Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Особенности функционирования и регулирования международного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Мировая торговля услугами - специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. В силу большого разнообразия услуг трудно дать им однозначное определение. По сути, дискуссия концентрируется вокруг различий между понятиями «товар» и «услуга» как таковыми. Услуги, в отличие от товаров, неосязаемы и невидимы, не поддаются хранению, не могут быть переданы от одной хозяйственной единицы к другой, требуют контакта производителя с покупателем, им не просто найти замену.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и классификация услуг 4
2. Особенности международного рынка услуг и проблемы 9 его регулирования
3. Транспорт в системе мировой торговли услугами 11
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат по Международной экономике.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

УО «Барановичский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Международная экономика»

 

Тема: «Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Особенности функционирования и регулирования международного рынка услуг.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                                    Труш М.Н.

Учащаяся                                                                       группы ЭАдис 21

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи – 2011

 

Содержание:

 

Введение                                                                                          3

 

  1. Сущность и классификация услуг                                             4

 

  1. Особенности международного рынка услуг и проблемы       9 его регулирования

 

  1. Транспорт в системе мировой торговли услугами                 11

 

Список используемой литературы                                              16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировая торговля услугами - специфическая форма мирохозяйственных  связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. В силу большого разнообразия услуг трудно дать им однозначное определение. По сути, дискуссия концентрируется вокруг различий между понятиями «товар» и «услуга» как таковыми. Услуги, в отличие от товаров, неосязаемы и невидимы, не поддаются хранению, не могут быть переданы от одной хозяйственной единицы к другой, требуют контакта производителя с покупателем, им не просто найти замену.

В экономической литературе используется большое количество классификаций услуг. Как объект международной торговли они делятся на торгуемые и неторгуемые. Торгуемые, согласно классификации ООН, подразделяются на 12 видов: деловые; услуги связи; строительные и инжиниринговые; финансовые; туризм и путешествия; рекреационные, культурные и спортивные; транспортные; услуги по охране окружающей среды; в области здравоохранения и социального обеспечения; образования; организация досуга и прочее.

Услуги, относящиеся  к неторгуемым, не могут быть экспортированы по каналам международной торговли. Поэтому для удовлетворения потребностей зарубежных покупателей у производителей возникает потребность перемещения их производства за пределы страны, используя ПИИ. В связи с этим Всемирный банк выделяет факторные и нефакторные услуги. Факторные возникают в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, лицензионные платежи, зарплата нерезидентам). Нефакторные - остальные виды услуг.

По способу  доставки потребителю услуги делятся  на связанные: с инвестициями; с торговлей; одновременно с инвестициями и торговлей. Исходя из механизма совершения сделок, ГАТС выделяет: трансграничные услуги: коммерческое присутствие за рубежом: потребление услуг за рубежом; перемещение за рубеж поставщиков услуг (физических лиц). Эти четыре способа предоставления услуг связаны между собой и могут переплетаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и классификация услуг

 

Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с  их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность.

Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что  предполагает прямые контакты между  производителями и потребителями  услуг.

Природа услуги состоит  в следующем:

1) услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда;

2) без осуществления  контакта между производителем  и потребителем, даже если он  осуществляется через определенную  временную и пространственную протяженность, реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

3) оказание услуг содержит  набор потребительских характеристик,  который может быть реализован  в данной сфере лишь при  адекватном индивидуальном восприятии субъектом (в этом состоит отличие от иных благ).

Характеристика услуг  может быть представлена:

1) высокой степенью  дифференциации услуг как по  потребительским характеристикам  (горизонтальная дифференциация), так  и по уровню качества (вертикальная дифференциация);

2) повышенной чувствительностью  к экономической конъюнктуре  и коротким периодом реагирования  на ее изменения, существенностью  фактора сезонности: значительностью  влияния рекламы, моды, информированности;

3) выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;

4) существенностью неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

5) большой степенью  неопределенности результата на  рынке услуг и наличием “информационной  асимметрии” производителя;

6) присутствием на  рынке услуг социально значимых  благ (жилье, образование, медицина  и др.), производство и реализация  которых требуют регулирующей роли государства и финансирования общественного сектора;

7) большей территориальной  привязанностью и локализованностью  обслуживания для мирового рынка  услуг по сравнению с рынком  товаров.

Во всех развитых странах  сектор услуг является одним из наиболее перспективных как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них.

Изменение роли услуг  в системе материального воспроизводства  получило название “софтизация” (“софтономизация”). Это понятие отражает новые явления  в экономике, связанные с более  широким включением услуг в “жесткую” материально-вещественную структуру производства.

Интеграция услуг в  систему материального производства проявляется в следующем:

1) увеличение в системе  производительных сил инфраструктурных  элементов, функционирование которых  формирует общие условия производства и является динамичным фактором его организации;

2) рост взаимосвязи  и взаимозависимости в рамках  мировой экономической системы  и изменение на этой основе  ролевых функции и ответственности  обслуживающих производств;

3) преобразование отраслевой структуры с преобладанием вертикальных (иерархических) связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;

4) организационное построение  экономики в виде сети, которое  обусловливает изменение стиля менеджмента; его характерными чертами становится принцип самоорганизации, что способствует переходу oт иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью;

5) диффузия нематериального производства в сферу материальную, которая связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации.

Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется  наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

В статистике системы  национальных счетов приведена следующая  классификация услуг:

1) потребительские (рестораны,  гостиницы);

2) социальные (образование,  медицинское обслуживание и др.);

3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);

4) распределительные  (торговые, транспортные, посреднические).

По классификации ООН  выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

1) деловые услуги (46 видов);

2) услуги связи (25 видов);

3) инжиниринговые и  строительные услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные  услуги (5 видов);

6) услуги по защите  окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги (в  том числе страховые) 1(7 видов);

8) охрана здоровья  и социальные услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия  (4 вида);

10) услуги досуга, культуры  и спорта (5 видов);

11) транспортные услуги (33 вида);

12) прочие услуги (например, бытовые) (более 7 видов).

Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:

1) фрахт;

2) остальные транспортные  услуги;

3) туризм;

4) прочие услуги.

На основе подхода  МВФ все услуги можно разделить  также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.

В настоящее время  количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые  услуги, как правило, производятся и  потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят  услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.

Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных  учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).

На основе подхода  профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно  выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:

1) внешнеторговые сделки  по оказанию производственно-технических  услуг (международный инжиниринг);

2) международные арендные  сделки; сделки по экспорту и  импорту туристических услуг;

3) внешнеторговые сделки  по консультационным услугам  в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.

В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота  включает операции по международным  перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в  число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Подобное деление особенно важно для обсуждения проблем  регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются  преимущественно на нефакторных  услугах. Между тем сотрудник  МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

1) услуги, связанные с  инвестициями, — банковские, гостиничные  туристические и профессиональные  услуги;

Информация о работе Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Особенности функционирования и регулирования международного рынка