
По данным Росстата, в прошлом году российские туристы совершили 14495,9 тыс. поездок за границу – на 15% больше, чем в 2010.
2.3. Анализ конкурентов
2. Сравнительный анализ конкурентов можно увидеть в Табл. 1. В качестве сбора первичной информации был использован такой метод, как наблюдение.
Таблица 2
Сравнительный анализ конкурентов
Факторы конкурентноспособности (по 5ти бальной шкале) |
«Аксима» |
«TezTour» |
«Роза ветров» |
1. Качество услуг: | |||
Надежность |
5 |
3 |
4 |
Соблюдение сроков предоставления услуг |
5 |
4 |
4 |
Уровень обслуживания |
5 |
4 |
4 |
Ассортимент |
4 |
5 |
3 |
2. Цена: | |||
Продажная цена |
4 |
3 |
5 |
Процент скидки с цены |
4 |
4 |
5 |
Сроки оплаты |
4 |
3 |
5 |
3. Условия предоставления кредита |
4 |
3 |
5 |
4. Реклама фирмы |
4 |
5 |
3 |
5. Имидж и атмосфера фирмы |
4 |
4 |
5 |
Средний общий балл |
4,3 |
3,5 |
4,5 |
2.4. Характеристика потребителей
Таблица 3
Факторы сегментации рынка по группам потребителей
Факторы сегментации |
Распространенные значения переменных |
Демографические: | |
Возраст потребителя |
20-34, 35-47, 48-65, более 65 |
Пол |
Муж., жен. |
Социоэкономические: | |
Уровень доходов |
3000-7000, 8000-15000, 16000-35000, более 35000 |
Род занятий |
Бюджетники, рабочие, служащие, предприниматели, пенсионеры |
Психографические: | |
Образ жизни |
Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты |
Стиль жизни |
Молодежный, спортивный, элитарный, богемный |
Поведенческие: | |
Тип покупателя |
Постоянный, новый, нердинарный |
Интенсивность потребления |
1-2 раза в год, 1 раз в 2 года, 1 раз в 3 года, реже 1 раза в 3 года. |
Выбираем подходящие факторы сегментации:
Таблица 4
Сегментация рынка потребителей
Факторы сегментации |
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
Сегмент 3 |
Возраст |
20-34 |
35-47 |
48-65 |
Пол |
муж |
жен |
жен |
Уровень доходов |
Более 35 000 |
16000-35000 |
8000-15000 |
Род занятий |
Предприниматели |
Служащие |
Бюджетники |
Образ жизни |
Жизнелюбы |
Жизнелюбы |
Жизнелюбы |
Стиль жизни |
Молодежный |
Элитарный |
Спортивный |
Тип покупателя |
Постоянный |
Постоянный |
Постоянный |
Интенсивность потребления |
1 раз в 2 года |
1-2 раза в год |
реже 1 в 3 года |
Для продвижения своих
услуг туристическая фирма «
- установлен красочный уличный баннер недалеко от места нахождения фирмы
- разработан информационный сайт фирмы «Аксима», который содержит информацию о предоставляемых услугах. Наибольший упор сделан на хорошую структурированность информации, удобство и быстроту доступа ко всем разделам сайта, а также на легкость поиска информации.
- в газетах города регулярно выходят рекламные объявления.
2.6. Особенности сбытовой сети
Таблица 5
Реализация услуг
Каналы реализации |
Как реализованы на рынке |
Эффективность | |
Преимущества |
Недостатки | ||
Количество офисов продаж |
3 офиса в различных частях города |
Расположены в удобном месте, с хорошим подъездом транспорта. |
Не охвачен самый |
Заказ через Интернет |
Через официальный сайт фирмы |
Очень эффективно |
Интернет доступен не всем слоям населения |
Заказ по телефону |
Через основную и мобильную связь. |
Метод бронирования. |
Не всегда доступна связь. |
В результате данного маркетингового исследования можно сделать выводы: