Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
1. Был изучен риск, как экономическая категория.
2. Была рассмотрена классификация рисков.
3. Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5
1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5
1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14
ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20
2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20
2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27
2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32
2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….4
- политический риск;
- производственный риск;
- коммерческий риск;
- финансовый риск;
- технический риск;
- отраслевой риск;
- инновационный риск.
Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Политический риск условно можно также подразделить на страновый, региональный, международный.
Эффективная предпринимательская деятельность, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако внедрение новой техники и технологии ведет к опасности техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о техническом риске.
Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предпринимательской фирмы.
Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски непосредственное влияние и возникновение их, как правило, зависит от деятельности самого предпринимателя.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:
снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции; снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса; увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и побочных расходов; рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам; увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности; низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией; физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.
Прямая зависимость от производственного риска наблюдается у отраслевого риска, либо рисков так как производство чего либо подразделяется по отраслям производства товаров или услуг. Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.
Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Коммерческий риск включает в себя: риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке; также с транспортировкой товара (транспортный); риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем; риск, связанный с платежеспособностью покупателя; риск форс-мажорных обстоятельств.
Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск — это один из видов предпринимательского риска.
Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.
К финансовому риску относятся:
валютный риск; кредитный риск; инвестиционный риск.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему.
Экономический риск для предпринимательской фирмы состоит в том, что стоимость ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых — акции или долговые обязательства — приносят доход в иностранной валюте. Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается.
Кроме этого, следует различать валютный риск для импортера и риск для экспортера. Риск для экспортера — это падение курса иностранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортера — это повышение курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа. Таким образом, при заключении контрактов необходимо учитывать возможные изменения валютных курсов. Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Кредитный риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансовыми учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с акционерами.
Зарубежные экономисты выделяют имущественный, моральный и деловой риск. Деловой риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя производить прибыль за определенный период времени. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных качеств заемщика. Имущественный риск определяется тем, достаточно ли собственных активов заемщика для покрытия объема кредита.
Следующий вид финансового риска — инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги, но это понятие много шире и включает в себя все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств. [2, стр.41-43]
1.2. Системный подход к управлению рисками.
Разные виды и типы рисков тесно связаны между собой и представляют целостную систему, при этом взаимно завися друг от друга. Субъект туристической деятельности, который мыслит рационально, не должен полагаться на стихийно-естественный ход событий, а научиться управлять экономическими рисками. Поскольку риски связанные с экономической деятельностью объективно неизбежны, то первое условие управления ими – умение предусмотреть их и снизить до максимально возможного уровня. Для этого необходимо – знать общие и конкретные причины определенного вида риска, определить обстоятельства при которых он возникает, оценить вероятность его появления, сопоставить выгоду и риск. Выявление причин и обстоятельств появления рисков в туристической деятельности предусматривает отчленение объективных факторов, которые не зависят от деятельности предпринимателей (наличие конкурентов, инфляция, качество действующего законодательства и др.), от субъективных (уровень организации труда, качество форм и систем заработной платы и т.п.). Лишь после этого можно наметить оптимальные направления деятельности, следовательно, рационально контролировать риск. Управление риском или иными словами риск-менеджмент – это системный процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на преодоление негативных событий вызванных случайно, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию факторов неопределенности альтернативного выбора, сокращения возможных потерь, обусловленных риском.
Для организации в равной мере важно управлять политическими, финансовыми, технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать
противопожарную безопасность, управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др. Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Отмечается, что важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления. Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в управлении рисками, является самым распространённым.
Управление риском становится актуальным после обнаружения риск проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и моделирования риска. Вообще же по отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение. Предупреждением (устранением) называют исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска же выделяют два подхода: широкий и узкий. Узкий подход состоит в предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых за счет страховых сумм и по инициативе страховщика. Широкий подход реализуется вне рамок страхования.
Самострахование – принятие риска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка.
Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.
Поглощение риска характерно для современной социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам:
- отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у юридических, так и у физических лиц;
- относительной ненадежности части страховщиков в условиях политической нестабильности, инфляции, отсутствия доходных и надежных инвестиционных инструментов.
Это обстоятельства делают для предпринимателей управление риском особенно актуальным.
В связи с усложнением условий производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием источников и возможных последствий риска их необходимо рассматривать в системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и производственной деятельности субъектов рынка.
Необходимость системного подхода связана и с ростом расходов на контроль и управление рисками на всех иерархических уровнях (государство, предприятие, индивидуум). Эти расходы снижают эффективность общественного производства, а также могут влиять на социально-экономическую ситуацию в стране.
Основной целью системы управления рисками является обеспечение успешного туроперейтинга находящегося в условиях риска и неопределенности. [6, c.12 - 13]
Управление рисками в туроперейтинге не всегда эффективно, грамотно и целесообразно. Это связано прежде всего с тем, что прежде отсутствовала информационная база, научная основа, соответствующие исследования, система и опыт в сфере управления рисками в туроперейтинге.
Методологический подход к риск-менеджменту основывается на старых и новых взглядах на данную проблему.
Стоит отметить, что с необходимыми условиями которые выдвигает время является переход от фрагментированной, эпизодической, ограниченной модели управления рисками к непрерывной, интегрированной и расширенной. Поэтому необходимо риск-менеджмент рассматривать как процесс, слаженный и взаимосвязанный.
Процесс управления рисками в туроперейтинге основан на комплексе защитных мероприятий против основных форм рисков, прежде всего критического и абсолютного. К основным из них относятся – страхование риска, изучение рынка, изучение клиентов (проверка их платежеспособности), текущий контроль, использование залога, диверсификация риска, изучение конкурентов, эффективное стимулирование менеджеров от которых в наибольшей степени зависит снижение степени рисков.
Решение - центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.
По месту в процессе управления риском могут быть выделены решения:
- риск-целеполагания по выбору целей управления риском. Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы и формализованы. Формальные методы синтеза целей не разработаны;
- риск-маркетинга по выбору способов (предупредить, снизить, страховать, поглотить) или инструментов (конструктивные, технологические, финансовые и т.п.) управления риском.
Эти решения допускают формализацию, в частности, использование функционально-логических методов;
- риск-менеджмента по поддержанию баланса в треугольнике «люди - ресурсы - цели» в процессе достижения поставленных риск-целей при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.
Снижение риска возможно:
1) на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;
2) на этапе принятия решений - использованием соответствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев Вальда («рассчитывай на худшее») или Седвиджа («рассчитывай на лучшее») или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине (при этом альтернативы, не удовлетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);
3) на этапе выполнения операции и эксплуатации технических систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.
Информация о работе Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге