Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа
В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.
Рис. 14 Структура спроса по видам туризма116
Соотношение числа диких и организованных туристов в области составляет 60/40.
Доля услуг, потребляемых иностранными туристами в Тверской области в 2004 г. составляла только 5,83%, в 2006 г. возросла до 15,16%, но в 2007 г. снизилась до 5,33%. Среди приехавших в Тверскую область основную массу составляют граждане России, что позволяет говорить как о росте интереса у граждан России к внутреннему туризму, так и о росте интереса собственно к Тверской области. Вместе с тем, в последние два года наблюдается особенно значительный рост иностранного въездного туризма.117 Так в 2004 г. из 800 тыс. туристов посетивших Тверскую область из них 12 тыс. были иностранцы, а в 2007 г. из 970 тыс. туристов – около 50 тыс. иностранных туристов.
за 2004-2007 гг.118
На рис. 16 показаны изменения доли
стоимости международных
Рис. 16. Доля стоимости международных туристских услуг Тверской области в ВВП России за 2003 -2006 гг.120
Туризм интересен не только сам по себе, но и тем, что развитие туризма стимулирует развитие целого ряда отраслей, что нашло отражение в определении «мультипликативный характер туризма». Одной из таких отраслей является сувенирная промышленность. И здесь еще предстоит решить вопрос с разработкой и продвижением узнаваемого туристского сувенира как для отдельных регионов тверской области, так и для области в целом.
Разные специалиста по-разному оценивают имеющийся туристо-рекреационный потенциал Тверской области, но факт остается фактом- с каждым годом увеличивается количественно и улучшается качественно областная база объектов размещения, что свидетельствует о рентабельности этой отрасли. Постоянно растет и процент загрузки объектов размещения.121
Проведенный анализ деятельности туристской отрасли позволил выделить факторы, оказавшие негативное влияние на развитие туризма в регионе.
К факторам, сдерживающим достижение стратегической цели в раскрытии потенциала области, относятся:
Отличие тверского туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Тверской области имеется уникальная возможность формировать самый различный туристский продукт, основанный на сочетании разный видов туризма.123
С точки зрения туристского
потенциала Тверская область
занимает среднее положение
В пределах транспортной
Московская и Ленинградская
Основными сегментами туристского рынка в настоящее время являются мелкие и средние предприятия, которые на данном этапе развития отрасли в одиночку еще не способны создать высококачественный туристский продукт, участвовать в развитии инфраструктуры. Без участия органов государственной власти, в силу ряда объективных причин (конкуренция между субъектами, отсутствие научных исследований, отсутствие координации действий и т.п.) это сделать невозможно.
Ключевую роль для развития туризма играет информационное обеспечение в этой сфере, причем в отличие от других секторов экономики роль областных структур в информационном обеспечении туристской деятельности должна быть ведущей.125
Среди конкретных шагов по рекламно-информационной деятельности можно назвать следующие:
- разработка регионального
- создание и регулярное
- использование «ресурса трассы» - создание системы рекламного продвижения туризма в регионе на автодорогах «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Рига». Она может включать как щитовую рекламу, так и распространение буклетов при обслуживании в придорожных комплексах (на
АЗС и т.д.). Есть смысл
рассмотреть возможность
станциях Октябрьской железной дороги.
- создание и распространение рекламных материалов о туристских и
санаторно-курортных
- проведение специальных мероприятий в Москве и других центрах по формированию общественного мнения о Тверской области как туристском регионе; продвижение новых туристских и санаторно-курортных ресурсов;
организация презентаций новых туристических услуг и рекламных туров с
приглашением их владельцев, инвесторов, а также туроператоров и турагентств;
- работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая
рекламными и промоушн-
действующего стенда в крупном московском выставочном комплексе;
- организация конференций по туризму с участием зарубежных фирм;
- изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами;
- установление прямых отношений с основными зарубежными туроператорами, специализирующимися на российском направлении.
Продвижение туристической отрасли региона на федеральном и международном уровне необходимо осуществлять в комплексе с системой мер по раскрутке регионального имиджа в целом.126
Для развития туризма принципиальное значение имеют улучшение внешнего вида области, развитие инфраструктуры, усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды. В этой связи нужна большая осторожность при реализации новых промышленных проектов с четким разграничением рекреационных и индустриальных зон. В качестве зоны приоритетного развития рекреационной экономики следует выделить территорию на севере и западе области (вдоль границ Новгородской области) от Вышнего Волочка до Торопца.127
В части работы с отдельными предприятиями целесообразно оказание им помощи в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-планов. При этом необходима, во-первых, ориентация на разные группы потребителей туристических услуг, во-вторых, работа по подготовке новых продуктов, таких как:
- экскурсионные маршруты в дни школьных каникул, туры выходного дня. При этом необходима разработка новых организованных туристических
маршрутов познавательного характера (автобусных туров). В настоящее время освоен только маршрут «Тверь – Торжок», остальные направления не развиты, тогда как с точки зрения познавательного туризма интересна значительная часть региона. Туры выходного дня могут быть связаны с пушкинскими местами, русскими усадьбами, старинными малыми городами, православными монастырями и др.;
- сочетание разных видов туризма (например, рекреационного и познавательного – летний отдых на Селигере может сочетаться с экскурсиями по примечательным местам региона);
- проведение в Тверской области выездных конференций, семинаров, в т.ч. международных (преимущество Тверской области – в нахождении на трассе Москва-Петербург, вблизи которой расположен международный аэропорт «Шереметьево»);
- включение Тверской области в известные межрегиональные туристские маршруты (например, включение Калязина и Кашина в теплоходные маршруты по Волге).
Целесообразно привлечение ученых – специалистов по культурному ландшафту при подготовке маршрутов и принятии решений о развитии туристических комплексов.
Такое сотрудничество будет эффективно для решения задач грамотного выбора и обустройства туристических мест, ландшафтного проектирования, сохранения гармонии туристических объектов и природной среды.128
В целях эффективного
Помимо помощи в маркетинговой деятельности работа с предприятиями включает в себя поиск инвесторов для строительства гостиничных комплексов (ориентированных на людей с самым разным уровнем доходов), развития других видов туристических объектов. Заинтересованными структурами могут стать наиболее крупные столичные фирмы (как московские, так и питерские), занимающиеся внутренним туризмом. Возможно привлечение ведущих российских туристических фирм, работающих на зарубежных маршрутах, но заинтересованных в диверсификации своей деятельности. В дальней перспективе могут рассматриваться западные туристические фирмы и/или владельцы гостиничных цепочек (например, проект создания международного центра делового туризма).130
1Вавилова Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.-5 с.
2 Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «География», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/ В.Ю. Воскресенский.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-5с.
3 Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. I: Общая характеристика мира. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 377с.
4 4 Основные виды туризма в России
[Электронный ресурс]: Федеральное агентство
по туризму (Ростуризм)/Туризм в России
- Электрон. дан. –2009-[Режим доступа]: http://www.russiatourism.ru/
5 Туристские зоны России [Электронный
ресурс]: Центр международного туризма
– электрон. дан. –2008-[Режим доступа]: http://worldwidetour.ru/
6 Основные виды туризма в России
[Электронный ресурс]: Федеральное агентство
по туризму (Ростуризм)/Статистика
- Электрон. дан. –2009-[Режим доступа]: http://www.russiatourism.ru/
7 Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие/ Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л. Драчевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2009.-9-10с.
8 Отдых и туризм. Россия на 59-ом месте по рейтенгу UNWTO [Электронный ресурс]: Отдых на Кубани/Новости страны и мира/Отдых и туризм - Электрон. дан. –
21 октября 2009– [Режим
доступа]: http://otdih.nakubani.ru/news/
9 Информация о состоянии развития
туристической отрасти Тверской области
[Электронный ресурс]: Тверская область/Комитет
по туризму, курортам и международным
связям Тверской области -2008-Элект. дан.,[Режим
доступа]: http://www.tverturism.ru/info.
10 Турбизнес в Тверской области
[Электронный ресурс]: Тверская область/Комитет
по туризму, курортам и международным
связям Тверской области -2008-Элект. дан.,[Режим
доступа]: http://www.tverturism.ru/info.
11 Региону присвоены рейтинги/Тверская
область [Электронный ресурс]: Эксперт
Ра Рейтинговое агентство -2008-Элект. дан.,[Режим
доступа]: http://www.raexpert.ru/
12 12 Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «География», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/ В.Ю. Воскресенский.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-40с.
13 Законодательство Тверской
области [Электронный ресурс]: Тверская
область/Комитет по туризму, курортам
и международным связям Тверской области
-2008-Элект. дан.,[Режим доступа]: http://www.tverturism.ru/info.
Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг