Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:05, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – изучить методы исследования рынка, выбрать наиболее эффективные и рассмотреть на примере предприятия.
Объект исследования – сфера предоставления туристических услуг и методы маркетинговых исследований. Предмет исследования – качество маркетинговых исследований в ООО «Аксима».
 
Введение	
ГЛАВА 1. Информационное обеспечение исследований рынка 	
1.1. Маркетинговые исследования	
1.2. Методы сбора первичной информации	
Маркетинговый анализ рынка туристических услуг	
2.1. Характеристика услуг	
2.2. Структура и анализ отрасли	
2.3. Анализ конкурентов	
2.4. Характеристика потребителей	
2.5. Формы продвижения услуги	
2.6. Особенности сбытовой сети	
2.7. Выводы по главе 2	
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия 	
3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности 	
3.2 Разработка тура	
3.3 Оценка экономического эффекта предложенных мероприятий	
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 1
Классификация опросов
Признаки классификации  | 
  Классификационные группы  | 
Источники первичной информации  | 
  Массовые, специализированные(экспертные)  | 
Частота проведения  | 
  Точечные ( разовые), повторные  | 
Степень охвата  | 
  Сплошные и выборочные  | 
Форма опроса  | 
  Анкетирование(прямое и опосредованное напр по телефону)  | 
Разработка анкет – скорее всего искусство, чем наука, но при этом следует учитывать ряд обстоятельств:
Эффективность проведения анкетирования зависит от того какие вопросы заданы, в какой последовательности. Форма постановки вопроса в значительной степени влияет на ответ. Характер ответов во многом зависит от корректной и недвусмысленной формулировки вопросов
Анкета должна строиться так, чтобы просматривались ее четкая внутренняя логика. Основные вопросы в анкете подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые
Существует два типа зарытых вопросов:
- альтернативные (дихотомические) выбор из двух вариантов ответа «да» или «нет»
- с выборочным ответом (многовариантный) предполагает выбор из трех или более вариантов ответов. Для проставления таких вопросов используются шкалы измерений:
Открытые вопросы – не навязывают тот или иной вариант ответа, не содержат подсказка и рассчитаны на получение неформализованного мнения
Полузакрытые вопросы – кроме определенного числа вариантов ответов, содержат позицию « другое- укажите какое» это дает возможность респонденту дополнять ответ, который не был предварительно предусмотрен в анкете.
Контрольные вопросы – призваны проверить достоверность полученных данных. Например пусть основной вопрос такой, «какие характеристики предлагаемых фирмой услуг в наибольшей степени вас удовлетворили?». Контрольный вопрос: «пользовались ли вы услугами фирмы?»
Экспертные оценки – особое место среди экспертных методов занимают экспертные оценки, основывающиеся на предвидении и интуиции квалифицированных специалистов. Это средняя характеристика из высказанных группой мнений используется при прогнозировании рыночной ситуации. Основными требованиями к экспертам является компетентность, заинтересованность, деловитость и объективность. Есть несколько методов получения информации от экспертов:
Метод Дельфи - суть этого метода заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов (обычно 3 -4 раза)
Мозговая атака – этот метод основан на коллективной генерации идей. На основе неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении высказанных идей возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы
Метод фокус-группы – один из самых интересных и творческих методов сбора первичной информации. Он представляет собой тщательно спланированную дискуссию по определенной тематике к непринужденной обстановке и используется для решения следующих задач:
Наблюдение – обычно используется в маркетинговых исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей.
К преимущественным наблюдениям относятся:
Эксперимент - это манипулирование независимыми переменными (цена, затраты, реклама) с целью определения их влияния на зависимые перемены ( объем продаж, изменения доли рынка) при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых в данный момент параметров.
Эксперименты подразделяются на все группы:
 
ГЛАВА 2. Маркетинговый анализ рынка туристических услуг
2.1. Характеристика услуг
2.2. Структура и анализ отрасли
По данным Официального сайта федерального агентства по туризму Российской Федерации на начало 2012 г. в, России выданы лицензии на туристическую деятельность 50 тысячам предприятий. В Уфе на данный момент по данным Дубль Гис существует 456 туристических агентств, что говорит о популярности этой сферы бизнеса как среди предпринимателей, так и среди потребителей.
По данным Росстата, в прошлом году российские туристы совершили 14495,9 тыс. поездок за границу – на 15% больше, чем в 2010.
2.3. Анализ конкурентов
2. Сравнительный анализ конкурентов можно увидеть в Табл. 1. В качестве сбора первичной информации был использован такой метод, как наблюдение.
Таблица 2
Сравнительный анализ конкурентов
Факторы конкурентноспособности (по 5ти бальной шкале)  | 
  «Аксима»  | 
  «TezTour»  | 
  «Роза ветров»  | 
1. Качество услуг:  | |||
Надежность  | 
  5  | 
  3  | 
  4  | 
Соблюдение сроков предоставления услуг  | 
  5  | 
  4  | 
  4  | 
Уровень обслуживания  | 
  5  | 
  4  | 
  4  | 
Ассортимент  | 
  4  | 
  5  | 
  3  | 
2. Цена:  | |||
Продажная цена  | 
  4  | 
  3  | 
  5  | 
Процент скидки с цены  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
Сроки оплаты  | 
  4  | 
  3  | 
  5  | 
3. Условия предоставления кредита  | 
  4  | 
  3  | 
  5  | 
4. Реклама фирмы  | 
  4  | 
  5  | 
  3  | 
5. Имидж и атмосфера фирмы  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
Средний общий балл  | 
  4,3  | 
  3,5  | 
  4,5  | 
2.4. Характеристика потребителей
Таблица 3
Факторы сегментации рынка по группам потребителей
Факторы сегментации  | 
  Распространенные значения переменных  | 
Демографические:  | |
Возраст потребителя  | 
  20-34, 35-47, 48-65, более 65  | 
Пол  | 
  Муж., жен.  | 
Социоэкономические:  | |
Уровень доходов  | 
  3000-7000, 8000-15000, 16000-35000, более 35000  | 
Род занятий  | 
  Бюджетники, рабочие, служащие, предприниматели, пенсионеры  | 
Психографические:  | |
Образ жизни  | 
  Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты  | 
Стиль жизни  | 
  Молодежный, спортивный, элитарный, богемный  | 
Поведенческие:  | |
Тип покупателя  | 
  Постоянный, новый, нердинарный  | 
Интенсивность потребления  | 
  1-2 раза в год, 1 раз в 2 года, 1 раз в 3 года, реже 1 раза в 3 года.  | 
Выбираем подходящие факторы сегментации:
Таблица 4
Сегментация рынка потребителей
Факторы сегментации  | 
  Сегмент 1  | 
  Сегмент 2  | 
  Сегмент 3  | 
Возраст  | 
  20-34  | 
  35-47  | 
  48-65  | 
Пол  | 
  муж  | 
  жен  | 
  жен  | 
Уровень доходов  | 
  Более 35 000  | 
  16000-35000  | 
  8000-15000  | 
Род занятий  | 
  Предприниматели  | 
  Служащие  | 
  Бюджетники  | 
Образ жизни  | 
  Жизнелюбы  | 
  Жизнелюбы  | 
  Жизнелюбы  | 
Стиль жизни  | 
  Молодежный  | 
  Элитарный  | 
  Спортивный  | 
Тип покупателя  | 
  Постоянный  | 
  Постоянный  | 
  Постоянный  | 
Интенсивность потребления  | 
  1 раз в 2 года  | 
  1-2 раза в год  | 
  реже 1 в 3 года  | 
Для продвижения своих 
услуг туристическая фирма «
- установлен красочный уличный баннер недалеко от места нахождения фирмы
- разработан информационный сайт фирмы «Аксима», который содержит информацию о предоставляемых услугах. Наибольший упор сделан на хорошую структурированность информации, удобство и быстроту доступа ко всем разделам сайта, а также на легкость поиска информации.
- в газетах города регулярно выходят рекламные объявления.
2.6. Особенности сбытовой сети
Таблица 5
Реализация услуг
Каналы реализации  | 
  Как реализованы на рынке  | 
  Эффективность  | |
Преимущества  | 
  Недостатки  | ||
Количество офисов продаж  | 
  3 офиса в различных частях города  | 
  Расположены в удобном месте, с хорошим подъездом транспорта.  | 
  Не охвачен самый   | 
Заказ через Интернет  | 
  Через официальный сайт фирмы  | 
  Очень эффективно  | 
  Интернет доступен не всем слоям населения  | 
Заказ по телефону  | 
  Через основную и мобильную связь.  | 
  Метод бронирования.  | 
  Не всегда доступна связь.  | 
В результате данного маркетингового исследования можно сделать выводы: