Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа
Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Рис. 9 Принципы и методы реализации антимонопольной политики [4, с. 193]
Хронология принятия нормативных актов, включенных в систему антимонопольного законодательства Российской Федерации
Дата |
Нормативный акт |
Основная характеристика |
22 марта 1991 г.
11 августа 1992 г.
7 февраля 1992 г.
24 августа 1992 г.
12 декабря 1993 г.
9 марта 1994 г.
25 мая 1995 г.
14 июня 1995 г.
18 июля 1995 г.
17 августа 1995 г.
19 февраля 1996 г.
21 февраля 1998 г.
6 мая 1998 г.
23 июня 1999 г.
19 июля 1999 г.
9 октября 2002 г.
2005 г. |
Закон «О конкуренции...»
Постановление Правительства РФ № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг.»
Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Указ Президента РФ № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политики поддержке новых экономических структур»
Конституция РФ
Постановление Правительства РФ №191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации»
Изменения и дополнения к Закону РСФСР «О конкуренции...»
Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации»
Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе»
Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%»
Постановление Правительства
РФ № 239 «О мероприятиях по решению
задач государственной
Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон "О конкуренции..."»
Федеральный закон №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ (Письмо о политике развития для целей Третьего займа на структурную перестройку экономики). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1999 г. № 829
Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон "О конкуренции..."»
Разработка Федерального закона «О защите конкуренции» |
Является первым в истории России антимонопольным нормативным актом. Послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства
Согласно постановлению государственное регулирование и контроль цен осуществлялись следующими способами: установление абсолютного верхнего предела; установление предельного размера рентабельности; установление предельных коэффициентов изменения цен; предварительное декларирование повышения свободных цен
Регламентирует отношения между изготовителями, продавцами, исполнителями работ (услуг), являющимися предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями — с другой
Регламентируются правовой
статус Комитета и его основные задачи
на базе антимонопольного и потребительского
законодательства: содействие формированию
рыночных отношений на основе развития
конкуренции и
Ст. 8 — определены единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 — гарантируется недопустимость монополизации рынка и недобросовестной конкуренции
Определены этапы
Новой редакцией Закона «О
конкуренции...» введено
Законодательно закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки
Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы
Данный закон впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий
Новая концепция Реестра предприятий-монополистов. Из инструмента, предназначенного для административного ценового регулирования, Реестр становится перечнем хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках
Разработка комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях
Введение понятия «
Предметом регулирования данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг
Программа включает комплекс
основных мероприятий, направленных на
преобразование в отраслях экономики,
представляющих естественные (инфраструктурные)
монополии, активизацию роли государства
в развитии конкуренции, а также
в создании благоприятной среды
для открытия новых предприятий
частного сектора. В письме подтверждена
особая роль МАП России и уточнены
его функции и задачи в условиях
институциональных изменений
В новой редакции уточнены сферы применения закона, определены важнейшие его категории, внесены дополнения в целый ряд статей
Совершенствование и унификация
правового регулирования |
Рис. 10 Хронология принятия нормативных актов… [4, с. 202]
Рис. 11 Размеры штрафных санкций при нарушении антимонопольного законодательства, изложенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях [4, с. 216]
Рис. 12 Формы и виды злоупотреблений доминирующим субъектом (европейский опыт) [4, с. 235]
Рис. 13 Виды злоупотреблений хозяйствующими субъектами номинирующим положением на рынке (ст. 5 Закона «О конкуренции...») [4, с. 245]
Рис. 14 Теоретические модели конкуренции [4, с. 36]
Рис. 15 Экономические цели
политики антимонопольного регулирования
[4, с. 191]
Многоаспектность
исследования проблем функционирования
и развития монополии и конкуренции
Достоинства (преимущества) |
Недостатки (издержки) |
Для экономики в целом 1. Изменение институциональной среды экономики страны 2. Структурные изменения в производящих и обслуживающих отраслях, формирующих ВВП
3. Повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребительских предпочтений 4. Создаются условия для формирования стабильного потребительского рынка 5. Высокий уровень насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, ликвидация товарного дефицита 6. Формируется инфраструктура рынка
7. Развивается малый и средний бизнес
8. Процесс «естественного отбора» позволяет оставаться на рынке более конкурентоспособным компаниям при оптимизации государственного регулирования 9. Растет мотивация к профессиональному росту на рынке труда
10. Создается экономический и социальный базис для развития среднего класса
11. Ограничивается роль государства в управлении экономической и хозяйственной деятельностью субъектов рынка и в контроле за нею 12. Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров и торговых марок; Для потребителя 1. На рынке предлагается широкий и насыщенный ассортимент товаров, отсутствие дефицита 2. Растут конкурентоспособность и потребительские свойства продукции 3. Формируется рыночная власть потребителя, направленная на снижение цен и повышение качества обслуживания 4. Неценовая конкуренция позволяет потребителям получать полную информацию о товарах и услугах на рынке, увеличивается объем и расширяется спектр потребляемых услуг 5. Придание продукции таких эксплуатационных характеристик и свойств, которые смогут снизить потребность и затраты покупателя на обслуживание продукции, обеспечивает большую надежность
Для субъекта рынка (фирмы) 1. Поиск новых возможностей использования имеющихся ресурсов 2. Относительно свободный вход на рынок
3. Внешняя среда стимулирует компанию работать более эффективно (повышать скорость обращения капитала, ресурсов, товаров) 4. Разрабатывается гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика 5. Формируется самостоятельная оперативная деятельность фирмы на рынке
6. Достигаются конкурентные преимущества за счет совершенствования инструментов маркетинга, мобильности капитала, эффективного менеджмента 7. Существуют альтернативы в выборе поставщиков, покупателей
8. Слабая зависимость от государственного патронажа и регулирования, отсутствие указаний о первоочередных и обязательных поставке, производстве и др. 9. Активизация неценовых методов конкуренции |
Для экономики в целом 1. Отсутствие предсказуемости экономической политики субъектов рынка 2. Государству трудно отслеживать деятельность малых и средних предприятий, возникает сложность в контроле и координации рыночных процессов 3. Повышается доля теневого оборота (офшорные зоны, сокрытие от налогообложения, уход капитала за рубеж)
4. Короткий жизненный цикл компаний, активная миграция, отсутствие стабильности 5. Возможность осуществления недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа
6. Возможность осуществления монополистических действий и установления власти на рынке тех фирм, которые имеют более высокую рыночную долю 7. Увеличение безработицы, снижение социальной защищенности 8. Социальное расслоение общества
9. Стремление к достижению конкурентных преимуществ за счет широкого применения мер неправового характера (получение льгот и преимуществ от органов власти, коррупция, снижение трансакционных издержек и др.) 10. Сокращение издержек производства и обращения не за счет внедрения новых технологий и оптимизации затрат, а путем снижения расходов на социальные нужды, проведения финансовых и налоговых махинаций, ограничения в заработной плате и др.
Для потребителя 1. Отсутствие равенства возможностей выбора для покупателей 2. Проблема выбора среди товаров-аналогов, имеющих сходные или близкие потребительские свойства 3. Появление психологического дискомфорта у потребителей из-за невозможности приобретения постоянно меняющегося модифицированного товара 4. Наличие несоответствия баланса «цена-качество»
5. Недостаточная сегментация рынка компаниями (отсутствует товар хорошего качества, ориентированный на среднего потребителя)
6. Активное использование недобросовестной и недостоверной рекламы, вводящей потребителей в заблуждение относительно качества товара, характера, способа и места его производства Для субъекта рынка (фирмы) 1. Возможность банкротства фирм, небольшой жизненный период их функционирования 2. Непрогнозируемость рынка, определяющая неустойчивый уровень прибыли 3. Необходимость постоянного отслеживания рынка и выработки стратегических решений, направленных на достижение преимуществ и выживание 4. Недобросовестная конкурентная борьба и проявление монопольной власти со стороны фирм-конкурентов 5. Высокий уровень косвенных затрат, связанный с продвижением товаров на рынке (издержки на рекламу и т. д.) 6. Большое количество конкурентов
7. Ограниченная возможность обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения НТП; низкий уровень амортизационных отчислений на обновление производства, отсутствие и ограничение научно-технической базы и недостаток специалистов для проведения исследований |
Достоинства (преимущества) |
Недостатки (издержки) |
Для экономики в целом 1. Прогнозируемость рынка, ограниченно банкротство фирм 2. Возможность государства осуществлять контроль и регулирование деятельности предприятия (отрасли) 3. Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием-отраслью, чем с большим числом компаний, конкурирующих на рынке 4. Государство может переложить часть своих расходных функций на предприятие-монополиста на взаимовыгодных договорных условиях 5. Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка
6. Активная благотворительная деятельность, участие в мероприятиях социального характера, более тесные связи с общественностью ради престижа и создания благоприятного имиджа 7. Предоставление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда для многочисленного персонала компании 8. Существуют экономические, технологические и организационные условия для реализации открытий и нововведений
Для потребителя 1. Положение фирмы на рынке стабильно; потребитель может оставаться постоянным покупателем фирмы, товары которой полностью удовлетворяют его 2. Высок уровень доверия к крупным компаниям
3. Поведение компаний на рынке более прозрачно (отсутствует возможность махинаций, ограниченна недобросовестная конкуренция)
4. Ограниченные затраты на продвижение продукции сокращают совокупные расходы потребителей, связанные с рекламой, маркетингом
5. Возможно достижение более низких цен, которые могут быть установлены за счет низких издержек на единицу продукции, а также внедрения новых технологий производства (более вероятно в государственно организованных монополиях) Для фирмы-монополиста 1. Безопасность ведения бизнеса, стабильное положение фирмы на рынке, отсутствие возможности банкротства
2. Возможно установление монопольно высоких (низких) цен 3. Наличие исключительного права распоряжения ресурсами
4. Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать сверхприбыли даже в долгосрочном периоде
5. Цены существенно превышают средние производственные затраты, соответственно, ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли 6. Возможность давления на потребителей, контрагентов, общество в целом 7. Возможность осуществлять монополистическую деятельность 8. Существует потенциальная возможность аккумуляции средств на НИОКР |
Для экономики в целом 1. Возможность сращивания монополии с государством
2. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами 3. Необходимо государственное вмешательство в регулирование деятельности монополий в плане выплаты долгов и уплаты налогов 4. На экономическую эффективность рынка оказывают сдерживающее влияние барьеры входа
5. Стремление монополии к повышению цен стимулирует импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса 6. Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость
7. Монопольная цена превышает предельные издержки, что провоцирует постоянный нерегулируемый рост цен
8. Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов
9. Отсутствие стремления к снижению производственных издержек 10. Слабо стимулируются прогресс, инновации, развитие экономики, за исключением случаев государственной поддержки 11. Используется стандартная технология, изменяющаяся очень медленно 12. Часть необходимой обществу продукции не производится, что сокращает возможность выбора в целом 13. Компания-монополист формирует рынок, а соответственно, и спрос, что ведет к неэффективному формированию импульсов от спроса к производству Для потребителя 1. Цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса; потребителю приходится «мириться» с монопольно высокими ценами 2. Отсутствует или крайне ограниченна обратная связь от спроса к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику предприятия 3. Монопольная власть производителя при определении количества и цен продукта, возможно создание временного дефицита и изъятие товара из обращени с целью повышения на него цены 4. Ассортимент продукции имеет тенденцию к сокращению по сравнению с конкурентной отраслью, сервисное обслуживание ограниченно 5. Возможность поиска наиболее подходящих для потребителя вариантов ограниченна, вырабатывается консерватизм потребностей
Для фирмы-монополиста 1. Отсутствие постоянного давления конкурентов и защищенное положение на рынке ограничивают стимулы для производственной эффективности, формируют бездеятельность 2. Высокий уровень зависимости от государственного регулирования 3. Государство имеет возможность регулировать действия монополиста в области ценообразования и качества продукции, контролировать политику компании 4. Государство имеет право определять географическую сферу деятельности монополиста, что формирует высокие межрегиональные барьеры и снижает межрегиональный товарообмен 5. Ограниченные альтернативы в выборе поставщиков и т. д.
6. Высокие управленческие издержки, громоздкость управленческого аппарата 7. Присутствуют потенциальные основы к ослаблению рыночной мощи 8. Отсутствуют стимулы к использованию прогрессивных технологий, слабая заинтересованность в НИОКР и использовании НТП 9. Существует некоторое противодействие техническим улучшениям, которые могут вызвать внезапный моральный износ оборудования |
Рис. 16 Многоаспектность исследования проблем… [4, с. 40]
1 http://economics-lecture.ru/
2 Постановление Совета Министров СССР от 16.08.1990 № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1990.
3 Постановление Совета Министров СССР от 08.08.1990 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1990. № 19.
4 http://economics-lecture.ru/
Информация о работе Проблема монополизации российского рынка