Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа
Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
По форме собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную.
Частная монополия реализует
в ходе экономической и хозяйственной
деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских
интересов агентов рынка. Данные
цели связаны с достижением
Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.
По территориальному признаку
можно выделить четыре уровня существования
монополий —
В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).
Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.
Региональные монополии
действуют в границах одного или
нескольких административно-
Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.
По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.
Организационная монополия
возникает путем
В экономической теории различают
следующие формы
• картель — монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;
• синдикат — форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей.
Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;
• трест — монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления;
• многоотраслевой концерн — монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.
Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).
Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникального продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.
Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.
И.А. Еремичев также выделяет
искусственные и легальные
Легальные монополии образуются на законном основании и официально защищены от конкуренции. Сферы и численность таких монополий очень подвижны, к ним относятся патентная система, авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания.
1.3. Генезис монополизма в России.
Монополизм, сложившийся в стране к концу восьмидесятых годов прошлого столетия, обладал уникальными чертами, отличавшими его от классической монополии. Генетически он сформировался не как результат эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, анализа динамики рыночной конъюнктуры, а за счет тотального огосударствления экономики с присущей ей административно-командной системой управления.
А.Г. Грязнова отмечает, что
если в странах рыночной экономики
монополизация обычно проходила
путем организационного объединения
первоначально независимых
Не имея самостоятельности
ни в выборе объема выпуска, ни в
установлении цен (и то и другое определялось
планом), они не имели возможности
осуществлять монополистические
В российской практике имела место ситуация, когда обедневшее население снизило объем своего спроса на товары и услуги, но монополисты не отреагировали на это снижением цен. Пользуясь своей монопольной властью, они резко ограничили предложение. Рецептом решения проблемы упавшего спроса стало не снижение, а повышение цен за счет сверх резкого снижения выпуска продукции. Это явилось важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России. (см. рис. 5)
На протяжении шести десятилетий,
с середины 1920-х гг., в СССР создавалась
система промышленного
В течение всего периода социалистического развития монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой.
Изучение истории развития российской дореволюционной и послереволюционной экономики, обобщение научной исторической и экономической литературы отечественных и зарубежных авторов позволяет выстроить хронологию развития монополизма в российской экономике.
В формировании российского монополизма с середины XIX в. до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений (см. рис. 7).
Особенности экономики царской России были истоком, положившим начало формированию высокомонополизированной экономики России XX столетия.
Процесс образования капиталистических монополий в России как историческое продолжение концентрации производства и централизации капитала стал набирать свою силу во второй половине XIX — начале XX вв. (первый этап эволюции отечественного монополизма).
Концентрация производства явственно обнаружилась уже в 1870-х гг., и ей особенно благоприятствовала в дальнейшем выгодная экономическая конъюнктура эпохи подъема 1890-х гг. Железнодорожный строительный бум, начавшийся в середине XIX в., дал мощный толчок развитию промышленности России, прежде всего тяжелой. Активное развитие принимает синдикатное движение, поддерживаемое государством.
Кризис 1900-1903 гг. и последовавшая за ним длительная депрессия оказали существенное влияние на ускорение процесса концентрации и централизации капитала, сокращения маломощных и технически отсталых предприятий.
Отказ от государственной монополии означал возможность выбора для покупателя или продавца. Так произошел принципиальный поворот к новому социалистическому укладу экономики. Нэп начался после того, как на X съезде партии был принят ряд резолюций, в том числе узаконивающих свободу внутренней торговли и предоставляющих концессии частным предпринимателям.
В период новой экономической политики государством были впервые выработаны и апробированы регуляторы взаимоотношений различных форм собственности: государственной, частной и кооперативной. Этот исторический этап развития характеризуется и как особый по содержанию второй этап формирования монополий.
Одновременно утверждались
два принципа экономического развития:
централизация и
Третий этап характеризуется достижением полной государственной монополией наивысшего расцвета, хозяйствующим субъектом стал экономический центр (система государственных учреждений), а производящим единицам отводились исключительно производственные функции. Ускоренная индустриализация и насильственная коллективизация окончательно реализовали административное принуждение. Рынок требовал сбалансированности, равновесия, а рывок вперед, определенный программой индустриализации, можно было сделать только при крупной структурной перестройке. В короткие сроки была построена материально-техническая база социализма, благодаря которой страна стала экономически самостоятельной. К концу 1930-х гг. в силу внешнеполитических условий государственный монополизм принял милитаризованную форму, сохранившуюся до конца 1980-х гг.
В середине 1950-х гг. (четвертый
этап) была реализована система мер,
расширившая права союзных
С середины 1960-х гг. начался
пятый этап эволюционного развития
монополий, характеризующийся усилением
отраслевого подхода в
Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, все уровни подсистемы организации и управления. Он переплетался с монополизацией других сфер общественной жизни, ставя личность в подчиненное, приниженное положение по отношению к административным и хозяйственным иерархиям. Монополизм в хозяйстве СССР имел трехслойную структуру, и при этом каждый слой усиливал всю конструкцию.
Сложившаяся ситуация требовала разработки стратегии демонополизации экономики и прежде всего преодоления монополизма ведомственно-отраслевых структур. С этого периода времени можно говорить о начале шестого этапа в развитии отечественного монополизма. Попытка разработки антимонопольного закона и программы демонополизации советской экономики была обозначена постановлениями Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства»2 и «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»3.
Информация о работе Проблема монополизации российского рынка