Система управления таможенными рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:06, доклад

Краткое описание

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР).
Таможенные органы применяют СУР для идентификации товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Система управления таможенными рисками


При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР).

Таможенные  органы применяют СУР для идентификации  товаров, транспортных средств международной  перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю.

СУР используют для выбора форм таможенного  контроля, применяемых к товарам, транспортным средствам международной  перевозки, документам и лицам, а  также степени проведения таможенного  контроля.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Киотской конвенции:

  • таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
  • при выборе форм таможенного контроля используется СУР;
  • таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
  • таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

 

Система управления рисками повышает эффективность  таможенного контроля. Она позволяет  таможенным органам:

  • сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы;
  • обеспечить рост выявления нарушений таможенного законодательства и их прогнозирования;
  • оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;
  • ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенные органы проводят таможенный контроль не только непосредственно при пересечении товарами таможенной границы, но и в течение трех лет после выпуска товаров. Законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который, не может превышать пяти лет.

 

В условиях рыночной экономики  государственное регулирование  внешней экономической деятельности осуществляется преимущественно экономическими методами. Поэтому ТК предполагает создание благоприятных условий  для перемещения товаров через таможенную границу, упрощение и ускорение проведения всех таможенных процедур. Для этогона российской таможне существенно смещаются акценты. На смену тотальному контролю таможенного оформления приходит система управления рисками (СУР), которая осуществляется из системы мер оценки рисков, под которыми понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства, имеющих таможенный характер и связанныхс уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительном размере, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение которых возложенона таможенный орган.

Таможенные органы применяют  метод анализа рисков для определения  товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Смысл концепции заключается в том, что которых сопряжены с риском для экономической безопасности РФ. Разработан целый ряд товаров, относящихся к группе риска.

Отнесение товарной партии к данной группе основано на ряде взаимосвязанных критериев:

—  неверное наименование товаров;

—  следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта;

— возможность размещение среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и т. п.

СУР рассматривается в мировой практике как основная философия таможенного контроля. Объемы внешней торговлив мире постоянно растут и не одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла быосуществлять всеобъемлющий контроль за внешнеторговыми операциями без вреда для самой внешней торговли. Учитывая это, таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности.

Таким образом, должна осуществляться серьезная аналитическая работа, на основе которой принимается решение о методахконтроля. Основной задачей таможенных органов в данной ситуации является действенный выборочный контроль, даннаяновация — одно из прогрессивных положений кодекса.

Рассмотрим механизм действия СУР. Весьма значимую роль играют ее аналитическая составляющая.

СУР предполагает:

— определение области риска, т. е. процедура и категория международного передвижения с которым связывается вероятность совершения правонарушения;

— индикаторы риска — определенные критерии, которые, взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта пристального контроля;

— профиль риска — сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализированаи классифицирована по определенным категориям.

Данные процедуры выполняются в определенной последовательности. В первую очередь, определяется область риска, а такжекритерии оценки риска. Затем определяется сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структуры внешнеэкономической сделки. На третьем этапе анализируются сами риски, т. е. вероятность наступление рискаи потенциальные последствия его возникновения. Затем осуществляется сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и устанавливается его значимость, приоритетность. После решения данных задач определяется план действий, направленных на предотвращение совершения правонарушения, осуществляется необходимые мероприятия.

Эффективность таможенных ревизий достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия структурных подразделений ЦТУ, а также за счет разработки критериев выбора таможенного контроля. Практика показывает, что наиболее результативными являются специальные таможенные ревизии, назначенные по результатам осмотра помещений и территорий,в ходе которых возможно закрепление факта нахождения товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениемтаможенного законодательства.

Выбор объектов таможенной ревизии, определение формы и сроков контрольных мероприятий, а также планированиедеятельность подразделений таможенной инспекции ведется на основе анализа различных источников информации, в томчисле и сведений, полученных с использованием системы управления рисками.

Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками была утверждена приказом ГТК России от 28 июня 2004 года №дсп, а профили рисков стали разрабатываться только после издания этого приказа, поэтому выбор объектов производился путем анализа электронной базы данных ГТД с учетомследующих критериев: стоимостных показателей (стоимость за единицу товара, стоимость за 1/кг), весовых (разница бруттои нетто) показателей, номенклатуры товаров, заявленных в декларациях. При этом особое внимание уделялось организациям, осуществлявшим перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, относящимся к группам «риска» и «прикрытия».

Управление рисками  позволяет оптимально использовать ресурсы подразделений ФТС и ОТИ таможен, не снижаяэффективности таможенного контроля и освобождая большинство участников внешнеэкономической деятельностиот излишних бюрократических процедур.

Таким образом, система управления рисками позволит вести контроль за внешнеторговым оборотом и, не снижая эффективности таможенного контроля, освободить участников внешней экономической деятельности от излишних бюрократических процедур  

Статья 128. Цели применения системы управления рисками

1. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и  тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

2. Целями применения  системы управления рисками являются:

1) обеспечение  в пределах компетенции таможенных  органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни  и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение  внимания на областях повышенного  риска и обеспечение более  эффективного использования имеющихся  в распоряжении ресурсов;

3) выявление,  прогнозирование и предотвращение  нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с  уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность  товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение  проведения таможенных операций  при перемещении товаров через  таможенную границу.

3. Таможенные  органы осуществляют взаимный  обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов таможенного союза.

4. Комиссия таможенного  союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации.

(п. 4 введен Протоколом от 16.04.2010)

Статья 129. Объекты анализа риска

К объектам анализа  риска относятся:

1) товары, находящиеся  под таможенным контролем либо  помещенные под таможенную процедуру  выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные  средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся  во внешнеэкономических договорах  (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся  в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность  декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) результаты  применения форм таможенного  контроля.

Статья 130. Деятельность таможенных органов  по оценке и управлению рисками

1. Деятельность  таможенных органов по оценке  и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

1) формирование  информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

2) анализ и  оценка рисков, включающих в себя  систематическое определение:

объектов анализа  рисков;

индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;

оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

3) разработка  и реализация практических мер  по управлению рисками с учетом:

вероятности возникновения  рисков и возможных последствий;

анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

2. Сбор, обработка и анализ  информации об эффективности  принятых мер по минимизации  рисков и результатах применения  к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

3. Порядок сбора и обработки  информации, проведения анализа  и оценки рисков, разработки и  реализации мер по управлению  рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.

4. Содержание установленных  профилей и индикаторов риска  предназначено для использования  таможенными органами, является  конфиденциальной информацией и  не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.


Информация о работе Система управления таможенными рисками