Проблема монополизации российского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 1.83 Мб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5

1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7

1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.1.  Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2.  Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.3.  Акты, действия и соглашения органов исполнительной

власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Глава 3. Злоупотребление  доминирующим положением как форма  монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

3.1.  Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

3.2.  Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

 

Введение

Проблемам конкуренции и  монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная  с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления  в последнее столетие служили  предметом особого внимания экономистов  всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы  антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.

В формирование современного понимания естественной монополии  большой вклад внес Дж.С. Милль, которого считают первым ученым, применившим понятие естественной монополии.

Основное внимание уделяется  проблемам государственного регулирования  естественных монополий, сочетанию  методов экономического и административного  ограничения экономической власти, проблемам реализации антимонопольного законодательства.

Следует отметить, что до 1989 года положение в нашей стране и науке не позволяло ученым провести объективный анализ российского  монополизма. Недостаточная теоретическая  разработанность проблемы развития конкурентной среды, демонополизации  промышленного производства, их значение в экономике нашей страны определили выбор темы курсовой работы, а также  цель, задачи и объект исследования.

Целью работы является рассмотрение особенности монополизма в России в условиях перехода к рыночным отношениям.

Задачами данного исследования являются:

- классифицировать и изучить  экономическую литературу и периодические  издания по теме работы;

- изучить и систематизировать  основные термины и понятия;

- определить место монопольных  рынков в общей классификации  форм рынков;

- рассмотреть и проанализировать  уровень монополизации российского  рынка.

Объектом исследования является монополизм, его специфика в Российской Федерации.

Предметом исследования является система государственного регулирования  монополий в условиях постсоветской  и постиндустриальной трансформации  экономики России.

Актуальность темы исследования заключается в том, что монополии, в отличие от других хозяйственных  единиц, занимают особое место в  системе экономических отношений. В число отраслей экономики, имеющих  признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный  транспорт, многие отрасли связи. В  этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказываются  невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг  и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования  этих отраслей в интересах потребителя.

Если государство не имеет  способов планомерного воздействия  на монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления  монополистов своей властью. На практике это проявляется в росте цен  и тарифов на услуги монополистических  предприятий, что усугубляет и без  того тяжелое экономическое положение  большей части промышленных предприятий  и населения.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных  и зарубежных авторов в области  экономической теории, регулирования  деятельности монополий, материалы  периодической печати, научная литература экономического содержания.

 

Глава 1. Методологические аспекты  функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма  в экономике России.

 

1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения.

Конкуренция всегда связана  с монополией, которая представляет собой концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов и выступает  дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. [5, с. 283]

И.В. Князева выделяет следующие  черты монополии:

• Она существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя. В словаре Брокгауза и Ефрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях».

• Монополия имеет исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления» [4, с. 22].

И.А. Еремичев обращает внимание на еще один характерный признак:

• Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

Поскольку фирма-монополист — единственный производитель товара, ее кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия  нисходящей кривой спроса, объясняющих  поведение монополистов.

Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия  должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. В результате предельный доход становится меньше, чем средний, так как снижение цены относится  не только к дополнительно проданной  продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реализованы  по более высокой цене.

Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с  низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены — с большими объемами производства. Монополист максимизирует  прибыль на более низком уровне выпуска  продукции, чем в условиях конкуренции, ограничивая выпуск и устанавливая цены выше предельных издержек.

Максимизирующий свою прибыль  монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить  такое количество продукции, чтобы  предельные издержки были равны предельной выручке и прекращать производство, когда средние издержки выше средней выручки при любом объеме выпуска. То есть монополист будет расширять производство и понижать цену до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. Если МС>MR, то монополист будет сокращать объем производства и повышать цену.

На графике (см. рис. 1) монополист установит цену на уровне Р1, то есть там, где выполняется условие МR=МС, но с учетом линии спроса (D). Объем будет производиться меньше, чем при совершенной конкуренции на уровне Q1. Суммарная прибыль монополиста соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Если бы монополист при определении объема производства руководствовался правилом, применяемым предприятием в условиях совершенной конкуренции (МС=Р), то выбрал бы объем производства Q2 при цене Р2. Таким образом, стремясь к максимуму прибыли, монополист выбирает меньший объем производства, чем тот, который был бы в условиях совершенной конкуренции, и назначает более высокую цену. Оптимальным с общественной точки зрения является объем Q1, а чистый ущерб, наносимый обществу монополией, равен площади фигуры ЕЕ1Е2. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть ренты потребителей.

Общее условие максимизации прибыли для монополии:

МС = МR = P + Q • (dP/dQ) = Р•[1 + (Q/Р)•(dP/dQ)]. Сравним второе слагаемое в квадратных скобках с формулой эластичности по цене: E = (d Q/ dР) • (Р/Q). Сделаем теперь преобразования в предыдущей формуле и получим: МR = Р•[1 + (Q/Р)•(dP/dQ)] = Р(1+1/Е). Из этого равенства следует, что МR>0, если |E|>1, МR=0, если |E|=1, MR<0, если |E|<1. То есть разница между МR и Р сокращается с ростом значения эластичности по модулю; МR приближается к значению Р по мере приближения |E| к бесконечности. С учетом проделанных преобразований можно записать:  Р(1+1/Е) = МС, а следовательно выполняется Р=МС/(1+Е-1), то есть чем выше эластичность спроса, тем ближе уровень цены монополиста к цене при совершенной конкуренции. При неэластичном спросе у монополии появляется возможность поднять цену и получить монопольную сверхприбыль. Для измерения степени монопольной власти английский экономист А. Лернер в 30-х годах ХХ века предложил использовать индекс (индекс Лернера): L = Image. Этот индекс показывает, что чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. При совершенной конкуренции Р=МС, а значит L = 0. Тем самым изменения индекса допускаются в диапазоне от 0 до 1. В условиях различной эластичности спроса монополист для максимизации прибыли и увеличения объема продаж проводит ценовую дискриминацию1.

 

1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий.

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным  признакам. Представим следующие классификационные  признаки монополий: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения. (см. рис. 4)

По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.

Естественная монополия  – это (создаваемая государством) монополия, производящая общественно  необходимую продукцию в объективно-неконкурентной отрасли экономики в целях  удовлетворения существующей потребности  в данной продукции. [15, с. 103]

Характерным признаком для  естественной монополии является рост отдачи от масштаба производства. А  это означает, что чем больше объем  производства, тем ниже издержки на единицу продукцию. Поэтому одна фирма способна полностью удовлетворить  рыночный спрос на данный вид товара по цене более низкой, чем конкурентная цена, с более низкими издержками, чем если бы общий выпуск был распределен между несколькими фирмами. Это свойство называется еще субаддитивностью издержек. (см. рис. 2)

И.В. Липсиц выделяет два  вида естественных монополий:

1) природные монополии.  Рождение таких монополий происходит  из-за барьеров для конкуренции,  возведенных самой природой.

2) технико-экономические  монополии. Так условно можно  назвать монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами,  связанными с проявлением эффекта  масштаба.

При наличии потенциальных  конкурентов и появлении товара-замени-теля монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для  поддержания мобильности и эффективности  в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем, что  достижение монопольного положения  осуществляется благодаря выведению  на рынок нового товара, такая монополия  характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии  опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление  перспективных научно-исследовательских  программ, внедрение инноваций и  новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых  проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских  монополий связано с активной политикой в рамках государственной  помощи, направленной на содействие отдельным  субъектам рынка, что полностью  предотвращает возникновение конкурентов  либо создает для этого существенные административные барьеры. Протекционистские  монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально  важный фактор, предопределяющий особенности  их хозяйственной стратегии и  поведения на рынке.

Информация о работе Проблема монополизации российского рынка