Проблема монополизации российского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 1.83 Мб (Скачать)

• необоснованные требования передачи финансовых средств, имущества, имущественных прав либо выполнение каких-либо работ для ХС, занимающего доминирующее положение на рынке;

• ограничительные условия договора: требование осуществить оплату товара определенным образом, не приобретать данный товар у конкурентов, информировать о предложениях товара со стороны конкурентов, заключать договоры на послепродажное обслуживание, ремонт или поставку сырья и материалов только с хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение; использование системы штрафов, скидок, надбавок за несоблюдение подобных требований; запрет на перепродажу товаров и др.

Под дискриминирующими условиями, включаемыми в договор, понимаются те из них, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению с другими фирмами. Наиболее распространенный вид таких злоупотреблений — ценовая дискриминация (эксклюзивные скидки для отдельных групп потребителей, установление различных бонусов и вознаграждений особым потребителям и др.). Нередки злоупотребления в виде принудительного ассортимента, продажи в нагрузку условий поставки.

Характерными примерами  создания препятствий являются эксклюзивные соглашения, меры в сфере охраны интеллектуальной собственности, установление контроля над поставщиками (потребителями) реальных или потенциальных конкурентов, применение различных систем скидок, ограничения на продажу или послепродажное обслуживание, распространение ложных сведений о своей деятельности или  деятельности конкурентов и др.

Под изъятием товаров из обращения, целью или результатом  которого является создание или поддержание  дефицита на рынке либо повышение  цен, понимается направленное на извлечение определенной выгоды из своего доминирующего  положения действие хозяйствующего субъекта по ограничению сбыта произведенной  им продукции, а также по изъятию  с рынка (из сферы обращения) аналогичных  товаров, производимых конкурентами. Данная норма защищает прежде всего потребителей, которые не имеют возможности заменить товар, поставляемый на рынок доминирующим хозяйствующим субъектом.

Одной из форм злоупотреблений  является необоснованный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности  безубыточного производства или  поставки соответствующего товара.

Анализ применения регулирующих норм антимонопольного законодательства, направленных на предупреждение, выявление  и пресечение злоупотреблений хозяйствующих  субъектов доминирующим положением на рынке, которые своими действиями ограничивают конкуренцию или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов, показывает эффективность проведения антимонопольной политики, обеспечивающей нормальные условия функционирования товарных рынков.

Анализ нарушений, совершаемых  хозяйствующими субъектами, занимающими  доминирующее положение на соответствующих  товарных рынках, выявляет в последнее  время три характерных направления  нарушений:

• ограничение подачи либо угроза ограничения подачи ресурсов по действующим договорам, что используется как способ понуждения погасить собственные долги за потребленные ресурсы;

• отказ от заключения договоров, ограничение подачи либо угроза ограничения подачи ресурсов по действующим договорам, что используется как способ понуждения к погашению долгов за ресурсы, потребленные прежними владельцами собственности;

• ограничение подачи либо угроза ограничения подачи одного вида ресурсов по действующему договору как способ понуждения к погашению задолженности за потребление другого вида ресурсов по другому действующему договору.

Изложенные в п. 1 ст. 5 Закона «О конкуренции...» действия, характеризующиеся  как злоупотребление доминирующим положением на рынке, в исключительных случаях, как предусмотрено п. 2 данной статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его  действий, в том числе в социально-экономической  сфере, превысит негативные последствия  для рассматриваемого товарного  рынка.

Вместе с тем доказательства положительного эффекта как превышающего негативные последствия для рынка  не могут распространяться на действия, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции  и, как следствие, снижающие благосостояние потребителей или общества в целом. К таким действиям относятся:

• изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

• создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

• сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.

В заключение целесообразно  отметить, что одним из факторов, способствующих пресечению данного  типа нарушений, является эффективный  механизм обеспечения соблюдения установленных  формальных правил, предполагающий такие  условия, когда ожидаемая полезность нарушителя от противозаконных действий будет ниже, чем совокупный размер наложенных на него санкций.

 

Заключение

Изучив характеристику монополизма  в России, можно сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции  остается одной из наиболее актуальных для экономики страны в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрупнения отдельных отраслей, имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача, стоящая перед государством – создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям – монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.

В связи с этим антимонопольное  законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его  работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как  чрезмерно жесткое проведение антимонопольной  политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

Таким образом, мы, изучив материал по теме курсовой работы, достигли цели, обозначенной во введении, и достаточно полно раскрыли особенности монополизма  в России.

 

Список используемой литературы

  1. Абрамов М. Д. Промышленная политика и налоговое регулирование / М. Д. Абрамов // ЭКО. – 2009. – № 1. – С. 165-173.
  2. Басовский Л. Е. Экономика отрасли : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 145 с. – (Высшее образование).
  3. Герасименко В. В. Институциональные условия реструктуризации естественных монополий в России / В. В. Герасименко, В. К. Соснин // ВМУ, сер. 6 Экономика. – 2008. - № 2. – С. 41-57.
  4. Князева И. В. Антимонопольная политика в России : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И. В. Князева. – М. : Омега-Л, 2006. – 526 с. – (Высшее экономическое образование). – ISBN 5-98119-748-X.
  5. Корпоративное право : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И. А. Еремичева, Е. А. Павлова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. – 439 с. – (Серия «Dura lex, sed lex»).
  6. Корчагин Ю. А. Современная экономика России : учеб. пособие / Ю. А. Корчагин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 670 с. – (Высшее образование).
  7. Липсиц И. В. Экономика : учебник для вузов / И. В. Липсиц. – М. : Омега-Л, 2006. – 656 с. – (Высшее экономическое образование). – ISBN 5-98119-407-3.
  8. Максимова В. Ф. Микроэкономика : учебно-методический комплекс / В. Ф. Максимова. – М. : Изд. центр EAOИ. 2008. – 204 с.
  9. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / кол. авторов ; под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – 8-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 624 с.
  10. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / кол. авторов ; под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2007. – 672 с.
  11. Никуйко И. Б. Классификация российских естественных монополий / И. Б. Никуйко // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. – 2008. – № 1. – С.17-20.
  12. Носова С. С. Экономическая теория : учебник / С. С. Носова. – М. : КНОРУС, 2007. – 800 с.
  13. Рой Л. В. Анализ отраслевых рынков : учебник / Л. В. Рой, В. П. Третьяк. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 442 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
  14. Сайт ФАС России // http://www.fas.gov.ru //
  15. Современная экономика : учеб. пособие / кол. авторов ; под ред. О. Ю. Мамедова. – М. : КНОРУС, 2010. – 320 с.
  16. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат : учеб. пособие / кол. авторов ; под ред. Н. Н. Думной и М. А. Эскиндарова. – М. : КНОРУС, 2009. – 256 с.

 

Приложение 1 «Глоссарий».

ВЕДОМСТВО — отрасль государственного управления и система обслуживающих  его учреждений.

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ — политика государства, направленная на развитие конкуренции и сдерживание монопольного давления на рынок, осуществляется с  помощью законодательных мер, направленных на обеспечение плюрализма различных  форм собственности, увеличение количества производителей (в том числе и  путем раздела крупных корпораций на несколько самостоятельных, более  мелких), устранение привилегий и препятствий  для конкуренции.

ДИСКРИМИНАЦИЯ, ЦЕНОВАЯ —  продажа одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам.

КАРТЕЛЬ — соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. Картельное соглашение часто существует негласно. Фирмы, вступившие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

КВОТА — 1. доля участия в  производстве, сбыте, экспорте или импорте  какого-либо товара; 2. стоимость или  количественное ограничение импорта  или экспорта, вводимое на определенный период времени по отдельным товарам, услугам, странам и группам стран.

КОНКУРЕНЦИЯ — состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. К. является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — процесс все большего сосредоточения производства на крупных и крупнейших предприятиях.

КОНЦЕРН — наиболее развитая форма объединения предприятий, осуществляется посредством системы  участий, финансовых связей, договоров  об общности интересов, личных уний. Входящие в К. предприятия номинально остаются самостоятельными, а фактически подчинены  единому хозяйственному руководителю.

МОНОПОЛИЯ, ЕСТЕСТВЕННАЯ —  официально признанная неизбежная монополия  на производство и продажу товаров  и услуг, применительно к которым  монополизм обусловлен либо естественными  правами монополиста, либо соображениями  экономической выгоды для всего  государства и населения. Так, Е.м. возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор — монополист по закону. С другой стороны, в интересах всего государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

«НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ Х» — неспособность произвести любой данный объем продукции при самых низких (общих) издержках производства.

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ, ДОМИНИРУЮЩЕЕ — исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему  возможность действовать самостоятельно или совместно с другими хозяйствующим  субъектом. Доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого в общесоюзном обороте определенного  товара превышает предельную величину, устанавливаемую Антимонопольным  комитетом.

СИНДИКАТ — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества (акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников С. заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своих изделий.

ТРЕСТ — объединение, в  котором входящие в него предприятия  теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство  их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль  Т. распределяется в соответствии с  долевым участием отдельных предприятий.

 

 

 

Приложение 2.

Рис. 1 Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии4

Рис. 2 Кривые предельных и средних издержек, характерные для естественных монополий:

D — кривая спроса; АС  — кривая средних издержек; МС  — кривая предельных издержек [13, с. 195]

Рис. 3 Способы злоупотреблений доминирующим положением [4, с. 234] 

Рис. 4 Классификация различных  видов монополий [4, с. 26]

Рис. 5 Адаптация предприятий монополистов к снижению спроса в переходной экономике [9, с.403]


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г. [4, с. 195]

Рис. 7 Эволюция отечественного монополизма  [4, с. 162]

Рис. 8 Основные положения Закона «О конкуренции...» [4, с. 196] 

Принципы  и методы реализации антимонопольной  политики

Принципы

Методы

I.  Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции

и предпринимательства, контроль за процессами концентрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.  Предупреждение, ограничение

и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции

 

 

 

 

 

III.  Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции

 

 

IV.  Законность, гласность

и публичность в действиях  антимонопольных органов

1. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных,

межрегиональных и других барьеров).

2.  Поддержка малого предпринимательства.

3.  Проведение политики демонополизации производства и обращения.

4.  Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них.

5. Совершенствование антимонопольного законодательства.

6.  Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий

1.  Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.

2.  Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции.

3.  Пресечение недобросовестной конкуренции.

4.  Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов

1.  Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.

2.  Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере

над действиями, направленными  на изменение структуры и концентрацию рынка

1.  Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления.

2.  Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское.

3.  Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.

4. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил

Информация о работе Проблема монополизации российского рынка