Проблема монополизации российского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 1.83 Мб (Скачать)

Антимонопольный орган рассматривает  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2, ст. 14.9, части 2, ст. 19.5, 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени МАП и его территориальных органов вправе:

•    руководитель федерального АМО, его заместители;

•    руководитель территориального АМО, его заместители.

В соответствии со ст. 28.3 Пункт 62 должностные лица Федерального антимонопольного органа составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.1, 14.24, часть 1, ст. 19.4, часть 1, ст. 19.5, 19.6, 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штрафные санкции, предусмотренные в связи с нарушением законодательства о конкуренции или других нормативных актов, регулирующих конкурентные отношения в России, представлены на рис. 11.

Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Представители антимонопольного органа имеют право участвовать  в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

В случае неисполнения предписания  об отмене или изменении акта, принятого  с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения, антимонопольный орган в соответствии с п. 6 ст. 12 Закона «О конкуренции...» вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично:

    • противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;
    • договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;
    • требований об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;
    • требований о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций.

Так, в соответствии с  Федеральным законом РФ «О защите конкуренции» в целях обеспечения  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы  экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и  создание условий для эффективного функционирования товарных рынков определяются следующие организационные и  правовые основы защиты конкуренции, в  том числе предупреждения и пресечения:

    • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции таких органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Целями Закона «О защите конкуренции» являются обеспечение  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы  экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Основной постулат антимонопольного законодательства затрагивает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном) рынке. Закон не запрещает хозяйствующему субъекту завоевывать это положение, однако и не допускает злоупотребления  им.

 

Глава 3. Злоупотребление  доминирующим положением как форма  монополистических действий.

 

3.1.  Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением.

В экономической литературе и действующих правовых нормах существует понятие «доминирующее положение», характеризующее проявление монопольной  власти. В Законе РФ «О конкуренции...» (ст. 4) доминирующее положение — это «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам».

Чтобы определить, на самом  ли деле предприятие занимает доминирующее положение на рынке, необходимо учитывать  следующие факторы:

1. Характеристику конкурентов компании.

2.  Структурные особенности  рынка. Действительно, вполне  очевидно, что положение предприятия  с рыночной долей в 35 (40)% будет  более сильным, если его конкуренты  — небольшие компании, рыночная  доля каждой из которых не  превышает 5-10%, и, наоборот, если  у предприятия на рынке существует  единственный или два конкурента, рыночная доля которого(ых) составляет всю оставшуюся часть рынка.

3. Степень зависимости от спроса (возможность предприятия устанавливать цены в одностороннем порядке), наличие эластичного спроса.

4. Популярность и воздействие на потребителя торговой марки (бренда).

5. Размеры и ресурсы данной компании; имеет ли она какие-либо преимущества перед конкурентами.

6. Велика ли вероятность появления на рынке новых конкурентов. В заключение необходимо отметить, что новым участникам рынка требуется провести анализ действующих на рынке цен и оценить возможности данного рынка с точки зрения защищенности прав на интеллектуальную собственность.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

•  доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

•  доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. [5, с. 288]

Основные способы злоупотреблений представлены на рис. 3.

Целесообразно выделить следующие  формы и виды злоупотреблений (см. рис. 12):

Ценообразование

а) Завышенное ценообразование (не обоснованное никакими экономическими причинами установление слишком  высокой цены на товары).

б) Заниженное ценообразование (в случаях установления слишком низкой цены появляется возможность значительно увеличить спрос на свою продукцию)

в) ценовые скидки (предоставление скидок на свои товары со стороны доминирующего предприятия может быть расценено как злоупотребление в случаях, если:

•    скидки искусственно занижают цену. Поэтому для определения  средневзвешенной цены и средней  величины плавающих цен необходимо учитывать ценовые скидки;

•    скидки устанавливаются  с целью «закрепления» потребителей, побуждая их приобретать продукцию  или пользоваться услугами данного  производителя).

Дискриминация (возникает, когда  предприятие вводит различные условия  для покупателей, находящихся в  одинаковом положении; важно также  отметить, что дискриминация возникает  и в том случае, когда эквивалентные  сделки заключаются на неравноценных условиях).

Отказ в поставке товаров (отказ предприятия, занимающего  доминирующее положение на рынке, поставлять другому субъекту рынка свою продукцию, которая последнему необходима)

1. Отказ вести торговые дела или отказы от поставок. При рассмотрении указанного вида злоупотреблений необходимо различать две принципиально различные ситуации:

а) монополист отказывается сотрудничать с покупателем до тех пор, пока тот не перестанет приобретать продукцию у непосредственных конкурентов. Отказ от сотрудничества с контрагентом является тактическим поведением производителя, отражающим его желание максимизации полезности и прибыли.

б) существует сговор между несколькими производителями с целью вытеснения с рынка одного из конкурентов или наказания за отклонение от установленной обшей линии поведения.

2. Дискриминационные условия доступа (доступ к уже существующей инфраструктуре). Ограничение доступа потребителей к энергетическим или телекоммуникационным сетям, владельцем которых чаще всего является бывшее или существующее государственное предприятие.

Вертикальные ограничения 

К вертикальным ограничениям относятся ситуации, при которых  фирма, действующая на одной стадии технологической цепочки (продавец-производитель), налагает на поведение другой фирмы (покупателя) целый комплекс ограничительных  положений и лишает ее свободы  выбора.

Фирма-продавец стремится  сделать рынок покупателя менее конкурентным, создавая области монопольного влияния или увеличивая разницу между ценами, по которым товары покупаются и перепродаются. Выделяются следующие виды вертикальных ограничений, квалифицированных как злоупотребление: навязывание принудительного ассортимента, связанные договоры по эксклюзивной поставке, уведомление партнера об изменившихся условиях контрактации и ограничение его возможностей по ведению поставок на другой территории.

1. Навязывание принудительного ассортимента (доминирующее предприятие, поставляя необходимую его партнеру продукцию, навязывает своим потребителям еще и другие товары; таким образом, предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке, сбывает товар, который не пользуется соответствующим спросом по каким-либо причинам).

2. Обязательства по эксклюзивной поставке (субъект рынка обязуется закупать продукцию исключительно у предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке).

3. «Английские» условия договора. Во многих соглашениях значится, что предприятие, заключившее договор на приобретение продукции, в случае смены партнера должно оповестить своего нынешнего партнера обо всех условиях нового договора, чтобы последний мог приспособить свои цены. Такие условия называются «английскими» и считаются незаконными, если их вводит предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке. Введение подобных обязательств предоставляет доминирующему предприятию возможности получать конфиденциальную информацию о действиях конкурирующих компаний и действовать таким образом, чтобы не допустить конкурентов на рынок.

4. Ограничение возможностей партнера по ведению поставок на другой территории. Дистрибьюторские соглашения предполагают ограничения в предоставлении прав торгово-посредническим предприятиям на осуществление торговой деятельности в пределах установленной территории. Результаты таких соглашений могут быть как позитивные, влияющие на эффективный сбыт, так и негативные, сокращающие конкурентное поле производителей и торговых организаций. Дистрибьюторское соглашение может иметь два принципиально различных содержательных положения — первое, когда каждый розничный торговец в результате ограничения территории становится в ее пределах чистым монополистом по продаже определенной продукции, и второе, когда головная компания предоставляет возможность своим дистрибьюторам конкурировать по ценам и технологии продаж.

Доминирующее положение  не преследуется антимонопольным законодательством, но является той пограничной чертой, после которой начинается наблюдение за процессами концентрации и поведением на рынке субъектов, облеченных как  экономической, так и рыночной властью.

 

3.2.  Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России.

Определение правовой природы  и перечень форм злоупотреблений  доминирующим положением изложены в  ст. 5 Закона «О конкуренции...». В ней отмечается, что «запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов».

Злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке как  форма монополистических действий являются наиболее типичным и распространенным нарушением антимонопольного законодательства на протяжении всего периода его  существования.

По направлениям воздействия  злоупотребления доминирующим положением можно объединить в две основные группы нарушений:

• злоупотребления по отношению к контрагентам по договору — поставщикам и потребителям;

• злоупотребления по отношению к субъектам, действующим на рынке, — реальным и потенциальным конкурентам.

Основные виды злоупотреблений  хозяйствующих субъектов своим  доминирующим положением, которые могут  иметь результатом ограничение  конкуренции или ущемление интересов  других лиц, представлены на рис. 13.

Под навязыванием контрагенту  условий договора понимается отказ  хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующее положение на соответствующем  товарном рынке, заключить договор  без выполнения невыгодных для контрагента  условий. К данному виду злоупотреблений  относятся:

Информация о работе Проблема монополизации российского рынка