Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
1. Был изучен риск, как экономическая категория.
2. Была рассмотрена классификация рисков.
3. Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5
1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5
1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14
ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20
2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20
2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27
2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32
2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….4

Файлы: 1 файл

Управление рисками.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Следующим  шагом  по упорядочению  туристского  рынка  и  снижению рисков  должно  стать создание единой  базы  данных, в которой  находятся все  важные  сведения о российских и  иностранных гражданах, осуществляющих  поездки  по программам организованного  туризма. Это  позволит не только вести мониторинг туристского рынка, получать оперативную статистическую  информацию, но и принимать  меры  по идентификации лиц,  попавших в кризисные ситуации,  и  при необходимости оказывать  им своевременную помощь.

 

2. 4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге.

В рамках функционального подхода к управлению существуют варианты  классификации управленческих функций по разным признакам и с различной детализацией. Наиболее продуктивной является точка зрения, согласно которой все управленческие функции подразделяются  на две группы: общие  и  специальные [10, с. 26]. Общие функции не учитывают характер объекта управления, его  специфику  и имеют отношение собственно  к функциям управления, а специальные вытекают из функциональных обязанностей должностных лиц  и  относятся  к видам экономической  деятельности. В  этой  ситуации управление   рисками в туроперейтинге можно  определить  как  специальную функцию  менеджмента  туристской организации, которая  служит  своеобразным  связующим  звеном  между  его  структурными элементами: менеджментом  туристского  продукта  и  организационным менеджментом (рис. 2.4.1.). Приемы риск-менеджмента  достаточно  хорошо  изучены в деятельности различных  экономических систем, однако  слабо  формализованы  в туристском  секторе. Поэтому  необходимо  применить инструментарий  управления рисками к  туристским предприятиям. Проиллюстрируем  методы риск-менеджмента  в отношении деятельности  туроператора  как  ключевой фигуры на рынке туристских услуг.

Избежание  (предотвращение)  риска  эффективно в тех случаях, когда уровень риска оказывается неприемлемо высоким для туроператора. Поэтому ему предпочтительнее уклониться от  мероприятия, связанного с риском, чем принять на себя риск и управлять  им. Метод избежания риска предполагает отказ  от  контактов со  многими контрагентами  и  от  внедрения туристских программ, выполнимость которых вызывает серьезные  сомнения. Данный метод  ориентирует  туроператора  на работу  только  с  убедительно подтвердившими  свою  надежность  партнерами. Такой  подход  применим и  к  потребителям, покупающим туристский  продукт  у туроператорских представительств.  В  случае внезапного  отказа туриста оплатить  забронированный  тур, требования  отсрочки, наличия отрицательной  «туристской истории»  представителю  туроператора  целесообразно включить такого потребителя  в «черный список» и  отказаться от  продолжения  контактов  с ним. Тем  самым  туроператор  снизит уровень финансовых рисков  и  подтвердит свою репутацию серьезной организации. Возможность применения данного метода вполне реальна  в современных условиях, поскольку на российском  туристском  рынке в 2007 г. появился  специальный интернет-сайт, на котором представлен «черный список» туристов3. Методы  удержания риска (оставление  и  использование  риска субъектом  управления, т. е.туроператором)  применяются  главным  образом  при разработке  и  внедрении таких  туристских программ, коммерческий  успех которых  не гарантирован, но может  принести  прибыль и  пользуется спро- сом  у определенных  групп туристов. Как  правило, это  те виды деятельности, которые еще широко не апробированы в туристском секторе, но имеют большой  потенциал использования. Речь идет о разновидностях  активного туризма  (прежде  всего  экстремальном  туризме), требующих  значительных физических нагрузок  и  доступных  далеко  не всем  категориям  туристов. В  данном  случае происходит  мультипликативный  эффект  риска: повышенные риски  несут  сами  туристы  как субъекты  экстремального  туризма, а также туроператоры и турагенты  как производители и продавцы туристского  продукта.  Их  риски  связаны со  сложностью  детальной  проработки этих специфических туристских программ и проблемами нахождения оптимального баланса  по критерию «безопасность  — прибыльность».  Кроме того,  индивидуальность  и  количественная  ограниченность предложений по активному  туризму  делают  его  дорогостоящим  продуктом,  и  поэтому отсутствует возможность «массового производства», а именно оно в настоящее время и приносит основную прибыль туроператорам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________

3 -  Следует отметить  ограниченный доступ  к этой  базе данных, поскольку  она предназначена не для широкого круга лиц,  а для специализированных фирм, зарегистрированных в данной системе (см.:[Черный список туристов]).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4.1. Элементы системы менеджмента туристской деятельности

В табл. 2.4.1. представлена выборка наиболее характерных для экстремального туризма программ с указанием соответствующих рисков и стоимости. В данном случае риски  носят внеэкономический характер и влияют только на самих туристов (изолированно от  других субъектов туристского рынка) при их  подготовке  и  совершении  туристской  поездки.  Как  это  видно из таблицы, спецификация риска  зависит от  конкретной программы, однако общими чертами  являются  высокая стоимость  таких продуктов  и  сильное влияние природно-естественных  рисков. Турист как  бы окунается  в иную среду, платит  за это большие  деньги и  испытывает  на себе всевозможные угрозы (жару, холод, необустроенность  быта  и.т.д.) — такова  специфическая форма несения туристского риска.


Некоторые программы экстремального туризма

Таблица №2.4.1

 

Программа

Направление и сроки

 

Туристские риски

Стоимость, руб./чел.

На крыльях

к Южному полюсу

Путешествие

в Антарктику,

10 дней, ноябрь

2009 г.

Ледниковые расселины, опасности антарктической фауны, возможность обморожения, изменчивые погодные условия, перепады давления

999 тыс.(без перелета до Чили)

Новогодняя антарктическая Одиссея

Путешествие

в Антарктику,

13 дней, декабрь 2010  — январь 2011 гг.

Те же

350 тыс. —

431 тыс. 200 (без перелета до Аргентины)

В поисках последних людоедов

в XXI в.

Путешествие по острову Новая Гвинея,

17 дней, январь

2009 г.

Тропический климат, отсутствие инфраструктуры, охота в джунглях, посещение племен людоедов

280 тыс. при минимальной группе из трех человек(без перелета до Индонезии)

Большое ожерелье Южной Африки

Путешествие в Африку,

37 дней, март

20010г.

Первобытные племена, желтая лихорадка, два дня в пустыне, дикие животные

228 тыс. 760—248 тыс. 360 (без перелета до ЮАР)

Шаманскими тропами  —экстремальное путешествие

в Перу

Путешествие в Южную Америку, 17 дней, январь 2010 г.

Экстремальные рафтинг и рыбалка, трудности акклиматизации, перепады температур, шаманские ритуалы, малярия, москиты

198 тыс. 800 при минимальной группе из шести  человек(без перелета до Перу)


 

Составлено по: [Антарктида; Программы по континентам].

Передача (страхование) риска представляет собой перевод риска от  одного субъекта управления (туроператора) к другому (страховой компании). В  соответствии  с  Федеральным  законом  «Об организации страхового  дела в РФ» на туристском  рынке  могут  применяться  нормы как  личного, так и  имущественного  страхования.  В  первом  случае объектами  страхования являются  интересы, связанные  с  возможным  причинением  вреда  жизни и здоровью  туристов, оказанием  им медицинских услуг (страхование  от  несчастных случаев, медицинское страхование). Во втором случае гражданское законодательство регулирует три вида  страхования: страхование имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков [Об организации  страхового дела в РФ…, 1992].

При этом  предлагается  использовать  измененную классификацию видов  страхования.  Разделив  всю совокупность  рисков  туристического комплекса  на туристские (влияющие на туристов  при планировании  и  осуществлении  туров)  и  на экономические  (влияющие на деятельность в туроперейтинге,  в нашем  случае — туроператоров), целесообразно  и  виды страхования  идентифицировать  подобным  образом. Тогда первая группа будет включать следующие элементы:

-   обязательное и добровольное медицинское страхование туристов;

-   страхование туристов от  несчастных случаев;

-   страхование  предметов  личного пользования  и  туристского  снаря- жения;

-   страхование расходов туристов при несовершенной поездке;

- страхование гражданской ответственности туристов, временно выезжающих за границу (включая и автогражданскую ответственность);

-   специфические виды страхования (страховки на случай «плохой по- годы», невозвращения, неоказания отдельных видов услуг и т. д.).

Вторая группа видов страхования включает:

-   обязательное  страхование  финансовой  ответственности  туропера- тора  за неисполнение

принятых обязательств;

-   страхование имущества туроператора;

- страхование  предпринимательских  рисков  туроператорской  деятельности;

-   специфические виды страхования.

Определенный интерес для туроператора представляет метод самострахования как один из способов снижения степени риска (а не передачи, коим является страхование). В  этом  случае страховщик  с собственными  интересами, отличными от  интересов страхователя, как  самостоятельная  единица отсутствует. Желающий  снизить свои  риски  туроператор  образует  за счет внутренних  ресурсов  (в частности, из отчислений от  прибыли) свой  собственный  страховой  (резервный)  фонд, использование  которого  позволяет оперативно преодолевать  временные  затруднения  внутренней финансово - коммерческой  деятельности.  Вместе  с  тем  следует учитывать,  что  самострахование не может обеспечить защиту от  крупных рисков и омертвляет зарезервированные ресурсы.

Следующий  метод  — создание системы  ограничений — предполагает установление четких лимитов текущей деятельности туроператора. Ими могут  быть,  например, предельные  суммы  средств на содержание  аппарата управления, минимальный пороговый уровень  комиссий,  максимальное количество видов  туристских программ и  предложений, максимальное  число  туристских агентств,  имеющих договоры  на  реализацию туристского продукта, и  т. д. Целесообразным  для  туроператора  является установление диапазона изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (коэффициентов  ликвидности, маневренности, автономии  и др.). Рестрикциям  может  подвергаться распределение прибыли туроператора,  касающееся  выплат  денежного вознаграждения  отдельным группам работников, а также финансирование чрезмерно  рискованных  туристских программ. Методы  диссипации представляют  собой ключевые  инструменты  туроператорского  риск-менеджмента, наиболее  полно описанные при анализе деятельности  производственных  систем  [8, с. 95–100]. Их  суть заключается  в организационном, финансовом  и  технологическом  разделении риска с другими контрагентами, а также его  региональное или  зональное распределение. На практике эти методы  могут  осуществляться  в виде организационного объединения  различных участников  туристского  рынка, заинтересованных в успехе общего дела. В результате  туроператор уменьшает уровень  собственного  риска, привлекая  к решению проблем  в качестве партнеров независимых юридических лиц.  Для этой цели  создаются  альянсы  с  гостиницами  и перевозчиками, туроператоры  вступают  в различные консорциумы, ассоциации и т. д. На российском  туристском  рынке  процессы  диссипации затрагивают  как  туроператоров,  так и турагентов  и  авиаперевозчиков.  Например, в 2008 г. один  из  крупнейших российских туроператоров (фирма «Нева») передал 25% акций немецкому фонду «Квадрита Капитал». ЗАО «Интурист» приобрело долю  в автоброкерской  фирме  «Мегаполюс-Авиачартер», занимающейся организацией чартерных рейсов.

Тенденцией российского рынка  является неуклонное  сокращение количества  независимых  туристских фирм и увеличение числа турагентских сетей. На каждом направлении работают  3–5 компаний, контролирующих до  50% рынка. Появляются  так называемые  чартерные  пулы, позволяющие  объединять в одну  программу перевозки предложения  нескольких  туроператоров. В 2010 г. на российском рынке авиаперевозок работали 182 авиакомпании, в то время как десять лет назад их было около 400. Укрупнение рынка туроператоров привело к тому, что  в 2010 г. суммарная  выручка  50 крупнейших туроператорских  компаний, по сравнению с  2009 г., увеличилась  на 26% и  составила  3,046 млрд долл. [4].

Другой  метод диссипации — диверсификация — реализуется в туристском секторе по двум направлениям.

1. Диверсификация видов  деятельности,  понимаемая как  увеличение числа используемых или  готовых к использованию туристских программ; расширение спектра предоставляемых туристских услуг; формирование предложений, ориентированных на различные группы туристов, и т. д.

Потенциал использования  метода  диверсификации очень  широк, поскольку  современный  российский рынок туроператорских  услуг включает деятельность  во  многих областях  внутреннего  и международного  туризма. Ранжирование по степени убывания спроса позволяет выделить следующие группы: пляжный  отдых; экскурсионные  и  комбинированные  туры; оздоровительный отдых и лечение;  морские  и  речные круизы (включая аренду теплоходов  и яхт); горные лыжи; индивидуальные, праздничные, религиозные и  событийные туры; экстремальный  и  экологический туризм; детский и  молодежный  отдых (включая образовательные  туристские программы); туры  за покупками; прочие услуги (бронирование отелей,  оформление  виз, прием  иностранцев  и  т. д.). Общее  количество  независимых  туроператорских программ превышает  сегодня 5 тыс. предложений; число  стран, в той или  иной форме включенных в эти программы, почти достигло 1004.Более 90% всех предложений  включают  туры, связанные  с пассивным отдыхом  и лечением внутри России или за ее пределами [Справочник по турам, 2010].

Эти цифры свидетельствуют о том, что туроператорам в современных условиях опасно концентрироваться на узком круге предоставляемых услуг.

 

 

 

 

_____________________________________

4 - Под независимой туроператорской программой в данном случае понимается продукт, сформированный конкретным туроператором в рамках одной программы перевозки и  в границах определенного  периода времени. Независимая  туроператорская  программа может включать большое количество базовых или специальных предложений.


В  конечном  счете такая политика  может  привести  к утрате конкурентных преимуществ, заключающихся в возможности рассеивания риска на широкий  ассортимент туристских услуг. Поэтому при наличии организационных и финансовых ресурсов стратегическое решение должно однозначно приниматься в пользу диверсификации.

2. Диверсификация туристских зон и потребителей, т. е. работа  как на внутреннем, так и на зарубежном  рынке  с разными  категориями  туристов. Это  позволяет  туроператорам  неудачу  на одном  или  нескольких  из  них компенсировать успехами на других; при этом желательно равномерное распределение объемов деятельности во всех секторах  рынка и долей каждого контрагента в том или ином секторе.

Информация о работе Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге