Международная торговля инжиниринговыми услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Активное использование достижений научно-технического прогресса, а также развитие и углубление международного разделения труда определяют необходимость приобретения конкурентных преимуществ для стран. Создание наукоемких товаров требует наличия соответствующих мощностей и разработок, развитой инфраструктуры, повышения эффективности предприятий, присутствия современных технологий и новейших средств производства, ноу-хау. Присутствие в экономике развитой отрасли инжиниринговых услуг позволяет компаниям национальной экономики функционировать в этих условиях. Высокотехнологичные инжиниринговые услуги являются важным конкурентным преимуществом государства.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое и практическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи исследования:

Оглавление

Введение

Глава 1. Современные тенденции развития международной торговли инжиниринговыми услугами

1.1 Понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС

1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами

1.3 Место инжиниринга в мировом инновационном обмене

Глава 2. Коммерческие условия инжиниринговых операций

2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных фирм и производственных компаний

2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров

2. 3 Объем, динамика и структура экспорта и импорта инжиниринговых услуг в России.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Международная торговля инжиниринговыми услугами.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

  Содержание 

  Введение

  Глава 1. Современные тенденции развития международной торговли инжиниринговыми услугами

  1.1 Понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС

  1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами

  1.3 Место инжиниринга в мировом инновационном обмене

  Глава 2. Коммерческие условия инжиниринговых операций

  2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных фирм и производственных компаний

  2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров

  2. 3 Объем, динамика и структура  экспорта и импорта инжиниринговых  услуг в России.

  Заключение

  Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Актуальность  темы. Активное использование достижений научно-технического прогресса, а также развитие и углубление международного разделения труда определяют необходимость приобретения конкурентных преимуществ для стран. Создание наукоемких товаров требует наличия соответствующих мощностей и разработок, развитой инфраструктуры, повышения эффективности предприятий, присутствия современных технологий и новейших средств производства, ноу-хау. Присутствие в экономике развитой отрасли инжиниринговых услуг позволяет компаниям национальной экономики функционировать в этих условиях. Высокотехнологичные инжиниринговые услуги являются важным конкурентным преимуществом государства.

  Цель  и задачи исследования. Основной целью данного исследования является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое и практическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи исследования:

  - проанализировать динамику и  систематизировать основные факторы,  определяющие структуру и состояние  современной мировой торговли  инжиниринговыми услугами;

  - выявить процессы трансформации  среды функционирования инжиниринговых компаний;

  - изучить роль инноваций в международном  обмене инженерными и строительными  технологиями;

  - исследовать основные факторы,  определяющие потенциал Российского  инжиниринга и специфику его  реализации в современных условиях;

  - проанализировать конкурентные  преимущества и специфику услуг,  предоставляемых государственной  корпорацией «Росатом».

  Предмет и объект исследования. Объектом исследования выступает мировая торговля инжиниринговыми услугами в условиях бурного роста строительного рынка и последовавшего за ним кризиса как сфера интересов и площадка для деятельности российских инжиниринговых компаний. Предметом исследования является комплекс экономических и политических отношений, связанных с изменениями в мировой торговле инжиниринговыми услугами, а также деятельность его основных участников.

  Информационная  база исследования включает в себя официальные статистические и аналитические  материалы таких международных  организаций, как: Международная федерация  инженеров-консультантов, Европейский фонд развития, Европейский комитет инженерно-консультационных фирм, ООН, МВФ, ВТО, Европейская Комиссия, Региональные ассоциации инженеров-консультантов России, США, Японии. Также материалы Министерства финансов, МЭР, МИД, Росстата, годовые отчеты зарубежных инжиниринговых компаний, данные российских и зарубежных научно-исследовательских институтов, а также периодических научных изданий.

  В работе комплексно исследуется изменившиеся в начале XXI века роль и место России в структуре взаимоотношений основных участников мировой торговли инжиниринговыми услугами. Также рассмотрены обоснования и проработка условий реализации новой стратегии интеграции России в мировую систему инжиниринга. При этом автором впервые были получены следующие результаты, составляющие новизну исследования:

  - выявлены и проанализированы  основные тенденции развития  мировой торговли инжиниринговыми  услугами, определены основные факторы  ее развития;

  - даны рекомендации по возможности  реализации Россией преимуществ  по использованию конкурентных преимуществ в проектировании объектов металлургической, химической, энергетической отраслей промышленности, многолетнего опыта по проектированию атомных электростанций для укрепления лидирующих позиций в мировом бизнесе;

  - выделены конкретные преимущества России и определены пути их использования в данной отрасли.

  Научная новизна определяется следующими основными  составляющими:

  - современным состоянием мировой  торговли инжиниринговыми услугами, переживающей изменения, связанные с развившимся мировым экономическим кризисом и окончанием того периода, когда инжиниринговые компании получали сверхприбыль, в процессе которых закладывается будущая модель взаимоотношений участников мировой торговли инженерно-консультационными услугами;

  - отсутствием в российской экономической науке комплексного исследования мировой торговли инжиниринговыми услугами на современном этапе.

  Положения и выводы данного исследования могут  быть использованы в практической работе исполнительных органов федеральной  власти Российской Федерации, ответственных за формирование основных нормативных актов, регулирующих деятельность российских и зарубежных инжиниринговых компаний, в деятельности коммерческих организаций при разработке проектов своего развития, а также ученых и экономистов - практиков, исследующих торговлю инженерно-консультационными услугами. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Современные тенденции  развития международной  торговли инжиниринговыми  услугами. 

  1.1 Понятие инжиниринга. Классификация  инжиниринговых услуг в ГАТС 

  Сегодня термин «инжиниринг» используется для обозначения целой области или сферы предпринимательской деятельности, связанной с созданием промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, строительных и других объектов, т.е. инженерно-консультационной и инженерно-строительной деятельности.

  В Современной экономической энциклопедии термин «инжиниринг» трактуется как  совокупность инженерных услуг, предоставляемых  клиенту. В нее, как правило, входят проектирование, предоставление лицензий, ноу-хау, пусконаладочные работы. Инжиниринг может включать подготовку кадров, а иногда и строительные услуги. Выделяют два вида инжиниринговых услуг: 1) внутренний и 2) экспортный, представляющий собой форму международных коммерческих связей, предполагающих помимо всего и вывоз сопутствующих лицензий, ноу-хау и так далее.

  Различают также «промышленный инжиниринг» - сумму прикладных методов, нацеленных на повышение производительности труда  и качества продукции. Прикладные методы промышленного инжиниринга включают сравнительно элементарные способы рационализации, позволяющие при небольших затратах получать значительный экономический эффект. Они также предполагают в первую очередь обследование (анализ) и конструирование (синтез) производственных систем (комплексных рабочих мест) и связей между ними. Основные направления промышленного инжиниринга, обеспечивающие высокую эффективность, предусматривают: исследование трудовых процессов; внедрение систем сдельной оплаты труда, учитывающих комплекс условий производства; обеспечение постоянного повышения квалификации работников. Прикладные методы промышленного инжиниринга наиболее эффективны:

    • в учете затрат и объемов производственной продукции и услуг
    • стимулировании производственных успехов
    • организации контроля производственных показателей.

  Приведенные определения инжиниринга идентичны. Таким образом, инжиниринг как предмет коммерческой сделки - это разного рода целенаправленные инженерно-консультационные услуги, необходимые покупателю для оптимизации капиталовложений, связанных с осуществлением, как правило, какого-либо технического проекта, независимо от его характера и масштабов: строительство нового и модернизация, реконструкция, расширение существующего объекта. В этом заключается его экономическое содержание и сущность, делающая инжиниринг предметом купли-продажи. 1

  ГАТС  выделяет два типа услуг, включающих в себя инжиниринг:

  1. строительные и связанные с ними инжиниринговые услуги
  2. проектные и инжиниринговые услуги

  Классификация видов услуг, входящих в первый тип, следующая:

  - общие строительные работы для возведения зданий (CPC 512)

  - общие строительные работы для  гражданского инжиниринга (CPC 513)

  - работы по сборке и установке  (CPC 514, 516)

  - завершающее строительство и  отделочные работы (CPC 517)

  - другие (CPC 511, 515, 518)

  Второй  тип, проектные и инжиниринговые услуги:

  - проектные услуги (СРС 8671)

  - инжиниринговые услуги (СРС 8672)

  - интегрированные инжиниринговые  услуги (СРС 8673)

  - промышленное планирование и  ландшафтная архитектура (СРС  8674)

  В то же время специалисты ГАТС допускают, что некоторые страны могут учитывать строительные и проектные инжиниринговые услуги вместе (например, Венесуэла), другие добавляют примечания, чтобы определить рамки строительных и связанных с ними инжиниринговых услуг (Гонк Конг, Китай). 

  1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами 

  В 1971 г. в рамках «Общего рынка» был  учрежден региональный Европейский  комитет инженерно-консультационных фирм – КЕБИ (European Federation of Engineering Consultancy Associations - EFCA).

  Членами КЕБИ могут быть инженерно-консультационные фирмы, не относящиеся к категории частных, независимых (государственные, полугосударственные и т.д.), а также контракторы-подрядчики. В КЕБИ на сегодняшний день входят 26 отраслевых ассоциаций стран Европы, в том числе ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и др. стран, на предприятиях которых (10000 компаний) занято около 1 млн. человек. Их годовой доход составляет 100 млрд. евро, а инвестиционная стоимость обслуживаемых объектов – 60 млрд. долл. США5

  КЕБИ  занимается:

  • разработкой профессионального кодекса;
  • подготовкой словарей терминов, применяемых в контрактах по инжинирингу на различных западноевропейских языках;
  • представлением в Европейский фонд развития (Брюссель) точки зрения КЕБИ по условиям контрактов и соглашений с консультантами на выполнение проектов, финансируемых фондом;
  • изучением (установлением) потребностей в профессиональных страховых возмещениях в странах «Общего рынка», имея в виду создание общеевропейского пула для всех консультационных фирм КЕБИ.

  Международная федерация инженеров-консультантов  – ФИДИК (International Federation of Consulting Engineers - FIDIC) объединяет национальные ассоциации частных независимых консультационных фирм. В настоящее время в нее входят ассоциации 73 различных стран, 30000 фирм, на которых занято более 1 млн. человек.

  Национальные  ассоциации призваны защищать общие  интересы своих членов и содействовать  «независимой» инженерно-консультационной деятельности в своих странах путем объединения консультантов по профессиональному признаку. Главные задачи ФИДИК заключаются в следующем:

  • способствовать созданию профессиональных организаций в тех странах, где они отсутствуют;
  • поддерживать и защищать профессиональные интересы членов федерации, содействовать развитию сотрудничества и обмена информацией между ними, разрабатывать кодекс профессиональной этики и поведения;
  • способствовать сотрудничеству с другими заинтересованными организациями.

  Статистика  по внешнеторговым операциям показывает, что страны, в целом, активно участвуют  в обмене инженерно-консультационными  услугами. Кроме того, основные участники  такого обмена имеют положительное  сальдо по торговым операциям в отрасли.

Информация о работе Международная торговля инжиниринговыми услугами