Проблема монополизации российского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемам конкуренции и монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение сущности монополизма, были проведены Дж. Робинсоном, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером. Вопросы антимонопольного регулирования занимают значительное место в трудах Р. Питтмана, Д. Каттана, Д. Ордовера.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования монопольных рынков и генетические истоки монополизма в экономике России. . . . . . . . .5
1.1. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды монополий. Деятельность естественных монополий. . . . .7
1.3. Генезис монополизма в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3. Акты, действия и соглашения органов исполнительной
власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение 1 «Глоссарий». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 1.83 Мб (Скачать)

В октябре 1990 г. был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В большинстве республик в 1990—1991 гг. активно началась нормотворческая деятельность по разработке аналогичных законодательных актов.

Конкурентную среду в  исходной монополизированной системе заинтересованы создавать не отдельные предприятия, группы предпринимателей, финансистов, а государство, если оно является носителем общественных интересов. Следовательно, суть рыночных реформ в России — переход от универсальной монополии к конкуренции. Именно с этого момента можно говорить о начале формирования антимонопольной политики в России, переживавшей, как и вся страна, сложный этап развития.

 

Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение.

 

2.1.  Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования.

Монополия сопряжена с  целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые  вынуждают клиента фирмы-монополиста  мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими   проявлениями   пренебрежения   интересами потребителя. Выбора-то у  последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, производящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Антимонопольная политика —  комплекс мер, направленных на демонополизацию  экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий  для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение  знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка  и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. [4, с. 190]

Антимонопольное законодательство базируется на концепции достижения повышенного благосостояния граждан  в результате предоставления хозяйствующим  субъектам возможности свободно обмениваться производимыми товарами (услугами) на конкурентном рынке. [5, с. 286]

Конкурентная политика —  более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных  мероприятий по информированию субъектов  рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В  европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции». [4, с. 190]

Государство обязано выполнять  важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции  для обеспечения рыночных условий  предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной  политики по отношению к отдельным  рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической  конкуренции).

Достижение повышения  качества жизни и обеспечения  конкурентоспособности российской экономики предполагает:

  • организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
  • обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
  • проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
  • обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  • снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  • упорядочение оказания государственной помощи;
  • организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов  реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:

  1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
  2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  3. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
  4. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Нормативно-правовое и экономическое  наполнение каждого из обозначенных принципов изложено на рис. 15.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит  от поведения продавцов и покупателей  при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики  решения юридических вопросов, интенсивности  действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной  политики является создание среды для  равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и  устойчивому экономическому развитию.

 

2.2.  Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики.

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной  политики, состоит из набора законодательных  актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных  актах правил.

То, в какой мере государству  удается обеспечить соблюдение установленных  правил, определяет процесс становления  конкурентных отношений и качественные характеристики конкуренции на товарных и финансовых рынках. Антимонопольное  законодательство действует на всей территории России для большей части  рынков товаров и услуг и имеет  структуру, показанную на рис. 6.

Становление антимонопольной  политики проходило одновременно с  либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (см. рис. 8).

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной  политики, направленной на регулирование  процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих  влиятельными сегментами рынка, является ведение Реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определенного  товара долю более 35% (далее — Реестр).

Целевое назначение Реестра  — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления  государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.

Политика антимонопольного регулирования России осуществлялась не только за счет совершенствования  базового Закона, применяемого для  товарных рынков, но и других законодательных  актов, достаточно самостоятельных  по своей сущности. Хронология и  содержание нормативных актов представлены на рис. 10.

Важное место в антимонопольной  практике занимает контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» распространялся только на деятельность субъектов естественных монополий, регулируемых федеральным законодательством. Круг естественных монополий составляли исключительно отдельные базовые сферы инфраструктурных отраслей.

В июле 1995 г. был принят Федеральный  закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий  правила поведения фирм на рынке  рекламной продукции.

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», разработанный МАП России, принят летом 1999 г. и вступил в  силу только с 1 января 2000 г., что свидетельствует о наметившемся влиянии МАП на деятельность финансовых организаций наравне с Центробанком России, ФКЦБ России, Минфином России.

А.Г. Грязнова выделяет три  принципиальных возможности понижения  степени монополизации: 1) прямое разделение монопольных структур, дерегулирование; 2) иностранная конкуренция; 3) создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. 

Еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит  в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно  вмешиваться в деятельность предприятий. Дерегулирование, то есть законодательное ограничение прав органов власти на вмешательство в деятельность предприятий, способно серьезно уменьшить «низовой» уровень монополизации.

 Второй путь — иностранная  конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму.  Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый  по цене импортный аналог, все  монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как  бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления, она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

Третий путь — создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста  как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.

Необходимо отметить, что  за последние годы в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, охватывающего практически все  сферы экономической деятельности, создан профессиональный антимонопольный  орган (Федеральная антимонопольная  служба России и ее территориальные  управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

 

2.3.  Акты, действия и соглашения органов исполнительной власти.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок.

За нарушения антимонопольного законодательства они несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).

Привлечение этих лиц к  ответственности не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить предусмотренные антимонопольным законодательством действия (ст. 22, 22.1 Закона «О конкуренции...»).

Информация о работе Проблема монополизации российского рынка