Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления рисками в туроперейтинге.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
1. Был изучен риск, как экономическая категория.
2. Была рассмотрена классификация рисков.
3. Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии………………………………………………………………….5
1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска…………...5
1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии………....14
ГЛАВА 2. Анализ управления рисками в туроперейтинге ...…………….20
2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков……….20
2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ………………………………......27
2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге……………………………....32
2.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге………..34
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления рисками в туроперейтинге………………………………………………… .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...47
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….4

Файлы: 1 файл

Управление рисками.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

1- Рассчитано по данным Росстата [Индексы потребительских цен]

Примечания.

* Данные за январь–июнь 2010 г.

** На конец года.

*** Показатель  доли  туристских услуг рассчитан  по данным статьи «Поездки»

счета текущих операций Платежного баланса  РФ.

**** Декабрь к декабрю прошлого года.

Составлено по:  [Индексы потребительских цен;  Платежный баланс  РФ; Туризм в цифрах…,2010].

Негативная тенденция к сокращению сети КСР, наблюдавшаяся в 1993–2003 гг., претерпела  изменения в 2007 г., и  за три года (2007–2010 гг.) общее количество  КСР увеличилось  на 1 тыс. 348 единиц  (табл. 2.1.1) прежде  всего  за счет  роста  числа гостиниц  и аналогичных средств размещения. Однако  в настоящее  время существенной  проблемой  туристской индустрии  является диспропорциональность  развития  КСР по экономическим  регионам РФ и степени комфортности. На центральный регион приходится  39,1% рекреационно-туристической инфраструктуры (из них 14,4% — в Москве), причем вместимость составляет 34,5% от  всей базы  размещения. На остальные регионы только 10–15% туристских объектов [9, c.123-127]. Многообразие  факторов  риска  приводит  к появлению  рисков, связанных практически со всеми сферами туристской деятельности. Их классификация  может быть  основана на достаточно большом количестве критериев, таких как: тип или  вид  субъекта управления, степень риска, характер учета риска  и  т. д. Признавая  важность  данных классификационных признаков, следует отметить,  что, наиболее  точно  отражает  характер работы субъектов  туристского  рынка  с  позиций риск-менеджмента  обобщенный критерий — сфера возникновения и влияния рисков. На базе этого критерия  и на примере деятельности туроператора приводим следующую классификацию рисков (рис.2.1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1.1. Классификация туроператорских рисков

На рисунке наглядно видно, что за рамками данной классификации остались  собственно  туристские риски связанные  с вероятными проблемами  самих  туристов  при планировании и осуществлении туристских поездок.

Вместе  с тем  следует учитывать, что  туристские риски  имеют  локальный во  времени  характер, т. е. ситуация  риска  ограничена определенными хронологическими рамками. Далее проявляются последствия  риска, которые  могут  быть  разной  тяжести  и  способны образовывать  определенный тренд.  Другими словами, необходимо  разделять само  содержание  риска как потенциальной угрозы и результат риска как наступивший, а не вероятностный ущерб.


2. 2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ.

Элементом  управления  туристскими  рисками на макроуровне выступает  оценка степени диспропорциональности развития туризма  по экономическим  регионам, а значит,  и  уровня региональных рисков. Такую оценку целесообразно проводить с помощью различных показателей, среди которых  наиболее  подходящими являются коэффициенты дифференциации. Они характеризуют  глубину неравномерности  какого-либо  социально-экономического  явления (например, оплаты труда, уровня жизни) и применительно к туристской деятельности могут быть представлены в виде следующей модели:

                                             I = n√K диф.1 *  K диф.2*…* K диф.n

где   I — индекс  дифференциации регионального туризма  (ИДРТ); Kдиф  = xmax i/xmin i   — индивидуальный коэффициент дифференциации; xmin i и xmax i — минимальное и  максимальное значения i-го  показателя  туризма для двух соответствующих субъектов РФ; i = 1, 2, … , n; n — число показателей.

Данный индекс  можно  рассчитывать для федеральных  округов или  для отдельных туристских зон федерального значения, имеющих четкую привязку к административным границам субъектов РФ. В любом случае ИДРТ отражает степень различий в развитии  туристской деятельности региона и в сравнении с аналогичным индексом других регионов характеризует общий уровень неравномерности. Чем выше данный коэффициент, тем сильнее  поляризация регионального развития  и тем выше уровень региональных рисков. Для практических расчетов и на основе статистических данных регионального развития  туризм1 будем использовать модель ИДРТ  с 32 показателями.

Их можно объединить в следующие шесть групп:

1)                 показатели КСР: численность, вместимость и количество обслуженных лиц  для КСР гостиничного типа и специализированных КСР с разбиением последних на 4 элемента: санатории и пансионаты с лечением, дома и пансионаты отдыха, базы  отдыха, туристские базы;

_______________________________________________________

       1- Туризм  и  туристские ресурсы  в России, 2009


2)  показатели предприятий общественного питания2: вместимость, площадь  зала для обслуживания, средняя  численность  работников и  оборот  общественного  питания (с учетом  наценки общепита  и НДС);

3)финансовые показатели: суммы дебиторской и кредиторской задолженности организаций туризма, а также сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток);

4) средние потребительские цены на услуги в сфере туризма и отдыха: стоимость  автобусной экскурсии, проживание в гостинице  2*–3*, в  санатории, в доме отдыха, а также стоимость заказанного обеда в ресторане;

5) показатели занятости: среднесписочная численность работников гостиничного  хозяйства, оздоровительных учреждений  и организаций  отдыха, туристских фирм;

6) показатели туристских ресурсов: численность музеев и театров.

Результаты  расчетов  ИДРТ по семи  федеральным  округам показаны  на рис. 2.2.1. Самая  высокая степень  дифференциации наблюдается  у Южного Федерального округа.  Это объясняется крайне резкими отличиями в инфраструктурной  составляющей  туризма Краснодарского края и  остальных  субъектов.  Так, в 2006 г. вместимость специализированных  КСР в Краснодарском  крае составляла  197,2 тыс. мест, а в Республике  Дагестан  — 2,1 тыс. мест,  в Ингушетии — 0,12 тыс. мест, в  Калмыкии  — 0,04 тыс. мест. В Ингушетии, например, на конец 2006 г. не было ни одной зарегистрированной турфирмы, на ее территории функционировало только пять  КСР, из которых три — гостиницы, а два — специализированные КСР. Для Южного Федерального округа  характерна  концентрация миллионов туристов на узкой полосе, в то время как близлежащие территории с  уникальными  ресурсами  не используются  вообще  или используются для  одного–двух видов  туризма. По оценкам экологов  и  специалистов в области туроперейтинга, степень освоенности ресурсов в приморской  зоне  центральных районов черноморских  курортов  составляет 80–100%, а в горной и степной  зоне  — только  10–15% [1,с.49-50].

__________________________________________________________

2 - По данным  выборочного обследования  деятельности  6314 организаций общественного питания как объектов туристской индустрии, проведенного Росстатом в 2009 г. [12, с. 114–199].


 

Эта проблема  обостряется  еще  и  тем, что  темпы строительства  новых  объектов  и  модернизация старых  в районах с  высокой плотностью туристских прибытий не соответствуют темпам роста платежеспособного  спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2.1 Значения индекса дифференциации регионального туризма по федеральным округам РФ

Сегодня неравномерность развития туризма в Южном округе еще больше усиливается, поскольку в условиях подготовки к Олимпиаде-2014 основные  финансовые ресурсы  и  технологии  будут направлены на развитие  Краснодарского края, прежде  всего  района Сочи.  Как  это  ни   парадоксально звучит, но решение о проведении  в  г. Сочи  XXII зимних Олимпийских  игр  стало  фактором региональных рисков.  Положительный эффект от привлечения многомиллиардных инвестиций в экономику края ожидается только в будущем, однако уже сегодня проявляются некоторые неблагоприятные последствия. Так, сразу же после объявления положительного решения Международным олимпийским комитетом произошел резкий  рост  цен на товары  и  услуги в Краснодарском  крае. По данным российской статистики, в третьем квартале 2009 г. внушительный рост  цен наблюдался  на вторичном рынке  жилья:  средняя  цена одного квадратного метра  выросла, по сравнению со  вторым  кварталом 2009 г., на 6 тыс. 795 руб. Индекс  цен на вторичном  рынке  жилья  в крае только за один  этот квартал  составил  117,54%, тогда  как  в целом  по России  он был равен 103,86%. Цены на недвижимость  догнали и  превысили общероссийский уровень  (рис. 2.2.2.).Высокое значение ИДРТ для  Центрального  Федерального округа  связано  с доминированием  на рынке туристских услуг Москвы  и  Московской области как главных центров страны по приему и обслуживанию туристов, прибывающих в столичный регион с целью  отдыха, оздоровления и развлечений. Самый заметный разрыв  с другими субъектами округа  наблюдается по финансовым показателям. В Москве  сконцентрировано  более  90% всех финансовых ресурсов  страны, определенная  часть которые обслуживает  и объекты  туристского  комплекса:  турфирмы,  гостиницы,  предприятия общественного  питания, транспорт. В  2009 г. оборот  общественного  питания в Москве  составил  60,9 млрд руб., что  больше, чем, например, в Тульской области, в 76,2 раза. Прибыль московских организаций туризма превышала прибыль предприятий Тульской  области  в 1015 раз. Такой внушительный разрыв  наблюдается  на фоне развитых  в туристском  отношении областей центральной части России.

 

             

 

 

 

                                 I      II       III      IV       I       II        III      IV      I        II       III      IV

                                  2008                       2009                           2010

                                                         

 

                                                                     

 

 

Рис. 2.2.2. Динамика средних цен на вторичном рынке жилья

Источник: [Средние цены  на рынке жилья].


Если  исключить из  модели  группу финансовых  показателей,  то  для Центрального округа  уровень индекса  уменьшится  с  64,1 до  27,5, что  сопоставимо  с  показателями  Приволжского, Уральского  и  Дальневосточного округов. Эти округа  характеризуются разным абсолютным уровнем материально-технической  базы  туризма, но по степени  дифференциации  туристского  развития имеют  схожие  параметры. Примерно одинаков  и  профиль их туристской деятельности: он ориентирован преимущественно на экскурсионно-событийный туризм и в меньшей степени — на курортный отдых.

Основными туристскими  ресурсами  этих регионов являются  памятники природы и  историко-культурные объекты  экскурсионного  показа,  народные художественные промыслы, центры паломничества. Промежуточное положение Сибирского Федерального округа между округами с  высоким и  низким уровнем индекса  региональной дифференциации связано  с  тем, что, с  одной стороны, этот  округ  имеет серьезные  разрывы в инфраструктурной  обеспеченности  разных районов.  На его  территории находятся  16 субъектов  РФ, 4 автономных  округа  которых практически не  вовлечены  в туристскую отрасль. В  Эвенкии, например, в  2009 г. функционировали  только  две  гостиницы,  и  не было  ни одного специализированного КСР и ни одной турфирмы. В туристско-гостиничной инфраструктуре Сибирского  округа  доля  автономных  округов составляет 1,7%, а удельный вес граждан, пользующихся туристскими услугами в этих округах,  не превышает  1%. С другой стороны, субъекты-лидеры  по экономическим показателям  туризма  имеют  такие характеристики,  которые  в ряде случаев ниже показателей других регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. 3 Регулирование рисков в туроперейтинге.

 

Многообразие и масштабы воздействия рисков ставят проблему поиска эффективных методов  и инструментов  их предотвращения  и снижения. С учетом  возможностей  влияния на уровень  и содержание  рисков  они реализуются  по двум  направлениям (макроэкономическое  регулирование и внутренний риск-менеджмент).

Макроэкономическое регулирование имеет следующие составляющие:

1. Четкие правила, регулирующие риски  в  туроперейтинге, а также систему информационного обеспечения ее участников;

2. Эффективный государственный надзор за деятельностью туроператоров на рынке внутреннего и международного туризма;

3. Надежную  и  эффективную систему  финансовых и  организационно-экономических гарантий безопасности туристов.

Административное  и  экономическое  регулирование рисков  со  стороны государства  предполагает существование  системы  туристского  законодательства и  подзаконных  актов,  описывающих механизмы  и  процедуры эффективного решения проблемных ситуаций. Государственное вмешательство в туристский сектор означает сочетание и тесную взаимоувязку принимаемых законов, с одной стороны, и конкретных правительственных мероприятий, призванных обеспечить осуществление их на практике, а так- же надзор за реализацией, — с другой. В  русле мировых тенденций  и  с  учетом  большого  числа нерешенных проблем  в 2006 г. Госдумой РФ  были приняты поправки  к Федеральному закону  «Об основах  туристской  деятельности  в Российской  Федерации», которые  вступили  в силу 1 июня 2007 г. Их  главная  цель  заключается  в упорядочении туроператорского рынка путем формирования единого федерального реестра туроператоров.


Чтобы  обеспечить  российских туристов  качественными и низкорискованными туристскими продуктами, государство обязывает туроператоров иметь договор страхования гражданской ответственности или  банковскую  гарантию исполнения обязательств  по договору  о реализации  туристского  продукта.  Институт  финансовых гарантий достаточно успешно применяется в США, Испании, Великобритании, Израиле  и других странах, причем  размеры  финансового  обеспечения  могут  устанавливаться как  для туроператоров, так и турагентов  и варьироваться  в пределах  от  20 до 150 и более тыс. долл. [3,с.110-111]. Для европейских стран наличие механизма  государственного  страхования  туристских рисков  является обязательным условием членства в ЕС.

В настоящее время основная масса российских туроператоров (более 95%) заключила договоры страхования. Практически все фирмы установили  минимальный  порог размера  финансового  обеспечения, который определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма; 30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения; 60 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации; 100 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" Статья 17.2. Размер финансового обеспечения )

Информация о работе Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге