Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Туризм(2).docx

— 1.30 Мб (Скачать)

 

 

Рис. 14 Структура спроса по видам  туризма116

 

Соотношение числа диких и организованных туристов в области составляет 60/40.

Доля услуг, потребляемых иностранными туристами в Тверской области в 2004 г. составляла только 5,83%, в 2006 г. возросла до 15,16%, но в 2007 г. снизилась до 5,33%.  Среди приехавших в Тверскую область основную массу составляют граждане России, что позволяет говорить как о росте интереса у граждан России к внутреннему туризму, так и о росте интереса собственно к Тверской области. Вместе с тем, в последние два года наблюдается особенно значительный рост иностранного въездного туризма.117 Так в 2004 г. из 800 тыс. туристов посетивших Тверскую область из них 12 тыс. были иностранцы, а в 2007 г. из 970 тыс. туристов – около 50 тыс. иностранных туристов.

Рис. 15. Доля услуг, потребляемых иностранными туристами 

за 2004-2007 гг.118

          На рис. 16 показаны изменения доли  стоимости международных туристских  услуг Тверской области в ВВП  России за 2003-2006 гг. Для стран вне  СНГ данный показатель колеблется  от минимального значения 0,35% в  2003 г. до 0,371 в 2004 г., но в 2006 г.  опять наблюдается спад, совсем  в противоположном направлении  возрастает доля услуг для  стран СНГ с 0,017% в 2003 г. возрос  до 0,028%. Также стоит отметить достаточно  слабую развитость отношений  в сфере туризма со странами  СНГ. Однако грамотно проведенная  рекламная кампания и обеспечение  более низких, чем на мировом  рынке цен, могли бы привлечь  гораздо большее число посетителей  из стран СНГ и послужить  толчком для развития туризма, прежде всего рекреационного, водного и культурного, как наиболее привлекательных для жителей стран СНГ.119

Рис. 16. Доля стоимости международных туристских услуг Тверской области в ВВП России за 2003 -2006 гг.120

           Туризм интересен не только сам по себе, но и тем, что развитие туризма стимулирует развитие целого ряда отраслей, что нашло отражение в определении «мультипликативный характер туризма». Одной из таких отраслей является сувенирная промышленность. И здесь еще предстоит решить вопрос с разработкой и продвижением узнаваемого туристского сувенира как для отдельных регионов тверской области, так и для области в целом.

          Разные специалиста по-разному оценивают имеющийся туристо-рекреационный потенциал Тверской области, но факт остается фактом- с каждым годом увеличивается количественно и улучшается качественно областная база объектов размещения, что свидетельствует о рентабельности этой отрасли. Постоянно растет и процент загрузки объектов размещения.121

 Проведенный анализ деятельности туристской  отрасли позволил выделить  факторы, оказавшие негативное влияние на развитие туризма в регионе.

К факторам, сдерживающим достижение стратегической цели в раскрытии  потенциала области, относятся:

  • недостаточная деятельность по продвижению тверского региона как территории, благоприятной для туризма, отдыха и инвестирования;
  • недостаточность инвестиционных вложений в инфраструктуру туризма;
  • отсутствие актуального пакета инвестиционных предложений в сфере туризма;
  • высокая сезонность туристской активности;
  • недостаточное количество и качество туристских услуг, предлагаемых на туристском рынке.122

           Отличие тверского туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Тверской области имеется уникальная возможность формировать самый различный туристский продукт, основанный на сочетании разный видов туризма.123

  С точки зрения туристского  потенциала Тверская область  занимает среднее положение среди  регионов ЦФО.

            В пределах транспортной доступности  от ключевых клиентообразующих  городов, Москвы и Санкт-Петербурга, находится Новгородская область,  предлагающая туристам более  обширный перечень памятников  истории и культуры, чем Тверская  область.

             Московская и Ленинградская области,  помимо собственного культурно-исторического  наследия, включают популярные природные  объекты более выгодные по  географическому положению с  точки зрения привлечения туристов  для кратковременного отдыха.124

             Основными сегментами туристского рынка в настоящее время являются мелкие и средние предприятия, которые на данном этапе развития отрасли в одиночку еще не  способны создать высококачественный туристский продукт, участвовать в развитии  инфраструктуры.  Без участия органов государственной власти, в силу ряда объективных причин (конкуренция между субъектами, отсутствие научных исследований, отсутствие координации действий и т.п.) это сделать невозможно.

            Ключевую роль для развития  туризма играет информационное обеспечение в этой сфере, причем в отличие от других секторов экономики роль областных структур в информационном обеспечении туристской деятельности должна быть ведущей.125

            Среди конкретных шагов по рекламно-информационной деятельности можно назвать следующие:

            - разработка регионального имиджа  в целом и фирменного стиля  туризма в регионе, создание  единой концепции рекламной деятельности. Разработка и продвижение региональных  туристических брэндов («Селигер»,  «Верхневолжье», «Тверской сувенир»);

           - создание и регулярное обновление  информационных баз данных в  сети Интернет;

             - использование «ресурса трассы» - создание системы рекламного продвижения туризма в регионе на автодорогах «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Рига». Она может включать как щитовую рекламу, так и распространение буклетов при обслуживании в придорожных комплексах (на

АЗС и т.д.). Есть смысл  рассмотреть возможность размещения рекламы на

станциях Октябрьской  железной дороги.

           - создание и распространение рекламных материалов о туристских и

санаторно-курортных возможностях Тверской области; продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д.

           - проведение специальных мероприятий в Москве и других центрах по формированию общественного мнения о Тверской области как туристском регионе; продвижение новых туристских и санаторно-курортных ресурсов;

организация презентаций  новых туристических услуг и  рекламных туров с

приглашением их владельцев, инвесторов, а также туроператоров  и турагентств;

           - работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая

рекламными и промоушн-кампаниями, в перспективе – создание постоянно

действующего стенда в  крупном московском выставочном  комплексе;

           - организация конференций по туризму с участием зарубежных фирм;

           - изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами;

         - установление прямых отношений с основными зарубежными туроператорами, специализирующимися на российском направлении.

           Продвижение туристической отрасли региона на федеральном и международном уровне необходимо осуществлять в комплексе с системой мер по раскрутке регионального имиджа в целом.126

           Для развития туризма принципиальное значение имеют улучшение внешнего вида области, развитие инфраструктуры, усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды. В этой связи нужна большая осторожность при реализации новых промышленных проектов с четким разграничением рекреационных и индустриальных зон. В качестве зоны приоритетного развития рекреационной экономики следует выделить территорию на севере и западе области (вдоль границ Новгородской области) от Вышнего Волочка до Торопца.127

             В части работы с отдельными предприятиями целесообразно оказание им помощи в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-планов. При этом необходима, во-первых, ориентация на разные группы потребителей туристических услуг, во-вторых, работа по подготовке новых продуктов, таких как:

            - экскурсионные маршруты в дни школьных каникул, туры выходного дня. При этом необходима разработка новых организованных туристических

маршрутов познавательного  характера (автобусных туров). В настоящее  время освоен только маршрут «Тверь – Торжок», остальные направления  не развиты, тогда как с точки  зрения познавательного туризма  интересна значительная часть региона. Туры выходного дня могут быть связаны с пушкинскими местами, русскими усадьбами, старинными малыми городами, православными монастырями  и др.;

          - сочетание разных видов туризма (например, рекреационного и познавательного – летний отдых на Селигере может сочетаться с экскурсиями по примечательным местам региона);

          - проведение в Тверской области выездных конференций, семинаров, в т.ч. международных (преимущество Тверской области – в нахождении на трассе Москва-Петербург, вблизи которой расположен международный аэропорт «Шереметьево»);

          - включение Тверской области в известные межрегиональные туристские маршруты (например, включение Калязина и Кашина в теплоходные маршруты по Волге).

             Целесообразно привлечение ученых – специалистов по культурному ландшафту при подготовке маршрутов и принятии решений о развитии туристических комплексов.

             Такое сотрудничество будет эффективно для решения задач грамотного выбора и обустройства туристических мест, ландшафтного проектирования, сохранения гармонии туристических объектов и природной среды.128

            В целях эффективного использования  финансовых средств, планируется  проведение комплекса мероприятий  по осуществлению проектов развития  каждой из восьми туристских  территорий. Эта работа предусматривает  разработку новых туристских  маршрутов и услуг, строительство  средств размещения и других  объектов туристской  инфраструктуры.129 

            Помимо помощи в маркетинговой деятельности работа с предприятиями включает в себя поиск инвесторов для строительства гостиничных комплексов (ориентированных на людей с самым разным уровнем доходов), развития других видов туристических объектов. Заинтересованными структурами могут стать наиболее крупные столичные фирмы (как московские, так и питерские), занимающиеся внутренним туризмом. Возможно привлечение ведущих российских туристических фирм, работающих на зарубежных маршрутах, но заинтересованных в диверсификации своей деятельности. В дальней перспективе могут рассматриваться западные туристические фирмы и/или владельцы гостиничных цепочек (например, проект создания международного центра делового туризма).130

1Вавилова Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.-5 с.

2 Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «География», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/ В.Ю. Воскресенский.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-5с.

3 Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. I: Общая характеристика мира. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 377с.

4 4 Основные виды туризма в России [Электронный ресурс]: Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)/Туризм в России - Электрон. дан. –2009-[Режим доступа]: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140243/

5 Туристские зоны России [Электронный ресурс]: Центр международного туризма – электрон. дан. –2008-[Режим доступа]: http://worldwidetour.ru/content/13/12/

6 Основные виды туризма в России [Электронный ресурс]: Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)/Статистика  - Электрон. дан. –2009-[Режим доступа]: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140243/

7 Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие/ Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л. Драчевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2009.-9-10с.

8 Отдых и туризм. Россия на 59-ом месте по рейтенгу UNWTO [Электронный ресурс]: Отдых на Кубани/Новости страны и мира/Отдых и туризм - Электрон. дан. –

21 октября  2009– [Режим доступа]: http://otdih.nakubani.ru/news/show/?newsid=16363

9 Информация о состоянии развития туристической отрасти Тверской области [Электронный ресурс]: Тверская область/Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области -2008-Элект. дан.,[Режим доступа]: http://www.tverturism.ru/info.php?id=108

10 Турбизнес в  Тверской области [Электронный ресурс]: Тверская область/Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области -2008-Элект. дан.,[Режим доступа]: http://www.tverturism.ru/info.php?id=43

11 Региону присвоены рейтинги/Тверская область [Электронный ресурс]: Эксперт Ра Рейтинговое агентство -2008-Элект. дан.,[Режим доступа]: http://www.raexpert.ru/database/regions/tver/

12 12 Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «География», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/ В.Ю. Воскресенский.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-40с.

13 Законодательство Тверской области [Электронный ресурс]: Тверская область/Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области -2008-Элект. дан.,[Режим доступа]: http://www.tverturism.ru/info.php?id=12

Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг