Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
1. Был изучен риск, как экономическая категория.
2. Была рассмотрена классификация рисков.
3. Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5
1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5
1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14
ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20
2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20
2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27
2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32
2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….4
1- Рассчитано по данным Росстата [Индексы потребительских цен]
Примечания.
* Данные за январь–июнь 2010 г.
** На конец года.
*** Показатель доли туристских услуг рассчитан по данным статьи «Поездки»
счета текущих операций Платежного баланса РФ.
**** Декабрь к декабрю прошлого года.
Составлено по: [Индексы потребительских цен; Платежный баланс РФ; Туризм в цифрах…,2010].
Негативная тенденция к сокращению сети КСР, наблюдавшаяся в 1993–2003 гг., претерпела изменения в 2007 г., и за три года (2007–2010 гг.) общее количество КСР увеличилось на 1 тыс. 348 единиц (табл. 2.1.1) прежде всего за счет роста числа гостиниц и аналогичных средств размещения. Однако в настоящее время существенной проблемой туристской индустрии является диспропорциональность развития КСР по экономическим регионам РФ и степени комфортности. На центральный регион приходится 39,1% рекреационно-туристической инфраструктуры (из них 14,4% — в Москве), причем вместимость составляет 34,5% от всей базы размещения. На остальные регионы только 10–15% туристских объектов [9, c.123-127]. Многообразие факторов риска приводит к появлению рисков, связанных практически со всеми сферами туристской деятельности. Их классификация может быть основана на достаточно большом количестве критериев, таких как: тип или вид субъекта управления, степень риска, характер учета риска и т. д. Признавая важность данных классификационных признаков, следует отметить, что, наиболее точно отражает характер работы субъектов туристского рынка с позиций риск-менеджмента обобщенный критерий — сфера возникновения и влияния рисков. На базе этого критерия и на примере деятельности туроператора приводим следующую классификацию рисков (рис.2.1.1).
Рис. 2.1.1. Классификация туроператорских рисков
На рисунке наглядно видно, что за рамками данной классификации остались собственно туристские риски связанные с вероятными проблемами самих туристов при планировании и осуществлении туристских поездок.
Вместе с тем следует учитывать, что туристские риски имеют локальный во времени характер, т. е. ситуация риска ограничена определенными хронологическими рамками. Далее проявляются последствия риска, которые могут быть разной тяжести и способны образовывать определенный тренд. Другими словами, необходимо разделять само содержание риска как потенциальной угрозы и результат риска как наступивший, а не вероятностный ущерб.
2. 2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ.
Элементом управления туристскими рисками на макроуровне выступает оценка степени диспропорциональности развития туризма по экономическим регионам, а значит, и уровня региональных рисков. Такую оценку целесообразно проводить с помощью различных показателей, среди которых наиболее подходящими являются коэффициенты дифференциации. Они характеризуют глубину неравномерности какого-либо социально-экономического явления (например, оплаты труда, уровня жизни) и применительно к туристской деятельности могут быть представлены в виде следующей модели:
где I — индекс дифференциации регионального туризма (ИДРТ); Kдиф = xmax i/xmin i — индивидуальный коэффициент дифференциации; xmin i и xmax i — минимальное и максимальное значения i-го показателя туризма для двух соответствующих субъектов РФ; i = 1, 2, … , n; n — число показателей.
Данный индекс можно рассчитывать для федеральных округов или для отдельных туристских зон федерального значения, имеющих четкую привязку к административным границам субъектов РФ. В любом случае ИДРТ отражает степень различий в развитии туристской деятельности региона и в сравнении с аналогичным индексом других регионов характеризует общий уровень неравномерности. Чем выше данный коэффициент, тем сильнее поляризация регионального развития и тем выше уровень региональных рисков. Для практических расчетов и на основе статистических данных регионального развития туризм1 будем использовать модель ИДРТ с 32 показателями.
Их можно объединить в следующие шесть групп:
1) показатели КСР: численность, вместимость и количество обслуженных лиц для КСР гостиничного типа и специализированных КСР с разбиением последних на 4 элемента: санатории и пансионаты с лечением, дома и пансионаты отдыха, базы отдыха, туристские базы;
______________________________
1- Туризм и туристские ресурсы в России, 2009
2) показатели предприятий общественного питания2: вместимость, площадь зала для обслуживания, средняя численность работников и оборот общественного питания (с учетом наценки общепита и НДС);
3)финансовые показатели: суммы дебиторской и кредиторской задолженности организаций туризма, а также сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток);
4) средние потребительские цены на услуги в сфере туризма и отдыха: стоимость автобусной экскурсии, проживание в гостинице 2*–3*, в санатории, в доме отдыха, а также стоимость заказанного обеда в ресторане;
5) показатели занятости: среднесписочная численность работников гостиничного хозяйства, оздоровительных учреждений и организаций отдыха, туристских фирм;
6) показатели туристских ресурсов: численность музеев и театров.
Результаты расчетов ИДРТ по семи федеральным округам показаны на рис. 2.2.1. Самая высокая степень дифференциации наблюдается у Южного Федерального округа. Это объясняется крайне резкими отличиями в инфраструктурной составляющей туризма Краснодарского края и остальных субъектов. Так, в 2006 г. вместимость специализированных КСР в Краснодарском крае составляла 197,2 тыс. мест, а в Республике Дагестан — 2,1 тыс. мест, в Ингушетии — 0,12 тыс. мест, в Калмыкии — 0,04 тыс. мест. В Ингушетии, например, на конец 2006 г. не было ни одной зарегистрированной турфирмы, на ее территории функционировало только пять КСР, из которых три — гостиницы, а два — специализированные КСР. Для Южного Федерального округа характерна концентрация миллионов туристов на узкой полосе, в то время как близлежащие территории с уникальными ресурсами не используются вообще или используются для одного–двух видов туризма. По оценкам экологов и специалистов в области туроперейтинга, степень освоенности ресурсов в приморской зоне центральных районов черноморских курортов составляет 80–100%, а в горной и степной зоне — только 10–15% [1,с.49-50].
______________________________
2 - По данным выборочного обследования деятельности 6314 организаций общественного питания как объектов туристской индустрии, проведенного Росстатом в 2009 г. [12, с. 114–199].
Эта проблема обостряется еще и тем, что темпы строительства новых объектов и модернизация старых в районах с высокой плотностью туристских прибытий не соответствуют темпам роста платежеспособного спроса.
Рис. 2.2.1 Значения индекса дифференциации регионального туризма по федеральным округам РФ
Сегодня неравномерность развития туризма в Южном округе еще больше усиливается, поскольку в условиях подготовки к Олимпиаде-2014 основные финансовые ресурсы и технологии будут направлены на развитие Краснодарского края, прежде всего района Сочи. Как это ни парадоксально звучит, но решение о проведении в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр стало фактором региональных рисков. Положительный эффект от привлечения многомиллиардных инвестиций в экономику края ожидается только в будущем, однако уже сегодня проявляются некоторые неблагоприятные последствия. Так, сразу же после объявления положительного решения Международным олимпийским комитетом произошел резкий рост цен на товары и услуги в Краснодарском крае. По данным российской статистики, в третьем квартале 2009 г. внушительный рост цен наблюдался на вторичном рынке жилья: средняя цена одного квадратного метра выросла, по сравнению со вторым кварталом 2009 г., на 6 тыс. 795 руб. Индекс цен на вторичном рынке жилья в крае только за один этот квартал составил 117,54%, тогда как в целом по России он был равен 103,86%. Цены на недвижимость догнали и превысили общероссийский уровень (рис. 2.2.2.).Высокое значение ИДРТ для Центрального Федерального округа связано с доминированием на рынке туристских услуг Москвы и Московской области как главных центров страны по приему и обслуживанию туристов, прибывающих в столичный регион с целью отдыха, оздоровления и развлечений. Самый заметный разрыв с другими субъектами округа наблюдается по финансовым показателям. В Москве сконцентрировано более 90% всех финансовых ресурсов страны, определенная часть которые обслуживает и объекты туристского комплекса: турфирмы, гостиницы, предприятия общественного питания, транспорт. В 2009 г. оборот общественного питания в Москве составил 60,9 млрд руб., что больше, чем, например, в Тульской области, в 76,2 раза. Прибыль московских организаций туризма превышала прибыль предприятий Тульской области в 1015 раз. Такой внушительный разрыв наблюдается на фоне развитых в туристском отношении областей центральной части России.
Рис. 2.2.2. Динамика средних цен на вторичном рынке жилья
Источник: [Средние цены на рынке жилья].
Если исключить из модели группу финансовых показателей, то для Центрального округа уровень индекса уменьшится с 64,1 до 27,5, что сопоставимо с показателями Приволжского, Уральского и Дальневосточного округов. Эти округа характеризуются разным абсолютным уровнем материально-технической базы туризма, но по степени дифференциации туристского развития имеют схожие параметры. Примерно одинаков и профиль их туристской деятельности: он ориентирован преимущественно на экскурсионно-событийный туризм и в меньшей степени — на курортный отдых.
Основными туристскими ресурсами этих регионов являются памятники природы и историко-культурные объекты экскурсионного показа, народные художественные промыслы, центры паломничества. Промежуточное положение Сибирского Федерального округа между округами с высоким и низким уровнем индекса региональной дифференциации связано с тем, что, с одной стороны, этот округ имеет серьезные разрывы в инфраструктурной обеспеченности разных районов. На его территории находятся 16 субъектов РФ, 4 автономных округа которых практически не вовлечены в туристскую отрасль. В Эвенкии, например, в 2009 г. функционировали только две гостиницы, и не было ни одного специализированного КСР и ни одной турфирмы. В туристско-гостиничной инфраструктуре Сибирского округа доля автономных округов составляет 1,7%, а удельный вес граждан, пользующихся туристскими услугами в этих округах, не превышает 1%. С другой стороны, субъекты-лидеры по экономическим показателям туризма имеют такие характеристики, которые в ряде случаев ниже показателей других регионов.
2. 3 Регулирование рисков в туроперейтинге.
Многообразие и масштабы воздействия рисков ставят проблему поиска эффективных методов и инструментов их предотвращения и снижения. С учетом возможностей влияния на уровень и содержание рисков они реализуются по двум направлениям (макроэкономическое регулирование и внутренний риск-менеджмент).
Макроэкономическое регулирование имеет следующие составляющие:
1. Четкие правила, регулирующие риски в туроперейтинге, а также систему информационного обеспечения ее участников;
2. Эффективный государственный надзор за деятельностью туроператоров на рынке внутреннего и международного туризма;
3. Надежную и эффективную систему финансовых и организационно-экономических гарантий безопасности туристов.
Административное и экономическое регулирование рисков со стороны государства предполагает существование системы туристского законодательства и подзаконных актов, описывающих механизмы и процедуры эффективного решения проблемных ситуаций. Государственное вмешательство в туристский сектор означает сочетание и тесную взаимоувязку принимаемых законов, с одной стороны, и конкретных правительственных мероприятий, призванных обеспечить осуществление их на практике, а так- же надзор за реализацией, — с другой. В русле мировых тенденций и с учетом большого числа нерешенных проблем в 2006 г. Госдумой РФ были приняты поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые вступили в силу 1 июня 2007 г. Их главная цель заключается в упорядочении туроператорского рынка путем формирования единого федерального реестра туроператоров.
Чтобы обеспечить российских туристов качественными и низкорискованными туристскими продуктами, государство обязывает туроператоров иметь договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Институт финансовых гарантий достаточно успешно применяется в США, Испании, Великобритании, Израиле и других странах, причем размеры финансового обеспечения могут устанавливаться как для туроператоров, так и турагентов и варьироваться в пределах от 20 до 150 и более тыс. долл. [3,с.110-111]. Для европейских стран наличие механизма государственного страхования туристских рисков является обязательным условием членства в ЕС.
Информация о работе Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге