Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
1. Был изучен риск, как экономическая категория.
2. Была рассмотрена классификация рисков.
3. Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5
1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5
1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14
ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20
2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20
2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27
2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32
2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….4

Файлы: 1 файл

Управление рисками.doc

— 1.40 Мб (Скачать)


 

 

 

РОССИЙСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ   ДРУЖБЫ   НАРОДОВ

ИНСТИТУТ  ГОСТИНИЧНОГО  БИЗНЕСА  И  ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

Илюшенова Юлия Германовна

 

СТВ-51

 

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Баринова Е.Я.

 

_____________________________

(дата)                         (подпись)

 

 

 

 

 

Москва - 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  Теоретические аспекты  системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5

1.1   Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5

1.2   Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14

ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20

2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20

 

2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27

 

2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32

 

2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34

 

2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….49


ВВЕДЕНИЕ

Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современной организации является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками.  Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений. Организация, стремящееся занять ведущее место на рынке и желающее получать максимум прибыли, не может остаться в стороне от изменений, новых взглядов и подходов к управлению рисками. В результате этого необходимо рассмотреть все риски, как внутренние, так и внешние, которые могут помешать организации достичь целей. Если же риски не учитывать или ими не управлять, то вероятность оказаться в экономически безрадостной ситуации или банкротстве весьма высокая!
Как правило, игнорирование возможных рисков ведет к скорому ухудшению финансовых показателей. Поэтому риск – это финансовая категория.

Исходя из вышесказанного, целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.

Для достижения цели работы были решены следующие задачи:

1.     Был изучен риск, как экономическая категория.

2.     Была рассмотрена классификация рисков.

3.     Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.

4.     Был проведен анализ специфики и факторов возникновения туристических рисков.

5.     Была проанализирована оценка рисков в туроперейтинге РФ.

6.     Было проанализировано регулирование рисков в туроперейтинге.

7.     Были проанализированы методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге.

8.     Было разработано мероприятие по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге.

Предметом курсовой работы станет методология понятия   «риск-менеджмент», которое непосредственно взаимосвязано с управлением рисками в туроперейтинге. Риском можно и необходимо  управлять, то есть использовать определенные меры, позволяющие максимально прогнозировать наступление рискового события и применять соответствующие мероприятия к снижению степени риска.

Методологическую основу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров  и конференций, связанные с проблемами риска.

Данная курсовая работа предполагает обобщение имеющихся в открытой печати информации и сведение её в единое целое с выделением основных мер, которые могут уменьшить возникновение рисков в туроперейтинге.

 

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТУРОПЕРЕЙНИНГЕ.

1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска

            Любая туристическая деятельность связана с определенными рисками –  финансовыми, природно-естественными, экологическими, политическими, транспортными, имущественными, производственными, торговыми, коммерческими, инвестиционными, рисками, связанными с покупательной способностью денег, инфляционными и дефляционными, валютными, рисками ликвидности, упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь, процентными, кредитными, биржевыми, селективными.                                                                                 

              Иными словами, с внутренними рисками, которые формируются в процессе создания турпродукта, и внешними т.е. воздействующими со стороны внешней среды. Наличие такого огромного количества разновидностей рисков, которые для каждой отдельной туристической организации – свои, обуславливает необходимость их анализа, учета и управления.

              Сложность классификации  рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации. Но наряду с общими есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние, в свою очередь, от  рисков в туроперейтинге. Видовое    разнообразие  рисков  очень  велико  –  от   пожаров   и   стихийных бедствий до  межнациональных  конфликтов,  изменений  в   законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. Примером в туроперейтинге могут служить политические, экономические риски и др., непосредственно влияющие на туристическую деятельность.

Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность, в частности на туристическую (закрытие границ, запрет на въезд и выезд, военные действия на территории страны и др.).

Экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

Внешние факторы,  влияющие на уровень  риска в туроперейтинге  подразделяются на две группы: факторы прямого воздей­ствия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воз­действия непосредственно влияют на результаты туристической деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздейст­вия не могут оказывать прямого влияния на туристическую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды рисков, которые довольно трудно определить, оценить количественно. Усиление компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских организаций приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы и вычислительной техники. Особое значение в последние годы приобрели риски, связанные с политическими факторами, так как они несут с собой крупные потери для предпринимательства, в том числе и для предпринимательства в области туристской деятельности.

              В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет стройной системы классификации хозяйственных рисков. Существует множество подходов и попыток классифицировать риски. Определенный интерес представляет классификация  рисков предложенная профессорами Б.Мильнером и Ф.Лиисом, всю совокупность рисков они подразделяют на две основные группы:

1) внешние: политические, законодательные, природные, региональные, отраслевые, макроэкономические (инфляционные, валютные, процентные, структурные);

2) внутренние: производственные (технологические, квалификационные, риск поставки, транспортные),  инвестиционные (деловой риск, риск снижения доходности, селективный риск, временной риск), коммерческие (торговые, потеря конкурентоспособности, ценовая дискриминация, риск расчетов).

Ю. Осипов различает три вида  риска связанного с предпринимательской деятельностью: инфляционный, финансовый и операционный. В свою очередь С. Валдайцев разделяет все риски на две группы: коммерческие и технические [13, стр. 45]. Существуют и другие подходы к классификации предпринимательских рисков, но они, как правило, повторяют рассмотренные выше.

              С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности.

              Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера — это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с туристической фирмы со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предпринимателя.

По сфере возникновения риски в туроперейтинге можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к туристической организации. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

   Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью туристической организации. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго и т.п.

Источником внутренних рисков является сама туристическая фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников туристической фирмы.

   С точки зрения длительности во времени  риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.

              К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой.

              Поскольку основная задача предпринимателя — рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск — это угроза «полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом». Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым, — это критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, то есть вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет. Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества.

              По степени правомерности  риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все  риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.

              При рассмотрении влияния внутренних и внешних рисков на деятельность организации необходимо более подробно проанализировать:

Информация о работе Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге