Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
1. Был изучен риск, как экономическая категория.
2. Была рассмотрена классификация рисков.
3. Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5
1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5
1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14
ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20
2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20
2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27
2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32
2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….4

Файлы: 1 файл

Управление рисками.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

В рамках каждого из направлений принимаемые меры бу­дут иметь различное отношение эффективности (снижения веро­ятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях эко­номически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение рис­ка, а  на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования.

По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в реальном масштабе времени - такие системы, в которых решения принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объек­том, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных решений. Представляется возможным выделить из решений в ре­альном масштабе времени «кризисные решения».

Кризисным решением называется решение, прини­маемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний.

Риск-менеджмент в рамках туроперейтинга необходим, поскольку желание туристической организации учитывать и управлять всеми рисками вполне естественно, т.к. это ведет к определенной защите и увеличению стоимости всей туристической организации. Но это не возможно сделать в рамках туроперейтинга если не учитывать факторы[5,стр.56]:

- знание рисков, их взаимосвязи, владение информацией о возможных компенсациях, об уровне риска, который считается допустимым в понимании руководства туристической организации и заинтересованных  лиц;

- понимание того как риск отражается на финансовом положении и доходах туристической организации, а также сведения о вероятности и уровнях значимости всех рисков;

- анализ существующих противоречий в риск-менеджменте туристической организации и меры эффективности распределения ресурсов с учетом степени риска;

- сокращение изменчивости прибыли за счет разработки системы стимулирования на основе риска, поиска новых возможностей финансирования и/или передачи риска с использованием существующей инфраструктуры для управления рисками. [7,c.295]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. Анализ рисков в туроперейтинге.

2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков.

Во многих исследованиях  термин  «риск» связывается с опасностью  потенциально  возможных  потерь в различных  сферах  деятельности  (потери материальных и финансовых ресурсов, недополучение доходов, непредвиденные дополнительные расходы и т. п.) Иначе говоря, основная  посылка  анализа риска в любой  экономической  системе  состоит  в его отождествлении  с  количественной  или  стоимостной  мерой  опасности. В  соответствии с этим содержание туристских рисков охватывает всевозможные угрозы в отношении участников  туристского рынка. Поэтому  всю  совокупность туристских рисков представляется целесообразным разделить на две группы: риски,  которым  подвержены  туристы  при планировании  и  осуществлении  тура (собственно  туристские риски),  и риски  деятельности  туристских предприятий при формировании, продвижении, реализации тура и оказании рекреационных  услуг (экономические  или  хозяйственные риски).  Первая группа — это  неблагоприятные  события, связанные  либо  с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время туристских поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Вторая группа рисков  обусловлена  характером деятельности  предприятий  рекреационно-туристского  комплекса  и представляется  более интересной для анализа вследствие сложности его финансово-хозяйственных связей. Специфические особенности экономических рисков в туристском секторе  экономики:

- туристские риски  связаны с ущербом не только для туроператоров и  турагентов  как организаторов  туризма,  но и  для  предприятий смежных отраслей  и самих туристов, а также всего растительного и животного мира, культурно-исторического наследия;

- поскольку  в некоторых случаях туристский  риск  включает в себя риск  для жизни и  здоровья туриста, то  к его  уровню  на предприятиях рекреационно-туристской сферы должны предъявляться особенно жесткие требования;

- туристский  риск  образуют  как  финансово-экономические, связанные с  хозяйственной деятельностью  предприятий, так и  природные,  не зависящие от  человека и организаторов туризма источники опасности, которые вместе с тем могут находиться во взаимосвязи.

И  все же главная  специфическая черта туристского  риска  с  позиций туристского комплекса как экономической системы — это его многоаспектность.  Она связана  с  сопряженностью  включаемых  в туристскую  индустрию отраслей, которые усиливают эффект от туризма благодаря действию механизма мультипликатора. Однако обратная сторона мультипликатора заключается  в том,  что  каждая  отрасль имеет  собственную  спецификацию риска  и  поэтому  вносит  свой  добавочный  вклад  в общий уровень туристского  риска.  Например,  транспортные  предприятия инициируют риски  аварийности туристских перевозок, коллективные  средства размещения  (КСР) — сервисные риски  обслуживания, аттрактивные  предприятия  — вероятность  причинения вреда  жизни и  здоровью  при эксплуатации технических  устройств. При этом  на все предприятия туристской индустрии оказывают влияние риски, которые с определенной долей условности  можно  определить  как  универсальные, т. е. действующие на любой хозяйствующий  субъект  вне  зависимости  от  его  отраслевой  принадлежности  и организационно-правовой  формы.  Речь идет  о финансовых, инвестиционных, кадровых, инфляционных и других рисках. Следует отметить,  что  в анализе отождествление туристского  риска только  с опасностями  и потерями  носит ограниченный характер. Его можно рассматривать  как явление, которое связано не только с вероятностью неудачи, потери, ущерба, но и с шансом на успех, с возможностями получения каких-либо позитивных последствий. Другими словами, ситуация риска  в некоторых случаях становится благоприятным фактором развития  туризма.

Так, туристская организация может выступить как участник  рынка венчурного  капитала. Традиционные  направления венчурного финансирования связываются  с высокотехнологичным  производством  (как  правило, в сфере малых и  средних частных  компаний), позволяющим  вывести  на рынок наукоемкую  продукцию. Однако  главная  задача венчурных фондов  — повышение капитализации той компании,  которая  сумела  реализовать  инновационную  идею и  тем  самым  обеспечить  себе значительное рыночное преимущество по сравнению с потенциальными конкурентами [11, с. 59] — в туристском секторе может быть решена и без помощи самих фондов. Привлечение капитала без участия специализированных частных или  государственных  венчурных компаний осуществляется  тогда  традиционными способами, т. е. через кредитные и  эмиссионные  формы. При этом главный  критерий «венчурности»  остается  неизменным. Он заключается в инновационности  и высокой степени  корреляции между  потенциальной прибылью и  риском. Поэтому  любое  туристское предприятие, будь то  турфирма, гостиница, перевозчик, выводящее  на рынок новую  услугу, может стать объектом венчурного финансирования. Не исключена также ситуация, когда сама туристская организация выступает  в качестве инвестора при реализации проектов с повышенным риском.

Для эффективного менеджмента  туристских рисков  необходимо  идентифицировать  факторы  риска, которые  представляют  собой совокупность предпосылок, увеличивающих вероятность и реальность рисковых событий. Содержание  идентификационной процедуры  должно базироваться  на  анализе статистических или  экспертных данных,  причем любой негативный тренд нельзя  относить к причинам риска, поскольку он не обладает  атрибутивными  качествами  риска. Теория  риска  постулирует, что  источниками  риска  выступают  процессы  или  явления, обусловленные случайностью возникновения, неоднозначностью  и  вариативностью  протекания, неопределенностью исхода.

Несмотря  на тезис о возможности  вероятностной  оценки и  о принципиальной управляемости  риска, данные характеристики  представляются чрезвычайно жесткими  для социально-экономических  систем. В туристском комплексе вероятностным критериям соответствуют только природно-естественные  неблагоприятные  явления, а также отдельные технологические процессы  в инфраструктурных  объектах. Поэтому  целесообразно  некоторое смягчение критерия  путем сведения рисков к существенным и наблюдаемым изменениям тенденций, которые  стали  или  могут  стать в будущем  угрозой или  барьером  развития  туризма. Другими словами, если имеет  место  внезапное изменение вектора  туристского развития, подтвержденное экономическими индикаторами, то это является необходимым и достаточным условием для идентификации проблемы как фактора экономического риска.

В табл. 2.1.1 представлена динамика основных индикаторов туристской индустрии. Рост  в последние годы большинства  экономических  показателей объясняется  «бумом  спроса»  на туристские услуги, который  ориентирован прежде  всего  на зарубежный  рынок. В течение  последних  15 лет прослеживается тенденция  к росту  объемов  выездного  туризма  и  потере привлекательности  российских рекреационных зон  среди иностранных  граждан. Так, за первое полугодие  2010 г. Превышение выездных  туристских потоков  над въездными составило 4,7 раза (в 2000 г. оно было равно 1,7, в 1995 г. — 1,4). Главной  причиной отсутствия  потребностей  в отдыхе  внутри  России является то, что  внутренние цены сравнялись  и  даже  превысили цены на аналогичные предложения  по выездному  туризму. Годовые темпы  инфляции  на внутренние туристские услуги более чем в 2 раза превышают рост цен  на выездные  туры  (табл. 2.1.1). Однако  разнообразие  международных  туристских предложений, высокое качество обслуживания на  зарубежных курортах  делают неконкурентоспособным рынок внутреннего туризма. Средняя  цена путевки на курорты Турции в июне 2010 г. в расчете на 1 человека составляла 16 тыс. 331 руб. (8 дней / 7 ночей). Цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова  —24 тыс. 687 руб. Санаторно-оздоровительные  услуги в российских курортных зонах  ненамного дешевле:  средняя  стоимость  одного дня (без учета проезда)  в санатории  — 1 тыс. 400 руб., в пансионате  — 998 руб.1   С учетом низкого уровня сервиса на отечественных курортах  оценка  среднестатистическим туристом различных предложений по критерию «цена  — качество» складывается не в пользу российского туристического комплекса.

Динамика экономических показателей туризма в России.

 

Показатель

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010*

               1

2

3

4

5

6

7

8

9

Туристский поток, тыс. поездок:

• въездной

• выездной

 

2598

4485

 

2380

4191

 

3106

5044

 

3152

5640

 

2861

6557

 

2385

6785

 

2433

7753

 

826

3851

Число КСР**, ед.

9058

8915

8581

8517

8620

9269

9865

9968

Внешнеторговы

оборот (ВТО)

туристских услуг,млн долл.

12 277

12 857

15 450

17 382

20 955

23 270

25 863

13 312

Доля туристских услуг в общем объеме ВТО товаров и услуг, %***

7,0

6,9

7,5

6,8

6,3

5,4

4,8

4,5

Таблица 2.1.1

 

         1

2

3

4

5

6

7

8

9

Платные услуги, млрд. руб.:

•  туристские

•  санаторно-оздоровительные услуги

•  услуги гостиниц

 

 

10,6

16,8

 

 

16,2

 

 

13,9

19,9

 

 

21,1

 

 

15,2

22,9

 

 

32,1

 

 

18,3

25,8

 

 

41,4

 

 

23,8

30,5

 

 

52,3

 

 

33,8

36,1

 

 

60,1

 

 

45,2

42,8

 

 

74,7

 

 

 

 

Индексы цен, %:****

•  услуги зарубежного туризма

•  санаторно-оздоровительные услуги

•  экскурсионные услуги

__

 

__

 

__

 

 

 

 

 

108,0

 

122,1

 

 

118,2

 

104,9

 

119,0

 

 

116,7

 

102,8

 

112,8

 

 

124,7

 

102,4

 

111,2

 

 

115,5

 

104,3

 

115,2

 

 

107,1

 

106,2

 

115,6

 

 

115,6

Информация о работе Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге