Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:20, реферат
Мировая торговля услугами - специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. В силу большого разнообразия услуг трудно дать им однозначное определение. По сути, дискуссия концентрируется вокруг различий между понятиями «товар» и «услуга» как таковыми. Услуги, в отличие от товаров, неосязаемы и невидимы, не поддаются хранению, не могут быть переданы от одной хозяйственной единицы к другой, требуют контакта производителя с покупателем, им не просто найти замену.
Введение 3
1. Сущность и классификация услуг 4
2. Особенности международного рынка услуг и проблемы 9 его регулирования
3. Транспорт в системе мировой торговли услугами 11
Список используемой литературы 16
УО «Барановичский государственный университет»
Реферат
По дисциплине: «Международная экономика»
Тема: «Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Особенности функционирования и регулирования международного рынка услуг.»
Выполнила
Учащаяся
Барановичи – 2011
Содержание:
Введение
Список используемой
литературы
Введение
Мировая торговля
услугами - специфическая форма
В экономической литературе используется большое количество классификаций услуг. Как объект международной торговли они делятся на торгуемые и неторгуемые. Торгуемые, согласно классификации ООН, подразделяются на 12 видов: деловые; услуги связи; строительные и инжиниринговые; финансовые; туризм и путешествия; рекреационные, культурные и спортивные; транспортные; услуги по охране окружающей среды; в области здравоохранения и социального обеспечения; образования; организация досуга и прочее.
Услуги, относящиеся
к неторгуемым, не могут быть экспортированы
по каналам международной
По способу доставки потребителю услуги делятся на связанные: с инвестициями; с торговлей; одновременно с инвестициями и торговлей. Исходя из механизма совершения сделок, ГАТС выделяет: трансграничные услуги: коммерческое присутствие за рубежом: потребление услуг за рубежом; перемещение за рубеж поставщиков услуг (физических лиц). Эти четыре способа предоставления услуг связаны между собой и могут переплетаться.
Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.
Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность.
Как правило, услуги производятся
и потребляются одновременно, что
предполагает прямые контакты между
производителями и
Природа услуги состоит в следующем:
1) услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда;
2) без осуществления
контакта между производителем
и потребителем, даже если он
осуществляется через
3) оказание услуг содержит
набор потребительских
Характеристика услуг может быть представлена:
1) высокой степенью
дифференциации услуг как по
потребительским
2) повышенной чувствительностью
к экономической конъюнктуре
и коротким периодом
3) выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;
4) существенностью неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть;
5) большой степенью
неопределенности результата
6) присутствием на
рынке услуг социально
7) большей территориальной
привязанностью и
Во всех развитых странах сектор услуг является одним из наиболее перспективных как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них.
Изменение роли услуг
в системе материального
Интеграция услуг в
систему материального
1) увеличение в системе
производительных сил
2) рост взаимосвязи
и взаимозависимости в рамках
мировой экономической системы
и изменение на этой основе
ролевых функции и
3) преобразование отраслевой структуры с преобладанием вертикальных (иерархических) связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;
4) организационное построение экономики в виде сети, которое обусловливает изменение стиля менеджмента; его характерными чертами становится принцип самоорганизации, что способствует переходу oт иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью;
5) диффузия нематериального производства в сферу материальную, которая связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации.
Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.
В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг:
1) потребительские (рестораны, гостиницы);
2) социальные (образование,
медицинское обслуживание и др.
3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);
4) распределительные (торговые, транспортные, посреднические).
По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:
1) деловые услуги (46 видов);
2) услуги связи (25 видов);
3) инжиниринговые и строительные услуги (5 видов);
4) дистрибьюторские услуги (5 видов);
5) общеобразовательные услуги (5 видов);
6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);
7) финансовые услуги (в том числе страховые) 1(7 видов);
8) охрана здоровья и социальные услуги (4 вида);
9) туризм и путешествия (4 вида);
10) услуги досуга, культуры и спорта (5 видов);
11) транспортные услуги (33 вида);
12) прочие услуги (например, бытовые) (более 7 видов).
Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:
1) фрахт;
2) остальные транспортные услуги;
3) туризм;
4) прочие услуги.
На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.
В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.
Генеральное соглашение
по торговле услугами (ГАТС) и другие
международные организации
Это, в частности, услуга
волонтеров в медицинских и
На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.
К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:
1) внешнеторговые сделки
по оказанию производственно-
2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг;
3) внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.
В свою очередь, группа внешнеторговых
сделок по обслуживанию товарооборота
включает операции по международным
перевозкам грузов, международные транспортно-
В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:
1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Подобное деление особенно
важно для обсуждения проблем
регулирования международной
1) услуги, связанные с
инвестициями, — банковские, гостиничные
туристические и