Проблема монополизации российского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 1.83 Мб (Скачать)

По форме собственности  можно выделить два типа монополий: частную и государственную.

Частная монополия реализует  в ходе экономической и хозяйственной  деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских  интересов агентов рынка.  Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения  монополии на рынке, повышением эффективности  функционирования, обеспечением благоприятных  в перспективе условий для  деятельности.

Особенность государственной  монополии состоит в том, что  ее деятельность находится под контролем  и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и  регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты  экспорта-импорта.

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования  монополий — экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).

В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).

Национальные монополии  осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных  рынках. В России такими монополиями  являются крупнейшие компании ГМК «Норильский  никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн  «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии  действуют в границах одного или  нескольких административно-территориальных  образований. В большинстве случаев  это достаточно крупные агенты регионального  рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и  процесс обращения товара в регионе.

Местные (локальные) монополии  существуют в границах района, города и других локальных территориальных  образований. В подавляющем большинстве  случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие  на рынках услуг, так как эти рынки  достаточно закрыты.

По характеру возникновения  можно выделить организационную, технологическую  и экономическую монополии.

Организационная монополия  возникает путем договоренностей  и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму  картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном  поведении формально и юридически независимых субъектов рынка  присутствует единая рыночная стратегия  поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают  следующие формы монополистических  объединений:

• картель — монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;

• синдикат — форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической  самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

•   трест — монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления;

• многоотраслевой концерн — монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).

Технологическая монополия  существует чаще всего при наличии  уникального продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий  зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления  товара-заменителя.

Экономическая монополия  возникает в результате сделок слияния  и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и  синергетического эффекта, позволяющих  обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение  экономических активов.

И.А. Еремичев также выделяет искусственные и легальные монополии. Искусственные означают сосредоточение в чьих-либо руках только рынка  или производства и рынка сбыта того или иного продукта. Искусственная монополия имеет всеобщую и случайную формы.

Легальные монополии образуются на законном основании и официально защищены от конкуренции. Сферы и  численность таких монополий  очень подвижны, к ним относятся  патентная система, авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания.

 

1.3. Генезис монополизма в России.

Монополизм, сложившийся  в стране к концу восьмидесятых годов прошлого столетия, обладал уникальными чертами, отличавшими его от классической монополии. Генетически он сформировался не как результат эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, анализа динамики рыночной конъюнктуры, а за счет тотального огосударствления экономики с присущей ей административно-командной системой управления.

А.Г. Грязнова отмечает, что  если в странах рыночной экономики  монополизация обычно проходила  путем организационного объединения  первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался  на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой  группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

Не имея самостоятельности  ни в выборе объема выпуска, ни в  установлении цен (и то и другое определялось планом), они не имели возможности  осуществлять монополистические злоупотребления. Другими словами, их деятельность не вызывала последствия монополизации: 1) не было недопроизводства товаров; 2) отсутствовало завышение цен; 3) предприятия  не получали монопольных прибылей.  Однако, еще одно негативное последствие  монополизации — x-неэффективность  — давало о себе знать с исключительной силой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления.

В российской практике имела  место ситуация, когда обедневшее население снизило объем своего спроса на товары и услуги, но монополисты  не отреагировали на это снижением  цен. Пользуясь своей монопольной  властью, они резко ограничили предложение. Рецептом решения проблемы упавшего спроса стало не снижение, а повышение  цен  за счет сверх резкого снижения выпуска продукции. Это явилось  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России. (см. рис. 5)

На протяжении шести десятилетий, с середины 1920-х гг., в СССР создавалась  система промышленного производства, нацеленная на подъем уровня обобществления производства и состоящая из замкнутых, ориентированных на собственное воспроизводство структур, подменивших цели общественного развития своими собственными. Этими чертами монополизма было наделено не отдельное предприятие, а ведомство, возглавляющее и управляющее отраслью народного хозяйства. Ведомственно-бюрократическая форма монополии в России создавалась директивным путем на базе государственной собственности. Государственный монополизм, как не имеющая аналогов управленческая и организационная монополия, составлял отличительную черту отечественного монополизма.

В течение всего периода социалистического развития монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой.

Изучение истории развития российской дореволюционной и послереволюционной экономики, обобщение научной исторической и экономической литературы отечественных и зарубежных авторов позволяет выстроить хронологию развития монополизма в российской экономике.

 

В формировании российского  монополизма с середины XIX в. до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений (см. рис. 7).

Особенности экономики царской России были истоком, положившим начало формированию высокомонополизированной экономики России XX столетия.

Процесс образования капиталистических  монополий в России как историческое продолжение концентрации производства и централизации капитала стал набирать свою силу во второй половине XIX — начале XX вв. (первый этап эволюции отечественного монополизма).

Концентрация производства явственно обнаружилась уже в 1870-х  гг., и ей особенно благоприятствовала в дальнейшем выгодная экономическая конъюнктура эпохи подъема 1890-х гг. Железнодорожный строительный бум, начавшийся в середине XIX в., дал мощный толчок развитию промышленности России, прежде всего тяжелой. Активное развитие принимает синдикатное движение, поддерживаемое государством.

Кризис 1900-1903 гг. и последовавшая  за ним длительная депрессия оказали  существенное влияние на ускорение процесса концентрации и централизации капитала, сокращения маломощных и технически отсталых предприятий.

Отказ от государственной  монополии означал возможность  выбора для покупателя или продавца. Так произошел принципиальный поворот к новому социалистическому укладу экономики. Нэп начался после того, как на X съезде партии был принят ряд резолюций, в том числе узаконивающих свободу внутренней торговли и предоставляющих концессии частным предпринимателям.

В период новой экономической  политики государством были впервые  выработаны и апробированы регуляторы взаимоотношений различных форм собственности: государственной, частной  и кооперативной. Этот исторический этап развития характеризуется и как особый по содержанию второй этап формирования монополий.

Одновременно утверждались два принципа экономического развития: централизация и децентрализация. Предприятиям, принадлежащим к одной отрасли производства, требовалось объединяться в тресты. Свою продукцию предприятия должны были реализовывать, прежде всего, внутри национализированного сектора, а излишки могли продавать на рынке. Таким образом, сохранялось централизованное распределение ресурсов, и одновременно развивался хозрасчет. Действенный механизм реализации общенародной собственности складывался в условиях ее огосударствления и перехода к формированию единого хозяйствующего субъекта — государства с монополизацией общественного производства в масштабах страны.

Третий этап характеризуется  достижением полной государственной  монополией наивысшего расцвета, хозяйствующим субъектом стал экономический центр (система государственных учреждений), а производящим единицам отводились исключительно производственные функции. Ускоренная индустриализация и насильственная коллективизация окончательно реализовали административное принуждение. Рынок требовал сбалансированности, равновесия, а рывок вперед, определенный программой индустриализации, можно было сделать только при крупной структурной перестройке. В короткие сроки была построена материально-техническая база социализма, благодаря которой страна стала экономически самостоятельной. К концу 1930-х гг. в силу внешнеполитических условий государственный монополизм принял милитаризованную форму, сохранившуюся до конца 1980-х гг.

В середине 1950-х гг. (четвертый  этап) была реализована система мер, расширившая права союзных республик  по руководству народным хозяйством и усилившая территориальный  подход в управлении. Однако реформы  Н.С. Хрущева ситуацию существенно  не изменили. Согласно закону от 10 мая 1957 г., были созданы органы управления экономическими районами — совнархозы.

С середины 1960-х гг. начался  пятый этап эволюционного развития монополий, характеризующийся усилением  отраслевого подхода в управлении, необходимостью проведения новой административной централизации, а также упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств. На этом этапе стала формироваться организационная монополия, имеющая ведомственно-бюрократическую форму, которая была создана в целях уменьшения числа объектов управления и объединяла одинаковые по профилю и виду деятельности предприятия.

Монополизм пронизывал все  сферы и отрасли советской экономики, все уровни подсистемы организации и управления. Он переплетался с монополизацией других сфер общественной жизни, ставя личность в подчиненное, приниженное положение по отношению к административным и хозяйственным иерархиям. Монополизм в хозяйстве СССР имел трехслойную структуру, и при этом каждый слой усиливал всю конструкцию.

Сложившаяся ситуация требовала  разработки стратегии демонополизации экономики и прежде всего преодоления монополизма ведомственно-отраслевых структур. С этого периода времени можно говорить о начале шестого этапа в развитии отечественного монополизма. Попытка разработки антимонопольного закона и программы демонополизации советской экономики была обозначена постановлениями Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства»2 и «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»3.

Информация о работе Проблема монополизации российского рынка