Особенности международного рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность. Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.

Оглавление

1. Сущность и классификация услуг……………………………………………3
2. Особенности международного рынка услуг
и проблемы его регулирования ………………………………………………... 7
3. Транспорт в системе мировой торговли услугами ………………………….9
Литература ………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

ПЛАН.

 

 

1. Сущность и  классификация услуг……………………………………………3

2. Особенности международного рынка  услуг

и проблемы его регулирования ………………………………………………... 7

3. Транспорт в системе мировой торговли услугами ………………………….9

Литература ………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и классификация услуг.

 

     Услуги  — полезная деятельность, направленная  на удовлетворение определенных  потребностей населения и общества. Генеральное  соглашение по  торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

     Особенностями  услуги являются: неосязаемость,  неотделимость  от источника,  т.е. торговля услугами связана   с их производством, она, как  правило, не имеет овеществленной  формы, непостоянство  качества, несохраняемость и нетранспортабельность.

     Как правило,  услуги производятся и потребляются  одновременно, что предполагает  прямые контакты между производителями   и потребителями услуг.

 

     Природа  услуги состоит в следующем:

1) услуга  как результат  труда всегда  представляет собой  персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда;

2) без  осуществления  контакта между  производителем  и потребителем, даже если он  осуществляется  через определенную  временную  и пространственную  протяженность,  реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

3) оказание  услуг содержит  набор потребительских  характеристик,  который может  быть реализован  в данной сфере  лишь при  адекватном индивидуальном  восприятии  субъектом (в этом состоит отличие от иных благ).

 

 

     Характеристика  услуг может быть представлена:

1) высокой  степенью  дифференциации услуг  как  по потребительским характеристикам  (горизонтальная дифференциация), так   и по уровню качества (вертикальная  дифференциация);

2) повышенной чувствительностью  к экономической конъюнктуре  и коротким периодом реагирования  на ее изменения, существенностью  фактора сезонности: значительностью  влияния рекламы, моды, информированности;

3) выраженной  сегментированностью  спроса на  услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;

4) существенностью   неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

5) большой  степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием “информационной асимметрии” производителя;

6) присутствием  на  рынке услуг социально значимых  благ (жилье, образование, медицина  и др.), производство и реализация  которых требуют регулирующей  роли государства и финансирования общественного сектора;

7) большей  территориальной  привязанностью  и локализованностью  обслуживания  для мирового рынка  услуг по  сравнению с рынком  товаров.

     Во  всех  развитых странах сектор услуг   является одним из наиболее перспективных  как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них.

 

     Интеграция  услуг в систему материального   производства проявляется в следующем:

1) увеличение  в системе  производительных сил  инфраструктурных  элементов, функционирование  которых  формирует общие условия производства и является динамичным фактором его организации;

2) рост  взаимосвязи  и взаимозависимости  в рамках  мировой экономической  системы  и изменение на этой  основе  ролевых функции и ответственности   обслуживающих производств;

3) преобразование  отраслевой структуры с преобладанием  вертикальных (иерархических) связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;

4) организационное   построение экономики в виде  сети, которое обусловливает изменение  стиля менеджмента; его характерными чертами становится принцип самоорганизации, что способствует переходу от иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью;

5) диффузия  нематериального производства в  сферу материальную, которая связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации.

     Существуют  определенные проблемы при классификации   мирового рынка услуг. Это объясняется   наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

     В статистике  системы национальных счетов  приведена следующая классификация   услуг:

 

1) потребительские  (рестораны,  гостиницы);

2) социальные (образование,  медицинское обслуживание  и др.);

3)производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);

4) распределительные  (торговые, транспортные, посреднические).

 

     По  классификации  ООН выделяется более 160 видов  услуг, объединенных в 12 основных  разделов:

1) деловые  услуги (46 видов);

2) услуги  связи (25 видов);

3) инжиниринговые и  строительные услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские  услуги (5 видов);

5) общеобразовательные   услуги (5 видов);

6) услуги  по защите  окружающей среды  (4 вида);

7) финансовые  услуги (в том числе страховые) 1(7 видов);

8) охрана  здоровья  и социальные услуги (4 вида);

9) туризм  и путешествия  (4 вида);

10) услуги  досуга, культуры  и спорта (5 видов);

11) транспортные  услуги (33 вида);

12) прочие  услуги (например, бытовые) (более 7 видов).

 

     Международный  валютный фонд (МВФ) выделяет четыре  вида услуг:

1) фрахт;

2) остальные транспортные  услуги;

3) туризм;

4) прочие  услуги.

 

     На  основе  подхода МВФ все услуги можно  разделить также на торгуемые   и неторгуемые. К первой группе относят  те услуги, которые пригодны для  широкого вовлечения в международный  торговый оборот.

 

     В настоящее  время количество услуг во  внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые  услуги, как правило, производятся  и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.

     Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.

     Это, в  частности, услуга волонтеров  в медицинских и образовательных  учреждениях, а также предоставление  услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

 

     К основным  внешнеторговым сделкам купли-продажи  услуг относят:

1) внешнеторговые сделки  по оказанию производственно-технических  услуг (международный инжиниринг);

2) международные арендные  сделки; сделки по экспорту и  импорту туристических услуг;

3) внешнеторговые сделки  по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.

     В свою  очередь, группа внешнеторговых  сделок по обслуживанию товарооборота  включает операции по международным  перевозкам грузов, международные  транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

 

     В Мировом  банке принят расширительный  подход к услугам, в число  которых включается и движение  дохода. Услуги в связи с этим  делятся на:

1) факторные услуги  — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2) нефакторные услуги  — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

     Подобное  деление особенно важно для  обсуждения проблем регулирования  международной  торговли услугами  в рамках ВТО, которые концентрируются  преимущественно на нефакторных  услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну.

     Поэтому  в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся  на:

1) услуги, связанные с  инвестициями, — банковские, гостиничные  туристические и профессиональные  услуги;

2) услуги, связанные с  торговлей, — транспорт, страхование;

3) услуга, связанные одновременно  с инвестициями и торговлей, связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные услуги, арендные операции).

     Экспорт  услуг означает оказание услуг  нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Причем процесс  международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.

     Следует  отметить, что в последние годы  получают особое развитие международные  сделки с услугами, при которых  производитель и потребитель  не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к  развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного  перечня услуг, и в Федеральный  закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об  основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.

     В целом  международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства.

 

     Основными  сделками на международном рынке   услуг являются:

1) консультационные услуги  по совершенствованию управления  и в области информатики (реинжиниринг);

2) оказание туристических услуг;

3) международные транспортные  услуги.

 

     Наиболее  крупными экспортерами и импортерами   коммерческих услуг в настоящее   время являются промышленно развитые  страны. Причем внешняя торговля  услугами — важное направление  внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта.

Информация о работе Особенности международного рынка услуг